Гимн Жатве.
-Ожидание жатвы, и время собирать урожай
-Мы придём, ликуя и неся снопы,
-Неся снопы, неся снопы
-Мы придём, ликуя и неся снопы…
Нар-Марратук-кто он?
“Бог обещал Аврааму, что выполнит любое его желание. Авраам попросил увидеть Смерть как она есть, без всех её масок. Бог исполнил желание и Смерть явилась во всём своём безобразном великолепии. От одного только явления, мгновенно померло от страха десять тысяч человек.” (Древнееврейское предание)
Отвратительный, беспощадный, коварный, самый бесчеловечный из богов - такими эпитетами описывается Нар-Марратук. Поэтому его нельзя отождествлять даже со многими известными богами смерти. Он нечто большее и ужаснее - это Древняя Смерть из первых миров Сущего если не из самого Хаоса, это Смерть - как особый некротический поток пронзающий всё, это Древний которого прозвали Отцом Смерти.
Из еврейского предания видно, что здесь описывается не частный ангел смерти - ”малах ха-мавет”, а возможно великий Архангел Смерти - Азраэль, глава всех “ангелов смерти”, который вероятно есть искаженный авраамическими религиями образ Нар-Марратука.
Образ Ангела Смерти Азраэля требует дополнительных разъяснений. Он отождествляется со страшными великанами и демонами. В Талмуде он идентичен Злу и злому помыслу (иецер ха-ра). Является как Черный Ангел, громадная тень, укутанная в черное зловещая фигура. В фольклоре он изображается со множеством глаз и мечом, с которого стекает яд. В “Апокалипсисе” Петра - именуется Эсраил и “Ангел Гнева”, мучающий грешников в аду. В исламе он Азраил, и имеет кроме бесчисленных глаз ещё и бесчисленные рты, руководит множеством ангелов смерти, помогающим ему выполнять его функцию.
|
В исламском предании рассказывается, что он ровесник самого Аллаха, и что когда погибнут все существа во всех мирах, и сами миры, останется один только Азраил.
Так говорится и про Нар-Марратука: ”Он владел землёй прежде, нежели была сотворена она, и будет владеть ею, когда она погибнет”; а также: ”Величайшие из магов и жрецов призывали Его, дабы получить высшее благословение Его, дабы остаться жить, когда вселенная рухнет, а не погибнуть, вместе с прочими несчастными.”
Важными символическим атрибутами Азраила являются яд и меч, каббалистическое предание рассказывает, что, когда человек умирает, у него открывается “второе зрение” и он видит ангела смерти над собой с мечом в руке, от ужасного вида этого ангела, человек открывает рот, и тогда с кончика меча падает капля яда, которая его моментально умерщвляет и запускает процесс распада, разложения тела.
Яд вообще каббалистически интерпретируется, как то, что приводит к распаду, диссолюции, разложению, рассозданию всего творения. Такое значение он, например, имеет в имени Самаэль.
Так вот, по некоторым сведениям, и Нар-Марратук имеет своим атрибутом меч, и сам символически является “Рекой Желчи”. Желчь мистически понимается как “меланхолическая слизь”, которой неофит покрывается в период так называемого “мрака души, т.е.одиночества, отчужденности, разочарования (т.е.инициатической смерти), которые он должен преодолеть на пути посвящения. Алхимически этому “мраку души” соответствует стадия негредо-почернения, разложения, гниения, в символах алхимии, зачастую эта стадия изображалась просто символами смерти: черепом и костями, гробом.
|
Вроде всё сходится, но тут важно понять, что архангел Азраил, ни коем образом не является Нар-Марратуком и вообще Древним. Азраил один из четырех архангелов наиболее близких к Богу, наравне с Микаилом, Исрафилом и Джибрилом, в исламской традиции их называют мукаррабунами-самыми приближенными к Аллаху из живых существ, это четвёрка сильнейших существ во вселенной после Аллаха. В иудаизме и христианстве они именуются соответственно Михаил, Рафаил, Гавриил и Уриил, так мы их находим например в известном “малом ритуале пентаграммы”, Ордена Золотой Зари.
Да действительно, Уриилу, который соответствует Азраилу, как архангелу стихии земли приписывают атрибутами серп и сноп колосьев, которые также являются символами смерти, как жатвы. Но чудовищный облик Азраила, его ассоциация со злым началом, иногда даже Сатаной и другие моменты, никак не вяжутся с архангелом. Можно лишь предположить, что образ Азраила, подменил и слился с образом какого-то очень архаичного семитского божества смерти, и Азраилу достались как ангелу смерти его некоторые атрибуты.
Такие замещения в истории религий крайне часты, да взять хоть многих православных святых, за образами которых прячутся закамуфлированные и христианизированные языческие божества славян. Но эти святые продолжают иметь атрибутами, тоже, что имели эти языческие божества, и по ним мы можем вычислить искомый изначальный образ.
|
То же происходило и в древности, Азрааил как ангел смерти вытеснил какое-то древнее и страшное божество смерти ханаанских племён, на территорию которых вторглись и поселились евреи, и имени которого теперь никто не знает, но обломки от изначального образа остались у Азраила. Вот это предположительно божество, вполне могло быть Нар-Марратуком, ибо ханаанские народы ассоциировали это божество смерти, с каким-то гигантским червём пустыни, а Черви, как известно, один из сравнительных образов Древних.
Интересно, что в чувашской религии есть Эсрель, который является духом смерти. Эсрель по верованиям чувашей поражает людей и животных внезапной, но мучительной смертью. Эсрель выбирает себе жертвы независимо от воли других богов, и преимущественно тех, кто не приносил ему жертвы. Представляли Эсреля в виде чёрной фигуры (иногда очень высокой-ростом с дом), напоминающую человеческую и состоящую из одних костей с глазами на затылке. Опять-таки, Эсрель, есть искаженный вариант имени всё того же ангела смерти Азраила, но каково имя изначально было у божества смерти чувашей неизвестно.
В классической древнегреческой мифологии Аид не может быть отождествляем с Нар-Марратуком. Аид брат Зевса и несмотря на свой мрачный вид и принадлежность к хтоническому некро миру, входит в число олимпийских богов.
А вот такое малоизвестное хтоническое божество как Иерином, может быть частично идентичен Нар-Марратуку. Иеринома можно увидеть на известной фреске в Дельфах, которая изображает Одиссея, спускающегося в подземный мир. Иссиня-черный, как навозная муха, Иерином восседает на шкуре стервятника, зубы его обнажены в зловещей улыбке - он поедает труп.
Демонолог XVl века Джон Вир, ученик Агриппы, называет Иеринома - Князем Смерти. Тут надо добавить, что христианские демонологи часто низводили древних богов до уровня демонов и приписывали феодальные титулы. Есть указание, что у Нар-Марратука есть супруга, ”сама смерть белая госпожа Акмарра”, можно допустить, что супруга Иеринома, зловещая белая Кера упомянутая в мифологии.
Вместе со своими дочерьми керами, они носятся над местами битв и побоищ, припадают к ранам умирающих и жадно пьют горячую кровь – примерно таковы были описания полей битв в те времена.
Керы - кровожадные демоны или духи, приносящие людям страдания и смерть. Древние греки представляли кер крылатыми женскими существами, которые похищали у человека душу. Надо понять, что в образе Иеринома, просто слилось всё самое отвратительное и пугающее для древнего грека.
Нельзя не упомянуть ещё один персонаж древнегреческой мифологии, прочно связанный с миром мертвых - это Стикс. Стикс, (Στύξ), дословно “чудовище” - олицетворение первобытного ужаса (στυγεϊν, слав.стужаться) и мрака, а также персонификация одноименной мифической реки царства Аида. Дочь титанов Океана и Тефиды или Никты и Эреба, по одной из версий Стикс - мать Ехидны.
Стикс жила далеко на крайнем западе, где начинается царство ночи, в дворце, чьи серебряные колонны упирались в небо. Это место было отделено от обители богов, лишь изредка залетала сюда Ирида за священной водой, когда боги в спорах клялись водами Стикс. Стикс, также спутница игр царицы мира мёртвых - Персефоны. Поэты также упоминают Стигийские болота в Аиде. Тут важно даже не сопоставление Нар-Марратука и Стикс по описанию, потому что греки низвели Стикс до уровня второстепенного божества, а то каков её изначальный облик, предназначение и даже пол, но это уже неизвестно.
Дело в том, что Стикс относится к первому поколению - к титанам, Стикс не богиня, а титанида, причём очень могущественная, ибо её воды, то единственное, чего боятся бессмертные боги. Её воды приводят богов к некоторому аналогу их смерти - они целый год пребывают в состоянии по описанию сравнимому с комой. Это и указывает на её силу и мощь, но так как титаны были почитаемы автхонным пеласгийским населением Греции, которых вытесняли пришельцы, греки-ахейцы с их олимпийским пантеоном, то многих древних титанов, захватчики низводили до второстепенных сил, как по-видимому произошло со Стикс, возможно из-за страха пред этой силой, но даже в таком виде она сохраняет некоторые свои изначальные атрибуты.
Стикс объединена с Нар-Марратуком не только понятием “реки”, а то куда впадают все реки. Реки впадают в море, а вот Нар-Маттару (одно из наименований, либо владения Нар-Марратука) и есть как раз “Море Смерти”. Кстати остальные реки загробного царства, согласно картографии Аида, есть лишь притоки Стикс. Поэтому предположительно можно понять Стикс (как и другие реки Аида), как некую эманацию, искаженное представление и возможно даже «порождение» Нар-Марратука, по подобию Реки, впадающей в Море.
Собственно, можно провести тут даже параллель между Океаном (который по мифам омывает вход в церство мёртвых, а также является прародителем всех рек и ручьёв) и «Морем Смерти». Возможно, описание Нар-Марратука нашло искаженный отклик в Океане, который породил Стикс, а не в самой титаниде.
Такой же зловещий образ как у Стикс создали и древние египтяне, в нём также слились существа, которые были опасны для египтянин и страшили их: крокодил, лев и гиппопотам. Речь идёт о хтоническом божестве смерти Амат или Аммут, которую умершим следует опасаться больше, чем кого-либо ещё.
Амат ждёт часа последнего суда, чтобы пожрать душу умершего и его сердце, отяжелевшее от груза грехов. Божество Амат действительно устрашает. И роль, которую оно неизменно играет в 125-й главе “Книги Мёртвых”, только усиливает всеобщий трепет перед ним.
Амат, чье имя переводится как “Великая Пожирательница” (и это само по себе ужасает), принимает пугающее обличье: голова крокодила, туловище и передние лапы льва, зад и задние ноги гиппопотама. Иногда бывают также набрякшие соски, как у готовой вот-вот родить самки. Поэтому Амат так прожорлива, подобно тому как бывает самка, что скоро должна принести потомство.
Амат называют богиней, но это составное чудовище скорее в полной мере Оно, а набрякшие соски, лишь указывают на прожорливость и яростность этого чудища, ибо в период беременности самки наиболее прожорливы и агрессивны (как беременная львица или медведица), заметим, что Нар-Марратук аналогично назван «Яростным богом», хотя и представлен всегда в мужской ипостаси, либо бесформенным и безликим ужасом.
Ужасающий облик Амат дополняют два остро заточенных ножа, для “Дня Великой Резни”. Всех этих существ, египтяне считали зловредными созданиями и боялись. Амат не оставляет своим жертвам ни единого шанса на спасение. Если они попытаются убежать по земле, их настигнет как лев. Если они решат скрыться на берегах Нила, то их там схватит, как бегемот, а если уплыть по воде - путешествие закончится в пасти крокодила.
Таким образом, Амат является, прежде всего, неотвратимой угрозой, с которой столкнется каждый человек - неизбежностью смерти.
Амат обитает в нижнем зале Маат - загробного подземного мира. Оно вызывало особый страх, ведь оно сожрет все сердца, которые на суде мертвых окажутся тяжелее маат (справедливости).
С Амат психостасия (суд над мертвыми) приобретала пугающий оборот. Это божество, которое систематически связывалось с погребальными обрядами и культом мёртвых. Амат всегда упоминается в контексте последнего суда и ритуала взвешивания сердец, или психостасии. В мире мертвых она противостоит всем присутствующим на суде богам: Осирису, Анубису, Гору, Тоту, Маат и другим. Она всегда ожидает душу человека, в награду ей достанутся тяжёлые от грехов сердца.
Психостасия (название суда богов над людьми) всегда совершается в присутствии Осириса. Он восседает на троне в великом зале, вместе с ним заседают Гор, Тот, Маат и 42 присяжных. Перед ними стоят большие весы. Анубис рядом с умершим, вроде адвоката. Амат же сидит на пьедестале напротив Осириса, и между ними вечное противостояние. Кто из них двоих уступит другому умершего? Осирис восторжествует, если суд вынесет оправдательный приговор. А Амат будет ликовать, если сердце покойного окажется тяжелым от груза грехов.
Перед обезумевшим от страха человеком разыгрывается безмолвное сражение. Анубис защищает человека и успокаивает своими речами. Однако умерший едва различает фигуру Амат. Божество сидит, повернувшись к нему спиной, и несчастный не может в полной мере осознать насколько оно чудовищно, и даже Анубис не в силах ему будет помочь против него. Гор кладет сердце умершего, вместилище всего благого и злого, что есть в каждом на чашу весов. На другую чашу кладется перо маат-Истины и Космического Закона. Если сердце не отягощено грехами, тогда умерший будет провозглашен “оправданным”. Двери в блаженное Царство Осириса распахнутся перед ним, он получит надел земли на “Полях Мира” (Сехет-Хотеп) и будет заниматься чем возжелает. И напротив, если сердце окажется тяжелее маат, тогда оно (и умерший вместе с ним, т.е. его душа) станет добычей Амат.
Амат как “Пожирающей” или “Великой Пожирательницы” позволено пожирать сердца, которые ей отдают на съедение и самих умерших, их приговоренные души. Поэтому Амат, есть “вторая смерть”, смерть отягощенной грехами души. Ее имя в текстах нередко сопровождается дополнением, которое меняется в зависимости от контекста. Так Амат могут называть “Пожирательницей сердец”, ”Пожирательницей умерших” или “Запада”. Титул “Пожирательницы Запада”, самый устрашающий из всех. Ведь он подразумевает, что умерший, даже если попытается бежать от Амат, не сможет скрыться на Западе (в мире мертвых) и что единственный удел для него отныне - вечное скитание в виде призрака-раба Амат, трепещущего пред чудовищным божеством. Также Амат называют “Великой над Смертью”, т.е. торжествующей над смертью и второй вечной жизнью, которую даёт Осирис. Так Амат становится второй смертью для грешной души!
Вероятнее всего, именно эти древнеегипетские представления, послужили основой для слов Христа в “Апокалипсисе Иоанна”: ”побеждающий не потерпит вреда от второй смерти” (Откр.2.11); ”над ними смерть вторая не имеет власти” (Откр.20.6.); ”...участь в озере горящем огнем и серою.Это смерть вторая” (Откр.21.8.)
Смерть вторая - это окончательное рассоздание, и возможно аннигиляция всех низших частей души, которая при отягощенном состоянии души, полностью уничтожает и понятие личности, стирает всякую индивидуальности кем был человек.
Похоже именно древнеегипетские тексты вдохновили авторов христианских религиозных произведений. Так у египтян были “дела милосердия”, почти дословно евангельские: ”Я дал хлеб голодному и напоил жаждущего. Я одел того, кто был наг.” Если покойный при жизни совершал подобные поступки, он мог избежать Амат, т.е. стать “оправданным”, или христианское:”да не убоишься ты второй смерти” ясно указывающее на то что и после смерти можно «умереть».
Амат всегда была устрашающей и опасной. Ее нельзя считать божеством в полном смысле этого слова, скорее она нечто большее, некое воплощение концепта, что древнее и могущественней самих богов, т.е. Древний.
Позднее (ок.1000г до н.э.) египтяне будут называть Амат “Матерью умерших”, потому что она помогает символически родиться (или возродиться) с сердцем, которое будет оценено, как “чистое” и “справедливое”. Другими словами, она, пожрав низшую личностную часть души умершего, позволит монаде (некой основе души) появиться в новом круге воплощения для искупления. Правда полностью лишенное каких бы то не было знаний о прошлых жизнях. Она так сказать пожирает приговоренное низшее “я” или “эго”, оставляя в конце лишь безличностную духовную монаду для нового круга.
У Амат не было храмов, ни духовенства, ни алтарей. Она была слишком ужасной для этого в представлении египтян, до нас не дошло ни одной её статуи. Хотя возможно, всё же тайный культ был, ибо в Серапиуме находили раздробленные кости от некогда составных мумий, аж от семи разных видов животных, они лежали в гранитных саркофагах, чьи крышки весят до 100 тонн. Для чего изготовляли мумии подобных чудищ как Амат, а некоторые из них вероятно были громадны, ибо саркофаги предназначались для священных быков, и почему были уничтожены жрецами, остаётся только догадываться, но всё это слишком напоминает рассказ Лавкрафта - ”Погребённый с фараонами”, где в конце происходит явление совершенно монструозного и гигантского Древнего связанного со Смертью.
Амат - это своего рода внутренний страх, живущий в каждом человеке, так и во всём человечестве, который питают все злые и жестокие поступки. Амат - обожествленный Страх, Страх всего человечества, Страх Смерти и неизвестности того, что за ней, Страх который возможно старше самого мира, Страх который был до творения этого Мироздания.
Важно понять, что все названные персонажи мифологий, скорее не прямо отождествлются с Нар-Марратуком, а прежде всего архетипы Смерти, но более глубокие, мощные и зловещие, а главное архаичные и посему Забытые, чем собственно классические персонификации Смерти (“Госпожа Смерть”, ”Каин-Жнец”, и т.п). Возможно у истоков этих образов скрыт какой-то абсолютно кошмарный персонаж, что и роднит их с Нар-Марратуком как Древним.
Неважно какой зловещий образ использовать для описания этого: сплошь покрытого глазами Азраэля, огромного чёрного Эсреля, с черными крылами пожирающего мертвых Иеринома, или чудовищную опять-таки пожирательницу умерших Амат, ибо все эти черты в какой-то степени можно приписать Нар-Марратуку. Возможно даже, что эти образы не более чем «маски» для Древнего. Во всех них соединилось все страшное, жестокое, отвратительное, что есть в представлении каждого человека и во всём человечестве вместе, и прежде всего Страх Смерти.
Тогда теперь понятны слова: ”нет божества более коварного, более беспощадного, более безжалостного, нежели Нар-Марратук.” Ибо все страхи соединены в нём, но и это вероятно «маска», ибо истинное его явление, как в предании, мгновенно умертвило бы от ужаса десятки и сотни тысяч.
Итак, можем ли мы придать Нар-Марратуку титулы Амат, пусть решает практик самостоятельно, однако даже если Амат является «порождением» отца Смерти то эти титулы в равной степени подходят и ему как более Древнему
”Великий Пожиратель”, ”Пожиратель умерших”, ”Пожиратель сердец”, ”Пожиратель Запада(или мира мертвых)”, ”Великий над Смертью”, но главное “Вторая Смерть” или “Смерть душ” – так можно назвать и Господина Теней, если Амат хотя бы берёт своё происхождение от него.
На этом моменте многие начнут утверждать, что «вторая смерть» не такая уж и особенная вещь и встречается в той или иной форме во многих других верованиях мира кроме перечисленных. Как Колесо Сансары. И это будет правильно, однако Отец Смерти это «хтоническая» сущность, которая зародилась из Изначального Хаоса вероятно ещё до появления всего Сущего. “Царь Мертвых, Неизъяснимый Ужас, Верховный Дух Мёртвых, Король Мёртвых” – все эти титулы и имена даны не просто так. Для существа которое существовало задолго до появления нашего мира весь поток душ за всё время существования этой Вселенной не более чем тоненький ручеёк по сравнению с Морем или Океаном.
Исходя из этого, мы видим что нар-Марратук отличается от всех богов смерти нашего материального мира тем что он во многом превосходит их, ибо представляет Смерть более тотальную, всеобъемлющую, древнюю, абсолютную Смерть, ту Смерть, что была даже до собственно возникновения смерти в мире физическом, в мире живых существ - ”вторую смерть” в самом глобальном её смысле. Это даже можно сказать “смерть богов”, и тут ассоциации со Стиксом более чем уместны, ибо нарушение клятвы водами Стикса, даже бессмертных богов приводит к некоторому роду “смерти”, о чем уже говорилось.
Нар-Марратук если угодно акаузальная Смерть, Древний Отец Смерти.
На этом моменте вспоминается притча. Однажды Жизнь и Смерть пошли к реке. Придя, они стали спорить, кому первому набирать воду. Тогда они решили, что кто из них древнее, тот первый и наберёт. Жизнь гордо заявила: ”До меня не было ничего!” ”Ничего” - ответила Смерть - ”значит до тебя была я, и значит я древнее.”
Господь теней.
Интересен пассаж про Нар-Марратука: ”Он есть Господь теней, парящих во мраке и пьющих кровь, и тени сии суть души предавшихся Ему.”
Отсюда возникает вопрос: Тени - кто они?
Наиболее полно о тенях говорится в древнегреческой мифологии, как о “загробных тенях”, они безмолвные, тихо шепчущие и трепещущие, пребывают в Аиде, сам Аид называют “царством теней”.
Так тени - это души умерших людей?
Возможно! Практики обозначили Нар-Марратука, как “поток душ” исходя из своих догадок и магических экспериментов. Но под душой в современности стали понимать некую совокупность не физических начал вообще и в общем виде тонкие тела с «Эго», тогда как древние народы считали, что композиция души состоит из некоторого числа компонентов.
Сократ говорит, что “сошедший в Аид непосвященным будет лежать в грязи, а очистившиеся и посвященные, отойдя в Аид, поселятся среди богов.”
Аид греков только частично похож на Ад, а частично на Чистилище. По Головину, ”Аид - скорее неопределенное пребывание, где то перед следующей метаморфозой”, и лишь “за бездонными глубинами Аида начинает простирается пространство, в которое нелегко попасть и откуда нельзя вернуться. Это Тартар, местопребывание титанов, отделенное от Аида раскаленной решеткой, здесь живет смерть.”
Так Аид это неопределенная область - чистилище, его бездонные пропасти - адские миры и наконец Тартар - Бездна.
Что касается смерти вообще, то “человеческая композиция души” состоит из некоторого числа компонентов. То, что нисходит в Аид (как тень) и то, что возносится на Олимп (как вечный и нерушимый эйдос), как впрочем и то, что подвергается полному распаду (физическое тело и ряд тонких), претерпевает разделение в момент первой и второй смерти.
Платон говорит: ”Наша истинная личность - наша бессмертная душа, как её называют - отбывает к нижним богам, чтобы дать о себе отчёт. Для злых это ужасающая доктрина, но хороший человек станет приветствовать её”.
Имеется в виду нисхождение в Аид двух нематериальных компонентов, после развоплощения которых (вторая смерть), один остается обитать в Аиде (тень/тело души/астральный труп/эйдолон), тогда как другой (собственно чистая душа) - восходит в иную область. Сколько исследователей удивленно разводили руками, пытаясь уяснить, каким образом Геракл, счастливо обитает на Олимпе и в то же самое время его призрак-тень находится в Аиде. Римляне учившие о триаде “manes, anima (spiritus) и umbra”, также полагали, что umbra - остается в гробнице, manes - нисходит к нижним богам, а anima - возносится а небо.
Отделение высшей составляющей души от её низшей - ”тени”, и есть та самая “вторая смерть”, что происходит в Лимбе, в астральных лунных лучах Аоб (соотв.чистилищу). Если этого не произойдет, то душа уплотняется, сознание остается в ней, и она становится элементером. Если происходит, то оставшаяся, как сброшенная змеиная кожа - тень продолжает существовать в полубесознательном состоянии как астральный труп, лишь фрагментарно сохраняя воспоминания о прошлой жизни.
Эти тени, астральные трупы, вечно голодны (вероятно из-за нехватки сил), злы, и всеми силами пытаются продлить своё существование, питаясь психическими эманациями или эманациями крови. То, с чем имеют дело неоспиритуалисты разных мастей, вызывающие духов мертвых, сталкиваются исключительно с этими mames, манами, тенями усопших.
Эти астральные трупы охотно слетаются на психо-эманации медиумов, питаясь ими, оттого доводя медиумов до обмороков, болезней, психических расстройств, вампиризируя их. Поэтому “духи” вызванных великих личностей оказываются после смерти на удивление тупыми и бесталантными, ибо это всего лишь их тени - астральные трупы с остаточной памятью, которая всё больше тускнеет со временем. Метаморфозы переживает лишь та нерушимая часть, которая осуществляет эпистрофэ - ”возврат к истоку”. Её называли “частицей бога” и “световым человеком”.
Греки учили, что мы совершим ошибку, если отождествиться низшую животную часть души - ”тюмос” и высшую - ”Нус” (разум). Если “тюмос”, как чувствующая и подвластная страстям душа, отделяется “второй смертью” (Примечание: Некрономикон Тайсона называет их “ларес” - ”которые сохраняют формы людей… когда могила открыта, тень связанная с ней, стремится убить нарушителя… они исчезают в тот момент, когда из трупа извлекают мозг, сердце или печень”. Однако информация Саймона подлежит некоторому сомнению.), то “Нус” - душа мыслящая, есть то неразделимое и нерушимое единое, которое возносится в божественную обитель.
”Нус”- есть “восходящее” (Олимп), ”тюмос” - ”нисходящее” (Аид). Можно сопоставить “Нус” с египетским Ба и Аб (божественной душой и сердцем-сознанием), а “тюмос” - с Ка и Хаибит (астральным двойником и тенью).
Путь к сверхсознанию, полностью противоположно нисхождению в бессознательное (в прямом смысле, ибо тени или по другому эйдолоны, лишены сознания), т.е. в Аид. Опять же возвращаясь к мифам это полностью объясняет каким образом Геракл обитает на Олимпе среди богов и в то же время его тень - эйдолон находится в Аиде. В момент окончательного уничтожения тела (или возможно главных его органов) “тюмос” оставляет его навсегда.
Какова его дальнейшая участь?
В нормальной ситуации он постепенно распадается и рассеивается в астральной среде, он сохраняется как живой астральный труп, до тех пор, пока не прервется последняя его связь с миром живых, а значит и некоторый «якорь»\связь для подпитки себя. Таким образом они сохраняются ещё очень продолжительное время, именно эти тени, эти астральные трупы вызвал из Аида в некромантическом ритуале Одиссей, напитав их кровью, которую они так жаждут, чтобы продлить своё призрачное существование.
Вот об этих тенях и говорится в пассаже о Нар-Марратуке, даже вероятно сам Нар-Марратук состоит из скопища мириадов этих теней - астральных трупов, или же содержит их в себе, являясь «Рекой Желчи», поэтому его вполне можно определить, как “поток душ”, но мертвых и разлагающихся душ, точнее их эйдолонов.
Опять-таки, это можно понимать, как оболочку, покров Нар-Марратука (но не его «тело»), подобно как в каббале, даже вся вселенная понимается как покров, одежда Бога.
Отметим, что у особых злодеев, бросивших вызов богам, не происходит развоплощения и отделения высшей и низшей частей души, поэтому они так трепещут перед Амат (которая скорей всего связана с Нар-Марратуком либо является одним из его образов на мой взгляд). Они знают, что Амат пожрет тогда полностью их сознание, их личность, аннигилирует индивидуальность.
Именно поэтому возможно Тени это рабы Его - ”души предавшихся Ему”. Их “тюмос”, эйдолон, сохраняется и даже уплотняется до почти физического, как у Тантала, Сизифа, Тития, и в особых, “бездонных” пределах Аида, которые вполне можно назвать Адом, они претерпевают телесные муки, но тысячекратно более острые и непередаваемые.
Так же важно, что в описании Нар-Марратука часто упоминают как «Короля Мёртвых». Однако практики, ищущие о нём информацию, натыкались и на неоднократное упоминание о нём как о Нар-Маттару (Море Смерти, некий подземный Океан). Вероятнее всего, как существо «хтоничное», Нар-Марратук сам по себе является лишь воплощением «Потока Душ» и «Реки Желчи», а Нар-Маттару это своеобразное «место», это его владения (его «царство») и по сути это так же и он сам. Это «место» пропитано силой и им самим настолько, что в заклинаниях маги древности не делали различия между одним и другим, либо считали, что Господин Теней может быть и тем и другим одновременно (что по сути в пределах его возможностей). Потому упоминая выше, что Тени остаются в пределах Аида - имеется ввиду не только сам Аид, но и мир\план смерти в целом. Ведь вне зависимости от религии и бога – всё это по сути владения Отца Смерти.
Однако, продолжим далее.
Касательно пассажа: ”Вестники Его - суть призраки Подземия, и вид их ужасен, велики они ростом, лишены очертаний и видом подобны туману” – я полагаю, что речь идёт о других, совершенно особенных сущностях запределья. По видимому именно их, могучих демонических сущностей антикосмоса, Даниил Андреев назвал велгами.
Вот что он пишет: ”Это - гиганты. В истории человечества они проявляются иногда как умножительницы жертв и вдохновительницы анархий. О каком бы то ни было их подобии не только людям, но даже чудовищам нашего мира здесь надо забыть совсем: это скорее огромные, свивающиеся и развивающиеся покрывала, черные и лиловые.” Он их описывает как громадных черных призраков не ясной формы, вроде трепещущего черного покрывала или сгустившегося тумана.
Такое описание вполне соответствует посланцам Нар-Марратука.
На этом тема Теней исчерпывается, но не тема их Господина.
Сведений о «Короле Мёртвых» крайне мало и все они пестрят ужасами вперемешку с предупреждениями о том, что иметь с ним дело крайне опасно. Однако закрыть глаза на что-то не значит заставить это исчезнуть.
Выше было много сказано о природе Нар-Марратука, но само его происхождение остаётся загадкой.
Следующее следует воспринять лишь как крайне интересную гипотезу о том кто такой Господин Теней: По некоторым сведениям, (не окончательным) Нар-Марратук может быть отождествлён с Нугом.
Об этом Древнем совсем крохи информации, даже о Нар-Марратуке её больше. Говорится лишь что Нуг и Йиб, - ”Близнецы Беззакония”, дети Шуб-Ниггурат и Йог-Сотота.
В “Свитке Панфило де-Самаконы”, упоминается, что у народа подземного синепыльного К’ньяна, среди прочих чудовищных культов Древних ”ритуалы Нуга и Йеба были особенно отталкивающими…”. Это утверждение перекликается с описанием Отца Смерти как невыразимо ужасного и отвратительного, и такой культ вполне мог бы ему подойти.
Однако, если Нуга отождествляют с Нар-Марратуком, то кем будет Йиб?
И вот тут всё вроде выглядит логично, так как его можно соотнести с другим относящимся к Смерти Древним - Червем Уббом.
Убб безусловно относится к хтоническом типу и также пожирает как тела, так и души умерших, точнее пожирают их Его порождения - ”черви неусыпные”(см.эссе “Девять Червей Искухкара”).
Таким образом, Нар-Марратук разделяет с Уббом не только хтоническую природу, но и природу Смерти, Пожирателя мертвых. Убб-Червь, а Нар-Марратук - Древний Смерти.
И вот, что интересно: Кроме Азраила (о котором упоминалось в первой части этого текста), на роль ангела смерти\воплощения смерти, записывали и Азазэля. Но изначально ханаанские легенды отождествляли Азазэля, именно как воплощение смерти, с огромным червем живущим в глубине песков пустыни.
Например в апокрифической “Завете Авраама” есть такая строчка: ”грешники горят во чреве злобного Червя Азазэля” (14.5.).
Итак, Убб или Йиб согласно гипотезе есть Червь и Пожиратель мертвых. Он одно из древнейших воплощений Смерти которое было червем, а Нар-Марратук это Поток Душ и возможно “Великий Пожиратель умерших” (одно из имён Амат). Так Нар-Марратук и Убб, согласно этой гипотезе, почти идеально подходят для близнецов, подобно Нугу и Йебу. К тому же культ Нар-Марратука действительно отвратителен, даже в контексте традиции Древних, что могут доказать и записи Самаконы, относительно ритуалов Нуга и Йеба.
Однако у этой гипотезы, несмотря на всю её интересность, есть и ряд недочётов:
● Во-первых это несоответствие образов Нар-Марратука с Нугом и недостаток информации по ним. Нигде не сказано, что у Нуга были маска и меч в символах, нигде не сказано, что у него была супруга Акмарра, нигде не сказано, что он хоть как-либо был связан со Смертью и был наделён некротическими силами.
● Во-вторых, связь культа Нуга с Культом Отца Смерти идёт через отвратительные и страшные ритуалы даже среди Древних, но такими можно считать большую часть ритуалов Культов. В зависимости от культуры и времени, от цивилизации и воспитания, страхи людей с представлениями об «отвратительном» могут меняться.
● В-третьих, происхождение Нар-Марратука неизвестно. Возможно он был порождён Азагтотом или зародился из Хаоса, в то время как у Нуга оно однозначно и к тому же у него есть брат близнец Йиб, о чём уже не упоминается в описании Отца Смерти, о котором информации больше чем о Нуге.
● В-четвёртых, если следовать этой гипотезе, то должно быть упоминание о том, что Убб это брат близнец Нар-Марратука, но оно также отсутствует в описаниях этих двух Древних и в текстах магов\заклинателей прошлого.
Несмотря на все эти недочёты гипотеза имеет право на жизнь и остаётся только надеяться что пробелы информации заполнятся со временем практиками ищущими ответы.
Подводя итог этой части нельзя не сказать ещё об одном моменте кажущимся мне важным.
Если мы определили Нар-Марратука как “Вторую Смерть” в глобальном её понимании, как тотальную и окончательную аннигиляцию сознания человека, тогда понятно каковы невероятные опасности практик с этим Древним. Они в случае ошибок могут привести как к мгновенной смерти, так к полной потери сознания, разума, всей личности «оператора» - практик превратится в прямом смысле слова в овощ, пускающим слюни и не отличающим верха от низа, он не будет знать не только кто он и откуда, но вообще не будет осознавать даже, что он существует, он станет так сказать “живым трупом”, просто телом с вегетативными функциями. Ибо Нар-Марратук пожрет его сознание без остатка (он отделит эту часть души).
И пусть некоторые могут не согласиться с моим утверждением, сказав, что Отец Смерти одним своим присутствием может затянуть всю душу практика в Себя, в «Поток душ Сущего», но разве не второй приток Стикса есть река Лета?
Разве не могут быть свойственны Нар-Марратуку силы реки забвения, испив из которой души теряют всю память о прошлой, земной жизни, начиная бродить по её берегам медленно, по кругу, сбиваясь в толпы теней-людей, с потусторонним отсутствующим взглядом?
Культ Нар-Марратука.
Страшны и отвратительны обряды некромантии, но культ Нар-Марратука есть нечто большее, это сама черная вершина Некромагии, если угодно - некро направление практик культа Древних. Поэтому в своем ужасе и непотребстве, они превосходят даже самые отвратные обряды классической работы с мёртвыми.