Еще с середины XIX века в социологию вошла биологическая теория девиации, связанная с именем известного итальянского врача ЧезареЛомброзо. Его книги «Гениальность и помешательство», «Женщина- преступница и проститутка» широко известны не только специалистам по психиатрии. Девиантное поведение Ломброзо рассматривается как «антиэволюционный выброс», исходя из того простого предположения, что лица, склонные к девиантному поведению, имеют специфические анатомо-физиологические признаки или отклонения. Они и представляют вид девиации, к которому склонна личность. Этими чертами могут быть конституция, сплющенный нос, массивная челюсть и т.д. А атавистические черты личности как бы наделяют ее заведомо преступными чертами.
В рамках биологизма и психологизма строится и теория Э. Шелдона, который выделяет три антропологических типа, склонных к девиации: мезоморфный (тяжелый, мускулистый атлет), эктоморфный (высокий и худой), эндоморфный (мягкий, круглый тип телосложения). Многочисленные антропологические исследования не подтверждают этой теории. Хорошо известны в этом отношении исследования Чарльза Горинга, изучившего телосложение трех тысяч человек, среди которых были и преступники, и студенты Оксфорда, и представители самых разных социальных слоев. Горинг пришел к выводу, что статистического и социологического подтверждения теория Шелдона не находит. Ряд других исследователей, например, Эрнст Хутон, биологическим фактором девиации считают более низкий интеллектуальный уровень или болезнь.
Психологические и психиатрические теории отличаются от биологических и антропологических тем, что основной акцент в девиации делают на личностных факторах девиации, душевном дискомфорте, комплексах, конфликтах личности и общества. В качестве примера можно привести теорию австрийского психиатра Зигмунда Фрейда, который в основе всех отклонений видел подавленное либидо.
|
Остановимся на собственно психологических теориях. Э. Дюркгейм, например, считал, что девиация в обществе возникает вследствие непонимания и нарушения людьми социальных норм. Она является следствием дезадаптации, дезинтеграции общества, разрушения солидарности личности и общества.
Роберт Мертон дальше развивает теорию Дюркгейма, показывая, как именно происходит этот разрыв между целями и социально допустимыми способами их достижения.
Как видно из таблицы (табл. №2), единственным типом недевиантного поведения, является, по Мертону, конформизм. Инновация предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые средства их достижения. Ритуализм, наоборот, предполагает отрицание целей данной культуры, но не связан с незаконными средствами достижения каких-либо целей. Ретритизм – это отрицание не только целей общества, но и любых социально нормальных средств их достижения. Американский социолог Н. Смелзер достоинством этой схемы считает, что девиация рассматривается не как всецело негативное отношение к общепринятым нормам, тем не менее, схема не свободна от определенных ограничений. Так, весь процесс девиации сводится, по существу, к противоречию между желаемым и действительным.
К социологическим теориям относится теория стигматизации (стигма – ярлык, клеймо). Сторонники этой теории Г. Беккер, А. Босков и другие рассматривают девиацию как клеймо, которое группа ставит на поведение других групп, личностей. Сигма ассоциируется с пороком, свойственным человеку («гомосексуалист», «калека», «псих»). Социальная среда обычно жестко обращается с личностью «клейменных», не давая им шанса избавиться от своего порока. Затем начинается процесс «вживания» человека в образ девианта, которое заканчивается ролевым поглощением – конечным этапом развития девиантного поведения.
|
Культурологические теории девиации сводят ее к конфликту между нормами субкультуры и господствующей культуры. Таким образом, если сторонники теории аномии считают, что девиация чаще встречается в условиях социальной дезадаптации, когда ослабевает нормативный контроль, возникают стрессы, конфликты, то согласно теории стигматизации отклонение является следствием заведомо негативной оценки индивида, акцентуацией на его негативных качествах. Принципиально важным является то, что сторонники теории аномии считают, что в обществе социально одобряемые средства для достижения целей доступны не каждому. Многим социальным группам они вообще не доступны. Другой принципиально важный довод сводится к тому, что девиация особенно распространена именно в тех обществах, группах, где антисоциальное поведение стало нормой, где распространены насилие, агрессия, аморализм, коррупция.