Бхакти-шастры
Цель курса — дать основу, которую человек будет углублять последующим знанием.
Адхикар (квалификация) для понимания Бхагавад-гиты — теоретически понять, что Кришна - это личность.
Цель Бхагавад-гиты — научить человека бхакти-йоге и помочь ему вернуться в духовный мир.
Тринадцатая глава открывает третий раздел. Этот раздел объясняет, каким образом связаны между собой тело и душа и каким образом с помощью Вед можно освободиться из этого плена. В этом разделе раскрывается тема, которая была затронута в 12 главе: «Я очень быстро вызволяю своих преданных из материального мира, Я даю им такое понимание, при помощи которого они отрекаются от материального мира. (12.7) Достигая уровня освобождения, они с легкостью служат Мне».
Отличие третьего раздела от первого: первый раздел говорит — путь бхакти лучше, а третий объясняет, как этот путь работает. Понимание пути бхакти улучшает «выздоровление».
1 часть — 13,14 главы описывают само знание (что такое душа, тело …). Вывод: занимаясь бхакти, человек обретает это знание.
2 часть — 15–17 главы описывают, что нужно заниматься бхакти, как это описано в Ведах. (15 глава: бхакти — это суть Вед. 16 глава: тот, кто не следует Ведам, тот демон. 17 глава: если поклоняешься не по Ведам, ничего не получишь).
18 глава – обзор Бхагавад-гиты.
Тринадцатая глава
День первый
Связь между двенадцатой и тринадцатой главой: в 12 главе Кришна говорит, что Он даёт такое понимание преданному, при помощи которого человек приходит к Нему (12.7). Тринадцатая глава начинает открывать это понимание.
Домашнее задание:
Прочитать стихи с 1 по 19 и ответить на вопросы:
— Что означает понимание: «я не тело»?
|
— Качества души.
— Что Бхагавад-гита подразумевает под чувствами?
— Термин «я не тело» — в чём отличие имперсонального понимания от понимания вайшнавов?
Раздел — Определение философских категорий (что такое тело, кто такие кшетра-гья)
Каждый человек имеет своё понимание, что такое тело, что такое душа, кто такой Бог. Человек может не осознавать этого, не анализировать это постоянно, однако каждый строит свою жизнь в соответствии с пониманием этих трёх категорий. Как мы определим эти категории, такая у нас будет жизнь.
1–2 стихи. Вопросы Арджуны. Арджуна хочет прояснить, как Кришна понимает, что такое тело, что такое кшетра-гья.
3 стих. Тело – это поле. В теле находятся два кшетра-гья: душа — знает только тело, Сверхдуша — знает, что происходит во всех телах. Знание — это понимание Сверхдуши, души и тела.
4–5 стихи. Я расскажу тебе вкратце об этих вещах, если хочешь узнать подробнее, обратись к Веданта-сутре.
6–7 стихи. Описание кшетры (13 глава анализирует тело для того, чтобы отделить его от души). Имперсональное понимание этого стиха — если лишить тело чувств, остаётся пустота.
Материальное тело проявляется как материальные чувства. Тонкое тело проявляется через признаки: радость, горе и т.д. Материальное тело устроено таким образом, чтобы мешать всем жить. В материальном теле много эгоизма.
Духовное тело устроено таким образом, что оно всегда радует Кришну.
8–12 стихи. Кришна объявляет знанием определённые качества. Этими качествами можно познать кшетру и кшетра-гью. Эти качества, как лестница. Каждое качество — это переход с одной ступени на другую. Преданные проходят эти качества через бхакти. Кришна говорит, что развитие этих качеств и есть духовная деятельность.
|
13–19 стихи. Объекты познания — это душа и Сверхдуша. Описание души и ее функций (13 стих), описание Сверхдуши (14-19 стихи).
День второй
Домашнее задание:
Прочитать стихи с 20 по 35 и ответить на вопросы:
— Функции материальной природы.
— Объясните термины: упадрашта и ануманта.
— Пути постижения Параматмы.
— Как видит мир человек, который обладает знанием?
Раздел — Как взаимодействуют пуруша и пракрити
20–22 стихи. Материальное тело является источником материальных желаний. Материальная природа исполняет эти желания, даёт последствия. Живое существо (не тело) страдает и наслаждается, привязывается и получает новое тело.
23 стих. Сверхдуша наблюдает и санкционирует (упадрашта и ануманта).
25–26 стихи. Пути, которыми можно постичь Параматму. Это пути, которыми можно развить знание, описанное в стихах 8–12. Развить качества — значит практиковать их. Слушанье — самый простой и естественный способ развить эти качества.
раздел — Видение человека, у которого есть гьяна (качества, описанные выше)
27–34 стихи. Как видит мир человек, обладающий знанием.
35 стих. Тот, кто обладает этим видением, может выйти из этого мира.
Вывод: Господь открывает истинное знание тем, кто его заслуживает. Способ получения знания — это развитие качеств святого, начиная со смирения.
Стихи наизусть:
13.35
кшетра-кшетраджнайор эвам
антарам джнана-чакшуша
бхута-пракрити-мокшам ча
йе видур йанти те парам
Те, кто смотрит на мир глазами знания, кто видит разницу между телом и знающим тело и может найти путь, ведущий к освобождению от рабства в материальном мире, достигают высшей цели.