Политический лидер в современной России
Содержание
Введение.............................................................................................................. 2
Типология политических ценностей. Результаты эмпирического исследования российских граждан конца 90-х......................................................................... 2
Некоторые особенности восприятия политических лидеров в современной России........................................................................................................................... 11
Владимир Жириновский................................................................................... 19
Заключение........................................................................................................ 32
Список использованных источников............................................................... 34
Введение
Лидер – глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе.
Партия – политическая организация какого-нибудь общественного слоя, выражающая и защищающая его интересы, руководящая им для достижения определённых целей и имеющая свою программу.[1]
Партии, люди, продукты, города, профессии - перечисление можно было бы продолжить - обладают в глазах населения неким особым «образом». Этот образ не является совокупностью рациональных суждений; это преимущественно иррациональное отражение представлений, ощущений, оценок, ассоциаций в широком смысле, которое, подобно ауре, обволакивает все предметы сознания и несет на себе яркий отпечаток субъективного восприятия действительности. Так, при проведении опросов (независимо от их вида и задач) большинство респондентов легко сопоставляют предлагаемый набор характеристик или целые суждения с объектом, образ которого должен быть исследован, и решают, насколько хорошо (или плохо) они его описывают.
|
В настоящее время уже не вызывает сомнений, что у населения складываются определенные «образы» и игроков политической сцены. Однако вопрос о наполнении образов российских политиков и составляющих их показателях до сих пор остается предметом значительных споров. Довольно слабо исследована в отечественной литературе и проблема формирования, устойчивости и потенциала развития образов политических акторов. Тот факт, что образ политического деятеля в глазах электората может быть изменен, причем изменен сознательно и целенаправленно, априорно принимается разве что имиджмейкерскими агентствами.[2]
Типология политических ценностей.
Результаты эмпирического исследования российских граждан конца 90-х
Проблема политических ценностей в целом – междисциплинарная проблема и требует рассмотрения в микро- и макросоциальном масштабе с привлечением понятийного аппарата и научного инструментария различных наук. Изучение политических ценностей и попытка построения на основе эмпирических данных различных типологий является важной и актуальной исследовательской задачей. Анализ моделей функционирования и механизмов формирования политических ценностей и установок является необходимым путем поиска ответа об их сегодняшнем состоянии и генезисе в современной России, а также их влиянии на происходящие политические и общественные процессы.
Наличие индивидуальных (характерных для группы, слоя, общества) ценностей позволяет каждой личности в ходе развития выработать для себя индивидуальную иерархию, пользуясь набором уже созданных и одобряемых в данной культуре базовых ценностей.
|
Что же такое ценности? «Ценности – обобщенные представления людей о наиболее значимых целях и нормах поведения, определяющие видение ими действительности, задающие ориентации их действиям и поступкам во всех сферах жизни и в значительной мере формирующие «жизненный стиль» общества. Система или совокупность доминирующих ценностей выражает в концентрированном виде особенности культуры и исторического опыта общества»[3]. Тем не менее это определение вовсе нельзя считать единственно существующим определением ценностей. Как отметил в одной из своих работ Н.Решер[4], горячее желание многочисленных исследований иметь единую ценностную терминологию, похоже, явилось единственной точкой согласия. Тем не менее анализ показывает, что встречающиеся в литературе определения в основном укладываются в две основные модели. Как правило, речь идет либо о терминальных ценностях (концепции того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия), либо об инструментальных (моральные ценности, ценности компетенции). С функциональной точки зрения инструментальные ценности активизируются как критерии, стандарты при оценке только модуса поведения, действий, а терминальные – как при оценке и выборе целей деятельности, так и допустимых способов их достижения. Усвоенные личностью ценности являются важнейшими детерминантами поведения индивида, его решений и выборов.
|
Изучение политических ценностей, а также тесно связанных с ними социальных установок имеет обширные традиции в литературе, философии, истории, социологии.
Политические ценности относятся к глобалальным ценностям, усваиваемым индивидом в процессе политической социализации. Их изучение может выявить глубинные процессы, происходящие в различных группах общества по отношению к политическим проблемам в широком смысле. На принятие конкретного электорального решения влияют во многом политические установки, которые являются более подвижными и гибкими.
Решения, принимаемые индивидом на основе определенной иерархии ценностей, в том числе политических, исходят не из абсолютных оценок альтернатив решений и действий, а из их субъективного восприятия. Поэтому степень активизации различных ценностей не в последнюю очередь зависит от когнитивных оценок рассматриваемых альтернатив. Единого для любой ситуации механизма, активизирующего ценности, не существует. Возникающие противоречия решаются как в зависимости от иерархии ценностей, так и от степени активизации различных ценностей в ситуации.
Российскому обществу, пережившему серьезную смену системы ценностей, пришлось столкнуться с конфликтом ценностей: большинство граждан постсоветской России предпочитает советскую политическую систему (41%), но отчетливо осознает, что возврат к системе абсолютно невозможен благодаря усвоению отдельных аспектов либеральных ценностей (индивидуальные права и свободы, преобладание личных ценностей над государственными). В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах общества, особенно в том, что касается самоидентификации с политическими и социальными ценностями.
То, что в России существуют и взаимодействуют различные системы ценностей, оказывает большое влияние на общественное сознание. В ходе переосмысления ценностей осуществляются переходы к различным базовым иерархиям: для некоторых групп населения характерно принятие в большей или меньшей степени новых ценностей и норм, в других группах происходит укрепление традиционных ценностей.
В силу глубоко укоренившихся традиций большинство российских граждан убеждено в том, что именно государство в лице Президента и Правительства и органов исполнительной власти на местах должно отвечать за их благополучие. Этой патерналистской установкой сознание переходных обществ, в том числе и России, отличается от сознания западных либеральных демократий. В целом, согласно данным РОМИР, для россиян сегодня характерно предпочтение нормативного порядка наряду с апологией свободы как принципа общественного устройства. Так, самой важной обязанностью руководства страны 46,2% россиян считают поддержание порядка в обществе, а 42,5% - обеспечение соблюдения прав человека. Налицо сосущестование в общественном сознании различных ценностных систем.
Положительное отношение к демократии как политическому режиму, социальному идеалу и системе ценностей - одна из важнейших предпосылок успешных преобразований. Что касается восприятия демократии в России, то полностью удовлетворенных ее развитием опрос РОМИР вообще не выявил. Скорее удовлетворены, чем нет, - только 6% граждан. Не очень удовлетворены развитием демократии в России 39% опрошенных, а совсем не удовлетворены – 45,3%. Затруднились с ответом 8,6% россиян. Нынешнюю политическую модель, существующую в России, как очень плохую оценивают 37,2% опрошенных, в то время как политическую систему, существовавшую при коммунистическом режиме, в качестве очень плохой оценивают лишь 7,9% участников опроса. Налицо колоссальная неудовлетворенность респондентов сегодняшним демократическим устройством России и ностальгия по ушедшим временам. В России во многом сохраняются интеллектуальные и психологические стандарты тоталитарного общества.
Важной частью существующих стереотипов россиян является представление об необходимости вмешательства государства в экономику. Большая часть российской общественности (за исключением бизнесменов и молодежи – групп, где наиболее распространены либеральные ценности) высказываются за сильную роль государства в жизни общества, выражающуюся в гарантировании каждому гражданину дохода на уровне прожиточного минимума, обеспечении всех нуждающихся работой, жильем, - т.е. обеспечение базовых потребностей индивидов.
Перечисленные выше факторы, а также постоянная неудовлетворенность деятельностью Президента Ельцина и правительства, зафиксированная опросами общественного мнения в последние годы, сделали особо сильным тяготение значительной части россиян к фигуре нового политического лидера, актуализировали традиционалистские ценности, связанные с фигурой решительного, сильного вождя. Налицо противоречия и парадоксы ценностных систем и ориентаций, существующих в российском обществе.
Предлагаемая ниже типология – это лишь один из вариантов разработки проблемы политических ценностей на имеющейся информационной основе. Особенность методов типологизации заключается в том, что они ощутимо меняют контуры получаемых типов в зависимости от комбинации включаемых в уравнение показателей.
Для составления типологии были использованы данные независимого исследовательского центра РОМИР, который специализируется в том числе на проблематике изучения политических ценностей. РОМИР принимает участие в известном исследовательском проекте Р.Ингелхарта «Жизненные ценности», который проводится более, чем в 40 странах мира.
Исследование РОМИР, проведенное по всероссийской репрезентативной выборке взрослого населения в июне 1999, содержало обширный блок, посвященный ценностям и ценностным ориентациям российского населения в сфере политики.
На наш взгляд, наиболее адекватной методологией, позволяющей изучить морфологию российского политического сознания, является создание сложной многомерной типологии политических ориентаций, облегчающей понимание особенностей электорального, протестного и других форм поведения различных слоев населения РФ. С этой целью в исследование был включен ряд установочных суждений, уровень согласия с которыми измерялся по девятибалльной шкале. Каждое из суждений выступало в роли составной части общего показателя, список которых приводится ниже:
Отчуждение, рассматриваемое как уход от участия в деятельности различных политических и социальных институтов, а также ощущение невозможности что-либо изменить в окружающей жизни.
Консерватизм, понимаемый как нежелание каких-либо изменений, будь-то изменения в собственной жизни, или изменения в жизни общества.
Патриотизм, трактуемый как осознание себя гражданином своей страны, имеющей особые интересы, особый уклад и особую символику. Раскрывается, в частности, через отношение к государственным символам РФ.
Стремление к автаркии, понимаемое как желание обособиться от внешнего мира, закрыть доступ к источникам информации, иным, чем те, которыми пользуется респондент в настоящее время. В частности, автаркия раскрывалась через принцип «опоры на собственные силы», столь активно внушавшийся населению в годы развитого социализма.
Эгалитаризм, рассматриваемый как стремление к установлению фактического материального равенства всех граждан, проживающих в государстве.
Плюрализм, выступающий как открытость по отношению к любым точкам зрения, понимание необходимости сделать их достоянием гласности, независимо от степени их приемлемости для самого респондента.
Ригидность. Данный показатель имеет немало общего с консерватизмом, но не совпадает с ним полностью. Под ригидностью понимается не столько приверженность каким-либо определенным политическим взглядам, сколько отверделость восприятия, нежелание и неспособность воспринимать новизну в любых ее формах. Иными словами, в отличие от консерватизма ригидность – это состояние психики, подчиняющее себе не только сферу политики, но и личную жизнь гражданина.
Активизм. Это понятие является относительно современным эквивалентом «активной жизненной позиции», широко пропагандировавшейся в недалеком прошлом. Активный актор в отличие своего пассивного антипода стремится активно участвовать во всех процессах, протекающих в обществе, влиять на политическую сферу, прибегая для этого к разным формам участия.
Либерализм. Не имея возможности дать полную трактовку этого понятия, мы ограничились рядом суждений, в поддержку демократических форм управления и рыночной экономики.
Законопослушание. Рассматривалось как одно из ключевых понятий современной политической жизни. Данный показатель раскрывался, с одной стороны, как общая установка на соблюдение законов, и, с другой - как возможность жить по закону в современном российском обществе.
Этатизм. В этом понятии включалось отношение к примату государства в общественной жизни.
Самооценка. Это – чисто психологическая характеристика, которая, по нашему убеждению, имеет прямое влияние на отношение к различным политическим силам и институтам.
На этапе обработки данные, относящиеся к вышеназванным показателям, агрегировались, а затем подвергались процедуре стандартизации, уравнивающей их на этапе формирования типов. Далее для выявления оптимального числа типов применялся метод иерархического кластерного анализа. На этапе разбиения совокупности на типы использовался другой метод кластеризации, базирующийся на принципе минимизации суммарной дисперсии внутри каждой из выявленных групп.
В таблице 2, приводимой ниже, даются характеристики выявленных типов по всей совокупности суждений. Используется средняя величина по девятибалльной шкале.
Таблица 1 Размер типов
Тип | Число | Доля в % |
Первый тип | 14,7 | |
Второй тип | 11,6 | |
Третий тип | 25,4 | |
Четвертый тип | 10,0 | |
Пятый тип | 22,9 | |
Шестой тип | 15,3 |
Таблица 2 Содержание структуры типов
Средняя | Средняя | Средняя | Средняя | Средняя | Средняя | |
Бессилие что-либо сделать для решения проблем | 6,20 | 7,03 | 8,20 | 5,56 | 8,24 | 7,19 |
Должны быть равные возможности добиться материального благосостояния | 7,88 | 7,27 | 8,29 | 7,63 | 8,42 | 8,10 |
Качество российских продуктов лучше | 7,90 | 6,42 | 7,60 | 7,58 | 8,40 | 7,81 |
Россия и Запад имеют мало общего | 6,23 | 5,16 | 6,67 | 5,44 | 7,66 | 6,62 |
Участие в выборах - долг каждого | 8,07 | 6,06 | 7,61 | 7,97 | 7,84 | 7,87 |
Политики должны меньше говорить и больше делать | 8,59 | 7,51 | 8,60 | 8,37 | 8,75 | 8,58 |
Большинство друзей разделяют мои взгляды | 7,23 | 5,93 | 6,41 | 6,36 | 7,25 | 7,04 |
Прожил бы жизнь по-другому | 4,91 | 5,01 | 5,75 | 3,84 | 6,94 | 4,24 |
Не разобраться в политике | 5,11 | 5,93 | 7,59 | 3,91 | 7,91 | 6,25 |
Не должно быть бедных и богатых | 7,91 | 5,83 | 7,93 | 6,10 | 8,31 | 6,64 |
Должен быть свободный рынок | 3,85 | 6,08 | 4,27 | 6,24 | 5,05 | 7,00 |
Жена должна разделять взгляды мужа | 5,03 | 4,34 | 4,32 | 2,90 | 6,43 | 4,79 |
Россия должна поддерживать союзников | 6,64 | 4,90 | 5,83 | 5,16 | 7,17 | 6,03 |
Не участвую в выборах, если нет достойного кандидата | 4,83 | 4,70 | 3,20 | 2,38 | 6,31 | 5,92 |
Должна быть строжайшая дисциплина | 8,58 | 6,50 | 8,46 | 7,45 | 8,61 | 7,85 |
Стараюсь переубедить несогласного | 5,70 | 3,40 | 3,22 | 3,48 | 5,47 | 4,61 |
Государство должно заботиться только о стариках | 8,40 | 7,50 | 8,38 | 8,50 | 8,50 | 8,66 |
Моя жизнь складывается неплохо | 5,50 | 5,70 | 4,61 | 6,26 | 4,90 | 5,97 |
Своих целей не добиться, если жить по совести | 7,53 | 6,86 | 7,55 | 6,17 | 8,19 | 7,29 |
Равные возможности получить образование | 8,85 | 7,51 | 8,79 | 8,71 | 8,83 | 8,59 |
Тот, кто меняет взгляды, - приспособленец | 7,70 | 6,12 | 7,36 | 5,97 | 8,03 | 7,12 |
Нельзя полагаться на импорт | 8,45 | 6,82 | 8,41 | 7,43 | 8,81 | 8,17 |
Руководители должны избираться | 8,13 | 7,28 | 8,10 | 8,15 | 8,38 | 8,13 |
Не хочу вступать в партии | 6,63 | 7,33 | 8,57 | 6,35 | 8,35 | 7,78 |
Руководитель России должен уметь слушать разные точки зрения | 8,29 | 6,88 | 8,36 | 8,01 | 8,57 | 8,14 |
Стараюсь ходить на встречи с кандидатами | 5,43 | 2,69 | 2,61 | 3,42 | 4,55 | 3,81 |
Мне не везет | 3,44 | 4,42 | 4,11 | 2,84 | 5,61 | 3,35 |
Не смотрю ТВ | 1,90 | 4,07 | 3,71 | 1,92 | 4,07 | 2,55 |
Не показывать по ТВ непопулярных | 3,88 | 4,01 | 4,48 | 2,65 | 5,68 | 3,43 |
Рабочие и крестьяне должны иметь доступ к образованию | 8,89 | 7,04 | 8,84 | 8,48 | 8,89 | 8,47 |
Голосую за одну и ту же партию | 5,92 | 3,92 | 3,53 | 3,27 | 6,67 | 5,77 |
Уважать российский флаг | 8,26 | 7,20 | 8,29 | 8,63 | 8,51 | 8,48 |
Друзья должны прислушиваться ко мне | 7,11 | 5,45 | 5,28 | 6,38 | 6,07 | 6,87 |
Запретить смертную казнь | 3,81 | 3,40 | 3,61 | 3,46 | 4,08 | 4,87 |
Делиться информацией с избирателями | 7,23 | 5,42 | 6,76 | 6,30 | 7,67 | 7,18 |
Контролировать доходы | 8,42 | 3,58 | 8,27 | 5,35 | 8,61 | 5,64 |
Рад новым знакомствам | 7,55 | 6,13 | 6,28 | 7,36 | 7,42 | 7,59 |
На работе решаю конфликты | 7,28 | 4,99 | 5,30 | 6,27 | 6,81 | 6,68 |
Не должно быть нищих и обездоленных | 8,65 | 7,14 | 8,66 | 7,87 | 8,77 | 8,14 |
Выбираю только одну газету | 7,29 | 5,63 | 4,69 | 4,18 | 7,95 | 7,44 |
Успехи нашего народа замалчивают в школе | 6,14 | 4,40 | 5,61 | 5,39 | 7,12 | 5,85 |
Сохранить статьи против секс.извращений | 8,52 | 6,89 | 8,21 | 7,34 | 8,71 | 8,60 |
Выборы не приведут к улучшению | 6,98 | 7,08 | 7,39 | 6,48 | 7,62 | 7,01 |
Участие в маршах помогает отстаивать права | 5,90 | 4,46 | 4,02 | 4,35 | 5,39 | 5,27 |
Таких, как я, не уважают | 2,08 | 3,64 | 2,50 | 1,90 | 3,21 | 1,86 |
Руководитель не может преступить закон | 7,56 | 6,73 | 8,16 | 7,47 | 8,32 | 7,84 |
Социализм - лучший строй | 6,65 | 3,78 | 5,41 | 3,10 | 7,31 | 4,17 |
Тип 1 – «советский патриот»
Составляет 14,7 % от всех опрошенных. Этот тип в полной мере воплощает в себе многие взгляды прошлой социалистической эпохи. Он твердо верит в идею равенства, понимаемую им и как равенство возможностей, и как реальное материальное равенство. Он не верит в рынок и считает, что только социалистическая экономика может обеспечить действительное благополучие для всех членов общества, действительно справедливое распределение его ресурсов. Для него характерен высокий уровень автаркии: он полагает, что его страна должна полагаться только на собственные силы и что продукты, производимые ею, отличает высокое качество, чем все, что закупается ею за рубежом. Данный тип весьма активен. Он рад новым встречам, знакомствам, старается переубедить несогласных с ним, считает, что надо участвовать в выборах и даже чаще, чем другие, участвует во встречах политиков с избирателями.
Тип 2 – «отчужденный либерал»
Составляет 11,6 % от всех опрошенных. В отличие от предыдущего типа, этот испытывает чувство отчуждения от политики. Он считает, что ему не под силу что-либо изменить в окружающем его мире, поэтому отвергает идею вступления в партии, участия в маршах и протестах, вяло принимает идею обязательности участия в выборах. Он согласен с тем, что российский флаг должен уважаться даже теми, кто не слишком верит в новую символику. Однако не делает культа из реальных или мнимых отечественных достижений. Он менее других типов убежден, что Россия и Запад разделены непреодолимой дистанцией.
В социальном плане этот тип выступает, прежде всего, за равенство возможностей и свободный рынок, считая, что именно это и есть реальный путь его страны к успеху. Он менее других привержен идее строжайшей дисциплины и испытывает неприятие к тоталитарному прошлому страны.
Тип 3 – «автаркический уравнитель»
Составляет 25,4 % от всех опрошенных. Для этого типа характера очень высокий уровень отчуждения. Он избегает вмешиваться в общественную жизнь, избегает менять что-либо в своей собственной жизни. Уединившись, он мечтает о равенстве, понимаемом им и как равенство возможностей, и как равенство реальных условий жизни. От государства он ждет жесткого контроля за доходами и наведения строжайшей дисциплины во всех других сферах общества. В отличие от первого типа достижение равенства оно рассматривает не как возвращение к образцам прошлого, а как некое новое состояние общественной жизни, еще им не испытанное. Для этого типа, в отличие от первого, характерен низкий уровень самооценки.
Тип 4 – «либерал-патриот»
Составляет 10 % от всех опрошенных. В отличие от двух предыдущих типов, этот сочетает в себе активный патриотизм – никто так не поддерживает российскую символику, как он – и веру в рыночный путь для России. «Либерал-патриот» считает возвращение к социализму совершенно неприемлемым. Вместе с тем для него российский рынок должен находиться под жестким контролем со стороны государства, не перерастающим, однако, в беззаконие и неограниченный террор. Главное, чем должно заниматься государство, - это обеспечение равенства возможностей.
В идеологическом плане «либерал-патриот» стоит за открытость в отношении любых точек зрения, за то, чтобы показывать по ТВ даже непопулярных политиков. Он сам наслаждается свободой дискуссии, отвергая с порога идею отказа от просмотра телевидения. Он далек от того, чтобы заставлять кого-либо разделять его взгляды. «Либерал-патриот» активен и верит в то, что разбирается в политике и что его участие может что-то изменить в политической жизни. Именно поэтому он выступает за участие в выборах. Его отличает высокая самооценка.
Тип 5 – «ригидный законник»
Составляет 22,9 % от всех опрошенных. Этот тип удручен состоянием законопослушания в стране. Он тверже других убежден, что честные пути в современной России невозможны и что только соблюдение закона должно обеспечивать руководителю государства успех в деле наведения порядка в стране. «Ригидный законник» выступает за жесткий порядок, включающий в себя сохранение запретов на сексуальные извращения.
Этот тип отдает себе отчет в том, что много не понимает в политике. В сфере экономики он выступает за равенство возможностей и материальное равенство. Он считает, что нищих и обездоленных не должно быть в действительно справедливом обществе и что государство должно нести на себе все бремя содержания тех слоев населения, которые пострадали от реформ. «Ригидный законник» более других убежден, что искомое им состояние общества может быть найдено только путем возвращения к известному социалистическому прошлому.
Тип 6 «авторитарный сторонник рынка»
Составляет 15,3% от всех опрошенных. Этот тип наиболее активно выступает за рыночные отношения, но при этом поддерживает идею равенства возможностей в сфере зарабатывания денег и в сфере образования. Он менее других убежден в том, что в справедливом обществе нет бедных и богатых. «Сторонник рынка» считает, что Россия должна сама обеспечивать себя продуктами.
Он – за строжайшую дисциплину, но при этом против контроля за доходами. Он – за дисциплину, сопровождаемую жесткими запретами при сохранении, например, уголовных статей, наказующих за сексуальные извращения. Он не верит в социализм, но при этом не верит и в то, что в России можно с легкостью добиться сдвигов к лучшему. В нынешней ситуации он часто испытывает чувство отчуждения от происходящего.
Как показали результаты исследования, политические ориентации российского общества отличаются крайней противоречивостью, сегментацией, пестротой. Для него характерны различные проявления и тенденции, однако можно выделить две из них, которые являются основными: стремление к наведению порядка в обществе и стремление переложить ответственность за происходящее в стране на государство, самоустранение от участия в политической жизни, «социальная слабость».
Данная типология является достаточно обобщенной, но тем не менее позволяет судить о процессах адаптации различных базовых ценностных иерархий в российском массовом сознании. Каждый из типов при более детальном рассмотрении можно подразделить еще на несколько категорий, но это уже является темой отдельного исследования. Данный эмпирический материал демонстрирует прежде всего разнообразие ценностных ориентаций россиян и является попыткой типологизации отдельных, наиболее значимых явлений в этой сфере.
Некоторые особенности восприятия политических лидеров в современной России
Многие аналитики отмечают, что российская политика персонифицирована, а значит, отношение как к власти, так и к политическим ценностям и установкам, к демократии переносится на отношения к политическим лидерам.
Безусловно, интерес к власть предержащим существовал всегда, но, в силу отсутствия обратной связи, появлялось огромное количество слухов, легенд, домыслов, анекдотов о действиях и намерениях властей. По мнению А.В.Захарова[5], обычных людей интересовали скорее не политические декларации и биографии «вождей», а расклад сил в верхних эшелонах власти, перестановки в правительстве и госаппарате, поскольку во многом с этим связывались перемены в жизни, увеличение жалования, продвижение по службе и т.д.
Однако это можно отнести скорее к времени до 1985 г. В годы перестройки, особенно в последние 1998-1999 гг. от очередных отставок и перестановок в правительстве ожидают скорее общего ухудшения ситуации[6].
Несмотря на то, что в восприятии политических лидеров гражданами можно выделять множество аспектов, особо хотелось бы остановиться на характерных чертах, которые приписываются политическим лидерам.
При анализе личностных характеристик можно опереться на широко известную в политологии «теорию черт» Смита и Богардуса и их последователей, которые считали, что лидеры отличаются от последователей определенными личными качествами. Согласно исследованиям Э.Богардуса это в первую очередь энергия, ум, характер, чувство юмора, такт, умение привлекать внимание. Хотя его взгляд о том, что превосходящие интеллектуальные дарования обеспечивают личности выдающееся положение и рано или поздно приводят к лидерству, несколько вызывает сомнение. Так, скорее можно согласиться с тем, что более успешными будут те, чей показатель интеллекта будет ненамного отличаться от последователей.
В рамках теории черт было проведено огромное количество исследований, данные которых противоречили друг другу, в конечном счете под вопрос были поставлены даже такие качества, как решительность и сила воли, а Олпорт[7] писал, что из 17 000 слов, описывающих личность, каждое может служить характеристикой лидера, но, с другой стороны, данные многочисленных социологических исследований показывают, что в головах обычных людей существуют вполне очерченные идеальные прототипы политических лидеров.
Ряд исследователей считают, что выбор реальных политиков связан с тем, насколько они совпадают с образом идеальных конструкций, прототипов, сложившихся в головах граждан. Это кажется не совсем верным. Действительно, в головах потенциальных избирателей существует идеальный образ или даже скорее какие-то черты того, каким должен быть политик. Но, с другой стороны, - их выбор зачастую определяется совсем не близостью того или иного лидера к идеалу. Более того, в ситуации несложившихся и неоднозначных ценностей, какие сосуществуют в нашей стране, ценности во многом противоречивы, и многие из них и не осознаются населением.
Кроме того, надо учитывать то, что большинство социологических исследований, проводившихся в нашей стране, акцентируют внимание на рациональных оценках образов политиков и на намерении за них голосовать. Безусловно, это дает богатейший материал анализа ценностей, установок и отношений к тем или иным политикам и тем или иным политическим институтам. Но, с другой стороны, несовпадение результатов голосования в 1993, 1995 и 1996 гг. с данными социологических опросов еще раз показывает расхождение между установками и реальным поведением. Во многом это происходит потому, что учитывается только верхний слой установок (ее рациональные и когнитивные компоненты), но это только вершина айсберга. Для более полного осознания установок и ценностей людей необходимо попытаться проникнуть в более глубокий и часто неосознаваемый слой установок и ценностей наших граждан.
Каковы же наиболее востребованные характеристики лидеров? Так, например, по опросам, проведенным ФОМ в декабре 1998 года и июне 1999 гг.[8], политик должен быть прежде всего честным, порядочным, понимать проблемы простых людей, иметь опыт государственного управления.
Д.Киндер выделял такие черты, как компетентность (куда он включал знание, ум, назначение хороших советников и сильное лидерство) и доверие. Отечественный исследователь Б.Макаренко[9] отмечает, что существует 2 необходимых качества, предъявляемые к политику, - способность понимать (куда он включает ум, образованность, кругозор, опыт) и гарантии моральной порядочности (честность, некоррумпированность и верность закону).
Аналитики одного из центра психологического консультирования «Николо М[10]«указывают на такие качества, как честность, порядочность, образованность, доброта, обязательность, решительность, ум, бескорыстие, энергичность, жестокость, молодость, напористость, способность вести людей за собой, принципиальность и открытость.
Особенно много прогнозов по поводу того, какими чертами должен обладать политический лидер, возрастает по мере приближения к выборам или сразу после них. Так, после президентских выборов 1996 г. А.Ципко[11] полагал, что будущий глава государства должен быть представителем старой партийной элиты, должен иметь опыт управления. «Лидер, - по его мнению, - сегодня должен восприниматься как представитель провинциальной России, представитель как народной стихии, так и элиты». О.Попцов[12] в свою очередь предполагал, что на выборах 1996 г. победит «человек, способный остановить преступный беспредел в стране и гарантировать согражданам безопасную жизнь». Исходя из реальных результатов последних президентских выборов, вряд ли можно предположить, что Ельцин одержал победу поэтому. Говоря о результатах, то скорее можно согласиться с А.Н.Савельевым[13] и с другими аналитиками, что «в данном случае победила не идеология, а технология» и дело совсем не в личных характеристиках Зюганова и Ельцина, а в использовании политических технологий.
Российская исследовательница Р.Ф.Ромашкина[14] связывает личные черты с архетипами русского народа и выводит те черты, которые политики должны демонстрировать для достижения собственного успеха: сила, справедливость, властность, доброта и щедрость. Это же пытается сделать и Г.Горин[15], отмечающий, что «идеал российского национального лидера - личность авторитарного типа, использующая аппарат власти для решения общенациональных задач». Отечественный исследователь И.Ирхин[16] считает, что россиянам нужен лидер-боец, способный строго наказать чиновника, пожурить народ и позаботиться о нем, характеризующийся немногословностью и образностью речи.
Одна из черт политического лидера, которую можно считать связанной с архетипом, - это целостность образа. Это отмечал еще Бердяев, говоря о Ленине, «в характере Ленина были типичные русские черты, ни интеллигента, а именно русского человека: простота, цельность и нелюбовь к риторике... Ленин был сделан из одного куска камня, он монолитен». Именно с цельностью и подверженностью одной идеи связывает Бердяев способность Ленина влиять на массы. Удивительно, что спустя много лет, именно этими же качествами объясняет успех Лебедя в 1996 г. Ципко[17], который, отмечая органичность и цельность Лебедя, говорит, что «Лебедь производит впечатление, вырубленного из одного куска камня». Вопрос тут совсем не в том, действительно ли Лебедь обладает этим качеством, а скорее в том, что именно эти черты являются архетипическими, заложенными в политической культуре.
Образ политика оценивается не только по позитивным чертам. Негативные черты тоже принимаются во внимание: жажда власти, слабость, вовлечение в ненужную войну, нестабильность, эгоизм, опрометчивость.
Одной из важнейших черт политического лидера в глазах избирателей является стремление жить заботами людей и воспринимать их как свои собственные. А одним из существенных недостатков - является стремление политика исключительно к личной выгоде [18]. Такер[19] отмечает, что среди факторов, определяющих успех или провал лидеров, является скорее не только способность лидера отражать интересы определенных социальных групп, но в большой степени озабоченности людьми теми проблемами, которые пытается решить лидер. А американский исследователь Хайдер[20] отмечает, что «если лидер воспринимается как человек, способный достичь благоприятного результата, но не делающий этого из-за очевидного безволия или нежелания, то он имеет больше шансов потерять последователей по сравнению с лидером, не способным достичь желаемого, но предпринимающегося явные усилия для достижения цели»[21].