Признак неисправности | Причины | Способы и технические условия устранения |
Пробуксовка сцепления приводит к тому, что крутящий момент от вала двигателя не полностью передается на ведущие колеса. С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя при отпущенной педали сцепления автомобиль либо вовсе не трогается с места, либо скорость его увеличивается очень медленно, либо автомобиль двигается рывками, а в кабине ощущается запах гари от фрикционных накладок ведомого диска.
Пробуксовывание дисков может происходить по следующим причинам: нарушение регулировки привода выключения сцепления, замасливание дисков сцепления, наличие увеличенного износа фрикционных накладок ведомого диска, засорение компенсационного отверстия главного цилиндра гидропривода выключения сцепления.
Неполное выключение сцепления сопровождается затрудненным переключением передач, ударами зубьев синхронизаторов и шестерен коробки передач, при этом не исключена возможность их поломки. Такая неисправность сцепления может возникнуть в результате нарушения регулировки привода выключения сцепления (увеличения свободного хода рычага вилки выключения сцепления или увеличения зазоров в гидроприводе), перекоса или коробления ведомого и (или) нажимного дисков, обрыва фрикционных накладок, а также нарушения герметичности гидропривода выключения сцепления и попадания в него воздуха, засорения отверстия в бачке.
Для устранения неисправности следует проверить и отрегулировать привод сцепления.
При замасливании маховика, нажимного диска, фрикционных накладок ведомого диска необходимо тщательно промыть бензином или уайт-спиритом замасленные поверхности и насухо их вытереть.
|
Сильно замасленный ведомый диск заменить или приклепать новые фрикционные накладки. Устранить причину замасливания.
При перекосе или короблении ведомого и или) нажимною диска образуется неодинаковый зазор между дисками, а в отдельных местах зазор отсутствует полностью. Эта неисправность чаще всего возникает при перегреве сцепления в результате пробуксовки. Устраняется она заменой накладок или всего ведомого диска и (или) заменой нажимного диска с кожухом в сборе.
В случае отрыва или поломки фрикционных накладок поврежденная накладка заклинивается между ведомым и ведущим дисками и не позволяет полностью выключить сцепление; в этом случае сцепление необходимо разобрать и заменить накладки или весь ведомый диск.
Нарушение герметичности гидропривода выключения сцепления происходит вследствие утечки жидкости через соединения, поврежденные трубопроводы, а также через загрязненные или изношенные уплотнения в главном и рабочем цилиндрах. При этом в гидросистему попадает воздух.
Негерметичность устраняется подтяжкой соединений, промывкой загрязненных и заменой поврежденных или изношенных деталей.
При попадании в систему воздуха сопротивление педали сцепления уменьшается (педаль «проваливается»).
Удаление воздуха из системы гидропривода сцепления производится в следующем порядке: заполнить бачок гидропривода жидкостью до нормальною уровня; очистить клапан выпуска воздуха от загрязнений; снять защитный колпачок; надеть на клапан шланг и опустить его в сосуд с жидкостью, заливаемой в привод; попросить помощника резко нажать на педаль сцепления 3—5 раз и удерживать педаль сцепления в нажатом положении некоторое время, в течение которого нужно отвернуть за головку клапан выпуска воздуха на пол-оборота до прекращения выхода воздуха (пузырьков) из шланга, опущенного в сосуд, и завернуть клапан. Если выход воздуха (пузырьков) не прекратится, надо повторить процесс и после прекращения выхода воздуха завернуть клапан до отказа при нажатой педали. Во время прокачивания жидкости необходимо наблюдать за ее уровнем и добавлять жидкость в бачок.
|
При засорении отверстия в крышке бачка необходимо его прочистить и прокачать гидропривод.
Резкое включение сцепления, несмотря на медленное и плавное отпускание педали, сопровождается рывком при трогании автомобиля. Эта неисправность может быть следствием изнашивания накладок ведомого диска и заедания его ступицы на шлицах ведущего вала коробки передач, снижения его осевой упругости, наличия задиров на поверхности маховика или нажимного диска, заедания муфты выключения сцепления или заедания в приводе выключения сцепления. В этих случаях следует заменить ведомый диск или все сцепление в сборе, отшлифовать маховик или заменить его новым, устранить причины заедания привода и заменить поврежденные детали.
Повышенный шум при включении сцепления может наблюдаться в случае выхода из строя подшипников: выжимного сцепления и (или) ведущего вала коробки передач. Их заменяют новыми. Повышенный шум может также возникать, если вследствие изнашивания шлицев увеличился зазор в соединении ступицы ведомого диска сцепления и ведущего вала коробки передач. В этом случае требуется замена ведомого диска и ведущего вала коробки передач. Кроме того, повышенный шум может возникнуть при соскакивании, потере упругости или поломке пружины вилки выключения сцепления. В этом случае необходимо поправить или заменить пружину.
3. Найти материал, используя источники информации различных видов (учебники, пособия по эксплуатации автотранспортных средств, интернет) и составить таблицу следующей формы: