КАРАВОН. ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ.




ОТ ПРАЗДНИКА СЕЛЬСКОГО К ГОСУДАРСТВЕННОМУ В ТАТАРСТАНЕ.

Трусов С.А

Волею судьбы через три года после окончания театрального отделения казанского института культуры (КГИК) я оказался в незнакомом мне селе Никольское Лаишевского района недалеко от Казани. Работал директором старого полуразрушенного здания Дома культуры на окраине села и нового, строящегося в центре рядом с запущенной церковью без колокольни, служившей совхозным складом. Занимался проведением мероприятий, дискотек, показывал кинофильмы в старом и при этом знакомился с людьми и комплектовал оборудованием новый.

7 марта 1986 года в торжественной обстановке новое здание двухэтажного Дома культуры со спортзалом, библиотекой, кинобудкой, репетиционными комнатами и зрительным залом на триста мест было открыто. Для небольшого села численностью менее тысячи человек событие было незаурядное и прошло при стечении большинства жителей, не всем хватившим мест в зале.

Будничная жизнь Дома культуры в селе имеет свою специфику из-за малочисленности населения и образа жизни жителей, занятых после работы своим подворным хозяйством. Самой большой популярностью пользовались индийские фильмы, молодёжные дискотеки и концерты с участием односельчан. Освоившись в непривычном мне месте, перепробовав различные формы работы с сотрудниками ДК и активистами клубной жизни решил создать коллектив, действующий на постоянной основе - хор ветеранов. Для этого мне пришлось взяться за баян, вспомнив азы обучения в детской музыкальной школе.

К этому времени в апреле 1988 года после рождения второго ребёнка из декретного отпуска вышла на работу художественный руководитель,- жена, выпускница КГИК 1984 года Литвинова Светлана, по специальности методист культпросветработы, немного увлекавшаяся пением. Попросил её с помошью работников сельского Совета составить список жителей предпенсионного возраста и пенсионеров, умеющих играть на музыкальных инструментах, обладающих певческими навыками и лично пригласить их на посиделки в Дом культуры. Дело в том, что Светлана хоть и окончила никольскую школу, но сама была из соседней деревни Травкино, жила в интернате и местных жителей знала плохо. Из-за неё мы оказались в этом селе, так как она была стипендиаткой местного совхоза "Волжский", директор которого Демидов Анатолий Иванович попросил нас наладить работу нового Дома Культуры.

19 апреля в фойе за столами с чаем и пирогами, приготовленными в совхозной столовой, собралось около восьмидесяти человек. В ходе посиделок я пытался понять для себя как они жили в самые тяжёлые времена – военные и послевоенные и какие песни при этом пели. Кто-то запел, другие подхватили и неожиданно для меня всё фойе нашего Дома культуры наполнилось стройным звучанием многоголосного хора, звуками тревожащими и одновременно умиротворяющими, поднимающими со дна души что-то важное, но забытое: "Утром спозаранку к нам съезжались танки, становилися оне в саду. Вышел парень русый, командир безусый..." В какой- то момент я даже растерялся, - без каких–либо репетиций поёт настоящий хор на несколько голосов незнакомые мне песни! До этого русские народные песни мне были известны в основном по грампластинкам и музыкальным сборникам, которых у нас было достаточно, но тут было что-то другое!

«Откуда всё это у вас?»,- удивлённо спрашиваю. «Дык мы энти песни сызмальства знам. Бывало идём на роботу – поём, в поле – поём, с роботы тоже поём! Есь было неча, а каравон играли!» Так я впервые услышал непонятное мне слово - «Каравон». Попросил их показать, как они это делали,- играли каравон. Человек десять-пятнадцать неспешно вышли из-за столов и на свободном пространстве образовали круг, взявшись за мизинцы сморщенных ладоней! Потом с серьёзно сосредоточенными лицами начали ходить, медленно переставляя ноги. Круг то сжимался, то расширялся и одновременно двигался по часовой стрелке! В наступившей абсолютной тишине вдруг зазвучал высоко-высоко не старушечий,- тонкий молодой женский голосок «какы паа мо рю ды мо орю си» и остальные тут же подхватили, продолжили. Песня тянулась бесконечно в ритм неспешного шага, а не осмелившиеся выйти из-за столов тоже подпевали! Слова порой были непонятны, но это не было важно, потому что всё как-то необычно сочеталось, гармонировало и вызывало необъяснимый внутренний душевный восторг.

В итоге распросов для меня стало понятно, что «играли каравон», то есть водили особые хороводы с определёнными песнями здесь в Николу – 22 мая, в престольный праздник села вечером после прихода стада. Собирались уличными "артелями", "беседками" в центре села на лужайке и пели три протяжные песни: «Как по морю синему», «При долу-долочку», «Как по речке реченьке». Да три раза подряд! К этому дню тщательно готовились, - шились традиционные праздничные сарафаны, мастерились нагрудные украшения, проводились спевки,- ведь парни присматривали себе невест. Вырисовывалась картина романтичного праздника, ушедшего почему-то в небытиё.

Ещё подумал, - мы всё что-то придумываем, сочиняем, а ведь настоящее, тянущееся из глубины веков, передающиеся из поколения в поколение,- не ценим и просто забываем. Да нет, говорят, мы не забывали, только нам запретили в середине 50-х годов играть каравон так как праздник религиозный, "опиум для народа". Приехали на мотоцикле уполномоченные из Столбищ, из райкома партии и пригрозили всех "заарестовать" кто придёт в нарядных сарафанах петь песни вместо того, чтобы в поле работать, в местном колхозе "Прожектор"!

Подъехали, вернувшись с очередного совещания в райцентре Лаишево, приглашённые мной руководители села: новый директор совхоза «Волжский» Хаматзанов Гумар Гусманович, секретарь парткома Малышев Александр Сергеевич, председатель профкома Марфина Нина Григорьевна и председатель Никольского сельского Совета Метелица Анна Борисовна. Доложив ветеранам о перспективах развития совхоза и села, ответив на их непростые вопросы о насущном, - приняли участие в конкурсе частушечников. Почти все руководители были не местные и поддержали нашу инициативу возобновить никольскую традицию 22 мая играть каравон. Обещали "больше никого не арестовывать" и помогать материально в восстановлении фольклорного праздника. Правда я тут же засомневался, а соберутся ли в этот, малопонятный пока для меня день, жители села и предложил первый раз для большего эффекта перенести возрождение праздника на неделю позже, на 29 мая. В этот, 1988 год, на него попадала Троица и в этот день съезжались многочисленные родственники, выходцы из Никольского и соседней деревни Кунтечи на общее кладбище почтить своих предков. Эту местную традицию по предыдущим годам я уже знал. Большинство с этим согласилось.

Воскресным ярким солнечным днём после похода на кладбище, достав свои сарафаны из сундуков, у кого они остались, бывшие в пятидесятые годы молодыми девчатами, а ныне ветераны труда, снова плечо к плечу встали в круг каравона, сцепившись загрубевшими мизинцами, и пошли «посолонь» с вечной песней предков своих – «Как по морю, морю синему, по синему, по Хвалынскому…». Интересно было наблюдать как уже немолодые женщины в своих сарафанах с воодушевлением и одновременно степенно собирались, обсуждая наряды друг друга, как жители увлечённо участвовали в танцевальных и песенных конкурсах. Сами играли на гармошках и балалайках, пускались в пляс с задорными искромётными частушками. Были выступления и официальных лиц. Праздник всех удивил и порадовал, а с самыми активными договорились, что осенью после огородной страды начнём регулярно собираться на репетиции. Районная же газета "Камская новь" напечатала мои фотографии "о расцвете древней народной традиции каравонов в совхозе "Волжский"!

Первые сборы в октябре не были похожи на обычные репетиции, так как мне больше приходилось расспрашивать и записывать. Всё было удивительно и интересно,- я погружался в мир дотоле малоизвестной праздничной крестьянской культуры конкретного села, становившегося для меня своим, почти родным. И постепенно сложился круг из двух десятков человек со своими запевалами, частушечницами, сочинителями, гармонистами и балалаешницами. Друг друга они знали с детства или с молодости, кто из соседних деревень. С необычайно высокими голосами родные сёстры Котелова Екатерина Павловна и Соловьёва Агриппина Павловна начали запевать ещё во время войны, переняв эту традицию у старшей сестры. Среди частушечниц не было равных Аверьяновой Татьяне Осиповне и Курынцевой Вере Петровне, на балалайке лучше всех получалось у Гараниной Елизаветы Павловны, на гармошке - у Клыковой Марии Леонтьевны. Единственный мужчина Спирягин Александр Иванович обладал потрясающей памятью на старинные тексты песен и умение выбивать ногами дроби. Наш фольклорный коллектив по предложению Ашировой Валентины Даниловны, ставшей старостой, незамысловато назвали «Волжанкой». Постепенно сложилась двадцатиминутная композиция из свадебных песен, начинавшаяся выходом с украшенным разноцветными ленточками репьём "за мылом". С ней дебютировали достаточно успешно 5 ноября на очередном концерте в честь 71-ой годовщины Великого Октября на родной сцене нашего Дома культуры. За мной был выбор песен и внешнее построение выступления с определёнными выходами, проходками, солированием. Что бы зрителям было интереснее смотреть, в песенный процесс я включал элементы театрализации.

С этой же программой коллектив впервые поехал на зональный Республиканский смотр 27 ноября в Рыбную Слободу, где получил приглашение участвовать в съезде композиторов народов Поволжья, проходившем уже 3 декабря в г. Казани в театре им. Тинчурина. И большая сцена не испугала сельских жителей, эффект от выхода которых в таком количестве и качестве превзошёл мои самые смелые ожидания. У выступающих бабушек юношеского задора было больше чем у молодёжи. «Где ты их откопал?», - удивлённо спрашивали меня организаторы, знакомые ещё по студенчеству. Возвращались в Никольское мы с гордо поднятыми головами с впервые полученной почётной грамотой за «активную пропаганду самодеятельного народного творчества, возрождение, развитие и обогащение самобытных традиций братских народов Поволжья и Приуралья и за успешное выступление с интересной программой на фольклорном концерте, проведённом в рамках седьмого фестиваля музыки композиторов автономных республик Поволжья и Приуралья». Подписи министра культуры ТАССР М.М. Таишева и председателя правления Союза композиторов ТАССР М.Э. Яруллина. Такая оценка для меня была внове и очень неожиданной, но приятной. Тогда думал и считал, что подобные нашей в Никольском песенной традиции были во всех сёлах, а многие их носители живы до сих пор и поэтому выделение именно "Волжанки" показалось даже странным, тем более, что наше фольклорное пение было "не без греха". Несмотря на репетиции в некоторых местах одновременно пелись разные слова, а иногда кто-то уводил в другую тональность и всё это очень резало слух, сильно отличаясь от сбалансированного академического пения.

В дальнейшем мы подготовили полуторачасовую театрализованную программу из местных свадебных песен «Русская свадьба», где с женой играли жениха и невесту, а в роли дружки Спирягин Александр Иванович. Показали зто представление не только в Никольском, но и в соседних сёлах, Казани. Нас стали приглашать на различные республиканские праздники, мы снялись в австралийском документальном фильме «Красное колесо» о перестройке в СССР. В наш Дом культуры зачастили участники различных семинаров, а я не знал, что с данным фольклорным явлением делать. Моего образования не хватало, что бы оценить уровень коллектива, я не понимал его роли и места в общей культурной составляющей. И когда пригласили участвовать во Всесоюзной деловой игре по развитию и взаимодействию национальных культур СССР, с удовольствием согласился.

Игра состоялась в конце марта 1990 года в родных Набережных Челнах, где я закончил восьмую школу и начал трудовую деятельность токарем-карусельщиком на ремонтно-инструментальном заводе КАМАЗА! За неделю жизни в пригородном лагере многое во мне перевернулось. Я влился в группу фольклористов, встретился со знакомыми мне людьми, познакомился с новыми, в том числе и идеологами Татарского Общественного Центра (ТОЦ), руководителями Республиканского научно-методического центра Министерства культуры Татарии (РНМЦ) и, самое главное, заинтересовал руководителя нашей секции из научно исследовательского института г. Москвы в области культуры Кабанова Андрея Сергеевича ситуацией с нашим сельским фольклорным коллективом. После завершения "деловых игр" он поехал со мной в Никольское!!!

Впервые пришлось столкнуться с деятельностью профессионального фольклориста. В Никольском провели творческие встречи с коллективом, опросы участников ансамбля в домашних условиях группами и поодиночке. Работоспособность Кабанова поражала. Он мог бесконечно часами выяснять заинтересовавшую его деталь. Например, почему здесь свадьбу в просторечии называют «свальбой», кто учил их шить съёмные специфические кружевные воротники из нескольких ярусов - "хомуты" и собирать нагрудные украшения "борки", когда впервые встали в каравон, кто тогда запевал, что делали в четвёртый, «бабий» день, почему невесту в первый день свадьбы не забирали из дома, как обходились без церкви в их молодость закрытой…

В итоге Андрей Сергеевич посоветовал поменять название коллектива на «Каравон», что мы в ближайшую репетицию и сделали. К этому времени я уже знал, что каравон играли во всех русских сёлах вокруг Казани в престольные праздники. Только время проведения и песни были разные. По сути, традицию названия праздника многих населённых пунктов наше село присваивало себе! Но Кабанов меня убедил, что если мы это не сделаем сейчас, то скоро всё угаснет, как во многих местах России безвозвратно были утрачены традиции крестьянского пения. Наша ситуация достаточно уникальна, потому что в окружение сёл и деревень других национальных культур наша традиция «играть каравон» сохранилась в первозданном, чистом виде, к тому же в селе живут её носители и свидетели. А слово «каравон» своим названием привлечёт к себе внимание и близких по духу людей, станет своего рода знаменем возрождения русского фольклора! Он же и успокоил меня насчёт порой неслаженного пения коллектива, так как это аутотентичное пение и оно интересно своей непредсказуемостью. Уезжая, через несколько дней, Андрей Сергеевич сказал, что скоро приедет к нам с экспедицией и съёмочной группой. Попросил постоянно записывать тексты песен, а во время выступления на сцене лишней театрализацией не заниматься!

В августе он вернулся с группой из восьми человек, включая представителей камазовской киностудии для съёмки видеофильма о каравоне как русской своеобразной фольклорной традиции, сохранившейся в Татарии. Руководила ими Белецкая Фарида Мирзагитовна из ДК КамАЗа, которую знал ещё со времён работы на заводе в 1977 году и с которой весной на деловых играх в теории создавали Дом Фольклора! Члены экспедиции для видеосъёмки ездили по нашим окрестным деревням в Кунтечи и Беляково, опрашивали жителей, под руководством Кабанова А.С. делали многоканальные записи на восьми магнитофонах по голосам различных песен. Такое пристальное внимание к нашей песенной традиции, к людям, привычным и обыденным в повседневности и раскрываюшимися с другой стороны во время исполнения песен, знакомых им с детства, - меня поражало, удивляло и одновременно радовало. В нашем Доме культуры действовали различные кружки и творческие коллективы, но фольклорное направление становилось главным!

В конце января 1991 года наш ансамбль поехал на первый фольклорный камазовский фестиваль «Истоки», проходивший в родном для меня ДК КамАЗа, где ставил свой дипломный спектакль и работал после службы в армии. Здесь были и конкурсные выступления на сцене, творческие встречи с хором ветеранов, детскими хоровыми коллективами и, самое незабываемое,- знакомство с самым известным фольклористом России Дмитрием Покровским и его коллективом! Всё это время съёмки фильма о «Каравоне» продолжались. Нам вручили диплом, денежную премию и назвали самым фольклорным ансамблем! Назад возвращались под непрерывные песни в автобусе с представителями Центрального Дома профсоюзов г. Казани, которые пообещали нам в ближайшее время свозить наш коллектив за рубеж. Но рухнул Советский Союз, финансирование культуры и все наши планы…

Зато благодаря активным действиям заведующей отделом культуры Лаишевского района Банновой Веры Андреевны в октябре нашему фольклорному ансамблю «Каравон», ставшему визитной карточкой района в области традиционной русской культуры, было присвоено почётное звание «народный»! Это обстоятельство в трудные времена девяностых годов помогло нам выжить как коллективу.

Ещё с осени 1989 года в связи с переездом единственного музыкального работника в селе по совместительству в Никольской школе начал преподавать уроки музыки и включать в разделы народного пения местный материал. Вначале детей привлекал в традиционные ежегодные хороводы 22 мая, а затем самые голосистые влились в состав ансабля.

Параллельно о нашем празднике и коллективе я рассказывал в местной районной газете «Камская новь», а на республиканском уровне в «Советской Татарии» от 2 ноября 1989 года вышла статья Людмилы Ганиной «Запомните, дочери!», где впервые прозвучало и слово «каравон». Она же поздней осенью 1991 года познакомила со мной руководителей молодёжного жилищного кооператива Казанского авиационного института (МЖК КАИ) Щеглова Михаила Юрьевича, искавшего пример для подражания в создании семейного фольклорного ансамбля. Уже 7 декабря прошла творческая встреча «Каравона» в культурном центре МЖК в Казани на улице Гаврилова с трансляцией по местному телевидению.

Летом 1992 года члены создающегося ансамбля под руководством преподавателя кафедры народной музыки КГИК Кузьминой Нины Петровны несколько раз приезжали в село Никольское, чтобы поближе познакомиться с сохранившимся традиционным крестьянским пением. И уже 28 ноября в актовом зале родного Казанского Государственного института культуры состоялись творческая встреча фольклорного ансамбля "Каравон" со студентами и первое совместное выступление с "Колядой". Мой академруководитель Кумысников Халит Латфулович, пришедший поддержать меня, был немало удивлён, но и горд, что его ученик переквалифицировался из театрала в музыканта-хоровика,- «Режиссёры нигде не пропадут!» В газете «Казанские ведомости» о нашем выступлении в институте культуры вышла статья Ильи Шалмана «Чудо из села Никольское».

Этим же летом произошло ещё одно знаменательное событие, - мы начали самостоятельно восстанавливать полуразрушенный Никольский храм, стоящий рядом с Домом культуры! Дело в том, что в 1990 году меня выбрали депутатом Никольского сельского Совета и одним из наказов по просьбе ветеранов труда из ансамбля «Каравон» у меня был о восстановлении церкви. Иначе,- как восстанавливать местную народную песенную традицию престольного праздника при разрушенном храме? Собрал в Доме культуры сход граждан, на котором из верующих и авторитетных жителей был выбран оргкомитет, отправивший письмо руководству района с просьбой о возвращении здания церкви православным христианам нашего села. Но лишь в 1992 году было получено решение Лаишевского райисполкома, которым в то время руководил знакомый нам Демидов Анатолий Иванович, о передаче здания храма верующим. Правда, совхоз «Волжский» попросил отсрочить полную передачу, так как для оборудования новых складов ему нужно было некоторое время.

Познакомившись на открытии часовни в соседней деревне Пиголи, я пригласил в Никольское настоятеля Никольского собора города Казани на улице имени Баумана отца Иоанна. Осмотрев помещения нашего храма приспособленного под склад с холодильными установками для мяса совхоза "Волжский", он благословил меня на его восстановление и пообещал помощь в организации работ. С 20 июня начались регулярные церковные службы с хоровым сопровождением на улице между храмом и памятником погибшим в Великой Отечественной войне, на которые собирались жители окрестных сёл. В один из дней крестили всех желающих, около сорока человек, прямо в фойе Дома культуры, в том числе мою жену с дочками. Всё происходившее операторы из студии МЖК КАИ Васильев и Морозов снимали на видеокамеру и записи эти сохранились как живые свидетели потрясающе интересного времени.

На первой же церковной службе 20 июня 1992 года меня выбрали председателем приходского Совета села Никольское. Отец Иоанн и его помощник священник отец Иван (Барсуков) взяли надо мной «шефство», если можно так выразиться, и помогали, чем могли. Денег у нас не было, собирали пожертвования и искали спонсоров. Даже у Сергея Шашурина, строившего базу отдыха в Тарлашах, с помощью председателя Никольского сельского Совета Малышева Александра Сергеевича выпросили рулон кровельного железа. Несмотря на сложную внутриполитическую и межнациональную обстановку объявление о сборе средств на восстановление храма давало телевидение Республики Татарстан, где работали друзья по институту культуры. Я открыл расчётный счёт и давал объявления в различные центральные и провинциальные газеты, доехав до Москвы,- ходил по редакциям патриотических изданий. Некоторые откликнулись и напечатали мой текст о восстановлении сельского православного храма в Татарстане. Пожертвования от разных людей России приходили небольшими суммами. Однако, со всеми другими собранными средствами нам хватило уже в сентябре восстановить головку храма и вернуть спустя 62 года православный крест, который нам подарил Никольский собор в благодарность за собранные для него у населения картофель и овощи, на своё законное место!!!

Решающим в развитии возрождения нашей традиции «играть каравон» явился 1993 год. В Республиканском научно-методическом центре (РНМЦ) при министерстве культуры Республики Татарстан появился специалист по русской традиционной культуре - Чекмарёва Татьяна Сергеевна. Однажды в марте она до меня дозвонилась и пригласила принять участие в Республиканском семинаре руководителей русских фольклорных коллективов. Помимо лекций в Казани были запланированы и выезды в окрестные Дома культуры для встречи с коллективами. 1 апреля человек пятнадцать из разных мест Татарстана приехали в Никольское на творческую встречу с ансамблем «Каравон», продолжавшуюся более двух часов на сцене и в зрительном зале Дома культуры. Слушатели семинара были в восторге от наших бабушек, их своеобразного пения, раскованности и одновременно достоинства. Оставили интересные письменные отзывы "Замечательно!!! Прекрасно!!! Божественно!!!" и перед отъездом поинтересовались – «А почему нас в гости на праздник свой не зовёте? Мы с удовольствием приедем со своими коллективами!» Конечно, мы их пригласили, хотя в тот момент мне не верилось, что кто-то из них сумеет приехать.

В этот год праздник решили провести в воскресение ради удобства приезда гостей, ближайшее к 22 маю, под общим названием «Никольский престол». Чекмарёва Татьяна Сергеевна обепечивала вызов коллективов, Общество русской культуры приглашало средства массовой информации и гостей. Воскресение 23 мая с утра выдалось хмурым с небольшим дождичком и церковную службу с Божественной литургией в честь Николая Чудотворца провели на втором этаже Дома культуры. Службу вели священники Никольского собора города Казани во главе с отцом Иоанном, которых я пригласил заранее. Собралось всего три фольклорных коллектива. Помимо «Каравона» приехали ансамбль «Коляда» из Казани и из Заинска «Родные напевы» колёсного завода под руководством Желниной Гульназ. Зато собралось немало гостей – педагоги и студенты различных ВУЗов, генеральный директор Госмузея РТ Муханов Геннадий Степанович, местные жители в том числе и из соседних деревень Кунтечи и Сапуголи. Руководителей совхоза "Волжский" и Никольского сельского Совета я не привлекал, так как в селе продолжалась посевная страда на полях и частных огородах, а из отдела культуры Лаишево в тот день приехать ни у кого не получалось.

В 11 часов начались выступления фольклорных коллективов прямо в фойе, максимально приблизив обстановку к естественной. Лился нескончаемый поток красивейших своеобразных песен плавно перешедший в частушечный перепляс. Звуки гармоней и баяна, балалайки, звонкие девичьи голоса без микрофонов, общий энтузиазм и задор создали уютную атмосферу радости и гармонии близких по духу людей, видевшихся в большинстве своём впервые. Ощущение народного праздника усилилось во время совместной обеденной трапезы, устроенной тут же в фойе с пирогами и выпечкой наших бабушек. При этом мне удавалось как-то координировать действия всех присутствующих, что- то рассказывать, объявлять, объяснять, никого не забывать.

После обеда перед Домом культуры на улице священники в присутствии гостей освятили метровый портрет святителя Николая Чудотворца, в честь которого названы главный престол нашего храма и село, ранее носившее название Караево. Нарисовала портрет на фанерном листе сотрудница Дома культуры Осетрина Светлана Владимировна. Удивительно, но после его освящения появилось долгожданное яркое солнце, стало тепло и все гости с присоединяющимися местными жителями с песнями и частушками двинулись на околицу села по улице Озёрная, бывшая Закалюка, вдоль озера Рытое. У последнего дома Северьяновых, так как дальше пройти мешало разлившееся озеро, встали в общий каравон в несколько кругов сцепившись мизинцами, научили гостей каравонному шагу и пропели наши традиционные каравонные песни - "Как по морю", "При долу", "Как по речке"!!!

В результате праздник всем очень понравился и присутствующие решили отмечать по народному Николу Вешнего ежегодно. Общество русской культуры г. Казани, председатель которого Салагаев Александр Леонидович на тот момент являлся членом Горсовета г. Казани, направило Благодарственное письмо Главе Лаишевского района Демидову Анатолию Ивановичу с просьбой о поддержке данного праздника, в рамках которого будет проходить ежегодный Республиканский фестиваль русского фольклора. И администрация Лаишевского района с 1994 года, второго фестиваля с участием уже семи коллективов, полноценно включилась в его проведение. Добавились ансамбли из Казани "Сударушка" (Стрелкова И.Н.), детский из Зеленодольска "Молодильные яблочки" (Смирнов А.К.), из Лаишевского района приехали ансамбли из Каип и совхоза "25 октября". Поменялось место игры каравона после обеда – мы его перенесли на улицу Заречная, до которой хоть и дольше идти, зато по асфальту. Питание коллективов перенесли в столовую совхоза «Волжский» и по моей просьбе Глава района Демидов Анатолий Иванович приказал новому директору совхоза "Волжский" Мартынову Виктору Ефимовичу сделать обед бесплатным для участников. Отдел культуры готовил и вручал ценные подарки коллективам, РНМЦ – почётные грамоты и свои сувениры.

Схема праздника долгие годы не менялась. Проводили его по воскресениям, ближе к Николиному дню. Вначале служба в церкви, в апреле 1994 года полностью возвращённой верующим. Затем выступления коллективов на небольшой сцене перед СДК, торжественные речи, знакомства. Праздничный обед в совхозной столовой и общее шествие на поляну где игрался каравон, проходили молодёжные игры, фольклорные представления, а гости угощались местным квасом. С каждым годом количество фольклорных коллективов на празднике увеличивалось, расширялась и его география,- приезжали уже из Чувашии, Мари Эл, Кировской области и почти из всех районов Татарстана! Увеличивалось и количество представителей средств массовой информации да и зрителей, для которых горсовет города Казани выделял бесплатные автобусы. Отзывы почти всех приезжавших были самыми благоприятными! Особенно отмечали своеобразную благотворную атмосферу настоящего русского народного праздника. Для его проведения теперь жителям села и различным организациям приходилось готовиться, наводить порядок, а районным организациям ремонтировать дороги, обеспечивать правопорядок и торговлю на празднике.

В 1995 году третий фестиваль начал широко освещаться в Республиканской печати ("Месторождение песен" Филимонова Георгия, "Молодеет Каравон" Людмилы Ганиной в газете "Республика Татарстан", "Многая лета" празднику"), а на пятый фестиваль в 1997 году собралось уже 23 русских фольклорных коллектива из Татарстана и Чувашии, сам праздник открывали Глава администрации Лаишевского района Демидов Анатолий Иванович и заместитель Министра культуры Республики Татарстан Низамеев Музип Тазиевич. В 1998 году впервые вышла книга о праздниках Лаишевского края "Каравон в Русском Никольском", где были напечатаны расшифрованные тексты песен с нотами по материалам фольклорной экспедиции 1995 года созданного Центра русского фольклора г. Казани (Смирнов Александр Константинович, Игнатьева Наталья Борисовна, Кузьмина Нина Петровна) и Нижегородской консерватории (Бордюг Нина Дмитриевна).

В 1995 году мне присвоили звание Заслуженного работника культуры Республики Татарстан, а через три года признали лучшим культпросветработником района. В марте 2000 года жители выбрали меня председателем Никольского сельского Совета, а в дальнейшем Главой Никольского сельского поселения. Многие технические проблемы при расширяющимся празднике стало решать проще. Директором же Никольского Дома культуры и руководителем фольклорного ансамбля «Каравон» вновь стала моя жена, успевшая к этому времени родить и третьего ребёнка – сына Алексея. Ещё в 1996 году по благославению владыки Анастасия я передал ключи от храма появившемуся священнику,- иеромонаху Раифского монастыря отцу Петру (Рубан), который продолжил восстановление нашей церкви с помощью достойного спонсора в лице частной фирмы "Итера". 14 июля 2001 года состоялось торжественное открытие отреставрированного Никольского храма с новой колокольней и теперь праздник открывается под звон колоколов!!!

В 2002 году при подготовке к Тысячелетию города Казани Президент Республики Татарстан Шаймиев Минтемир Шарипович встречался с руководством Общества русской культуры и в итоговом решении о поддержке различных мероприятий был включён и пункт о "Каравоне":

 

"Казань, Кремль 27 ноября 2002 года

Присутствовали: М.Ш.Шаймиев, Э.С.Губайдуллин, З.Р.Валеева, В.А.Швецов, А.И.Демидов, В.Н.Липужина, С.Г.Дьяконов, Р.С.Хакимов, Б.Х.Зиннуров, И.В.Терентьева, А.Р.Зарипов, М.Х.Хасанов, И.Г.Тарханов, Р.А.Набиев, А.М.Сибагатуллин, И.Р.Гафуров, В.М.Козлов, Н.Г.Магдеев, ЛЛ.Нагуманова, М.А.Гадыльшин, Г.Е.Емельянов, МЛ.Айтуганова, Ф.Г.Галимуллин, А.П.Григорьев, С.К.Джаксыбаев, Ю.А.Зимаков, Е.В.Игнатьев, Н.П.Кузьмина, Е.А.Лисин, Р.А.Ратникова, А.Л.Салагаев, А.К.Смирнов, Н.Г.Хайруллин, Г.Г.Шамсутдинов, М.Ю.Щеглов, Р.Р.Юсупов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: