Виды и способы общения с ребёнком.




Общение взрослых с детьми — это многогранный процесс, от которого зависит, как ребёнок будет воспринимать речь, информацию, весь окружающий его мир. Выбирайте людей, с которыми общается ваш ребёнок, пока вы можете это выбирать. Здесь важны любовь, внешний вид, профессионализм и, конечно, манера общения. Об этом и пойдёт сегодня речь. Среди видов общения различают: вербальное и невербальное. Словами (звуками) - вербальным способом доводится до ребёнка, в зависимости от возраста, лишь мизерная часть информации. По данным ученых, их доля составляет от 5 до 20 процентов. Весь остальной процесс взаимодействия человека с человеком — это так называемый язык тела. Он включает в себя определенные позы, мимику, жесты - все это невербальный способ общения, которые должны освоить не только профессионалы, которые работают с детьми, но и родители. Ведь именно они большее время общаются с детьми и с них в первую очередь копируют дети. Чем младше ребёнок, тем больше он воспринимает невербальную речь. Известно, что новорожденные и маленькие дети позитивно реагируют на мамин голос. Они его очень быстро запоминают, узнают среди множества других, определяют разные интонации. Познание жизни в этом возрасте идет именно через восприятие тональности маминого голоса и его интонаций. Более того, именно мамин голос учит ребенка структурировать человеческую речь. Через его интонации малыш учится определять начало и завершение слогов, слов и предложений. Высокий тон голоса активнее стимулирует детей к общению. Именно поэтому они реагируют, прежде всего, на голос мамы, а не папы. Для малыша, который обладает небольшим лексическим запасом и пока не в состоянии распознавать значение многих слов, существенное значение имеет, когда родители показывают свою реакцию на общение с ним при помощи звуков. Такой голосовой реакцией можно выразить согласие, одобрение/неодобрение, заинтересованность, строгость, негативную оценку. Ребенок легче воспринимает это и принимает как руководство к действию. В любом возрасте дети легче воспринимают информацию, если разговор идет при общении на уровне его глаз. Они при этом более восприимчивы к звуковым волнам и в прямом смысле этого слова не пропускают сказанное взрослыми мимо ушей. Поэтому важную информацию нужно давать, находясь с маленьким человеком на одном уровне. Невербальное общение выражается не только интонацией и звуками. Психологическое и творческое развитие ребёнка идет более активно, если взрослые при этом правильно применяют жесты или занимают подходящие позы. Не забывайте, что родители кажутся малышу огромными. Неосторожную позу или резкое движение он может посчитать угрожающими и пугающими. Если это часто повторяется, взрослые, сами того не желая и порой даже не подозревая об этом, могут выработать у ребенка стойкий страх. А с учетом того, что он просто не понимает, почему против него задействована такая агрессия и угроза, малыш может замкнуться в себе, отдалиться от родных. Чтобы этого не произошло, необходимо контролировать свои жесты и принимаемые позы. Оптимальное расстояние между маленькими детьми и взрослыми при общении может составлять до 60 см. Чем старше ребенок, тем больше становится эта дистанция, а личное пространство подростка увеличивается, подчеркивая его самостоятельность. Принудительное сокращение такого пространства неизбежно будет восприниматься как угроза. Конечно, занимаемое пространство зависит от статуса взрослого человека: чем ближе он ребёнку, тем короче дистанция. Успешное развитие ребёнка стимулируется, в том числе, и невербальным поощрением. Свою поддержку и одобрение можно выразить очень простыми жестами — кивнуть головой, поднять вверх большой, указательный палец или, например, похлопать в ладоши. Использование таких жестов не требует от взрослых значительных усилий или траты времени, но оказывается очень важным для взаимопонимания в семье. Готовность к общению, желание выслушать ребенка выражает и поза, которую выбирают при этом родители. Если мама при этом мечется по кухне или выполняет какие-то другие движения, то доверительного общения не получится. Заинтересованность в беседе нужно показать ребенку определенной позицией. Имейте терпение выслушать ребёнка. Даже если у вас на это нет времени. В крайнем случае, отложите на какое-то время разговор (подожди 10 минут, я закончу), но обязательно вернитесь, присядьте и проявите интерес! Поза должна быть открытая, развернутая в сторону ребенка, приглашающая к разговору. Выслушивайте, не вскакивайте, не торопите ребёнка – так вы предотвратите одну из форм раннего заикания. Умение разговаривать с ребёнком имеет важное значение! Малыш с рождения записывает на подсознание не только улыбку, выражение лица, движение бровей, но и движение губ, языка, умение правильно открывать рот при произношении звуков. Ни в коем случае нельзя разговаривать с ребёнком с «закрытым ртом» - не разжимая зубы, еле шевеля губами. Посмотрите на себя в зеркало, можно ли скопировать ребёнку произношение звуков не только с помощью звучания, а в основном – движением рта. Тогда ваш ребёнок не будет страдать дефектами речи! В конечном счете, всё это определяет будущее ребенка, его социализацию, перспективы. Невербальная форма подачи различных инструкций, советов, указаний, да и просто полезных сведений, как оказалось, может играть решающую роль. Нам, взрослым, с проблемой пандемии, сейчас стало понятно, что при закрытом маской ртом, мы хуже воспринимаем информацию. Помните: мы слушаем не только ушами, но и глазами!

Будьте здоровы! Берегите здоровое – живое общение!

Вопросы можно задать по телефону: 89370390813

Психолог: Лифанова М.П.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: