КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР
Старшая группа
Море волнуется»
Цель:
1. Развивать внимание.
2. Воспитывать выдержку.
Подготовка к игре: Играющие выбирают водящего. Игроки, кроме водящего, становятся в круг на расстоянии вытянутых рук и обводят мелом вокруг ног небольшие кружочки. Водящий становится в середину большого круга.
Описание игры: Игра начинается по указанию руководителя. Водящий ходит между игроками зигзагом. Проходя мимо какого-либо игрока, он говорит: «море волнуется!» игрок, которому водящий сказал эти слова и слегка коснулся его плеча, присоединяется к нему. Таким образом водящий приглашает игроков следовать за собой. Когда соберет в колонну приблизительно половину или всех играющих, если их мало, он водит их по всей площадке. Игроки подражают движениям волн. Водящий говорит: «море спокойно!» игроки стараются встать в один из кружков. Водящий также старается занять один из кружков. Оставшийся без кружка становится водящим, и игра повторяется.
Правила игры:
1. Бежать к кружкам разрешается только после команды «море спокойно!».
2. Не разрешается выталкивать друг друга из кружков.
Иголка, нитка и узел»
Цель:
1. Учить действовать согласованно друг с другом;
2. Развивать ловкость и быстроту.
Подготовка к игре: Играющие выбирают троих водящих — «иголку», «нитку» и «узел». Кроме водящих, все соединяют руки и становятся по кругу. Водящие становятся полукругом.
Описание игры: Игра начинается по указанию руководителя. «иголка» бегает зигзагом под руками игроков, стоящих по кругу. Задача водящих: «нитка» должна догнать «иголку», «узел» — «нитку». Нитка и узел бегут за иголкой в том же направлении. Если узел догонит нитку или нитка — иголку, а также если нитка и узел перепутают путь движения за иголкой, то выбирают новых водящих, и игра начинается сначала.
|
Правила игры:
1. Игрокам, стоящим по кругу, не разрешается трогать водящих руками и мешать им.
2. Нитка и узел должны бежать по тому же пути, что и иголка.
Филин и пташки»
Цель:
1. Развивать у детей ловкость и быстроту.
2. Закрепить название птиц.
Описание игры: играющие выбирают филина, он прячется в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие «летят» по площадке. На сигнал «филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.
Указания. Перед началом игры, играющие называют птиц, голосу которых смогут подражать. Гнезда птиц и филина лучше устраивать на высоких предметах. Прячутся каждый в своем гнезде.
Волк во рву»
Цель:
1. Учить детей перепрыгивать.
2. Развивать ловкость.
Описание игры: поперек площадки (зала) двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий - волк. Остальные дети — козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова «козы, в поле, волк во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осалить прыгающих коз. Oсаленный ходит в сторону. Воспитатель говорит: «козы, домой!» козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2—3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.
|
Указания. Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.
Хитрая лиса»
Цель:
1. Развивать у детей выдержку, наблюдательность.
2. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Описание: играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила:
1. Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «я здесь!»
2. Если лиса выдала себя раньше, воспитатель назначает новую лису.
3. Играющий, выбежавший за границу площадки, считается пойманным.
Варианты: выбираются 2 лисы.
Передай – встань»
Цель: воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. Укреплять мышцы плеч и спины.
Описание: играющие строятся в две колонны, на расстоянии двух шагов одна от другой. В каждой стоят друг от друга на расстоянии вытянутых рук. Перед колоннами проводится черта. На нее кладутся два мяча. По сигналу «сесть» все садятся, скрестив ноги. По сигналу «передай» первые в колоннах берут мячи и передают их через голову позади сидящим, затем они встают и поворачиваются лицом к колонне. Получивший мяч передает его назад через голову, затем встает и тоже поворачивается лицом к колонне и т. Д. Выигрывает колонна, которая правильно передала и не роняла мяч.
|
Правила:
1. Передавать мяч только через голову и сидя.
2. Вставать только после передачи мяча позади сидящему.
3. Не сумевший принять мяч бежит за ним, садится и продолжает игру.
Варианты: передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус.
Найди мяч»
Цель: развивать у детей наблюдательность, ловкость.
Описание: все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.
Правила:
1. Мяч передают в любом направлении.
2. Мяч передают только соседу.
3. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.
Варианты: ввести в игру два мяча. Увеличить число водящих тому, у кого оказался мяч дать задание: попрыгать, станцевать и т. п.
Два мороза»
Цель: развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.
Описание: на противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это мороз красный нос и мороз синий нос. По сигналу воспитателя «начинайте», оба мороза говорят: «мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - мороз красный нос. Я - мороз синий нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься? «все играющие отвечают: «не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а морозы стараются их заморозить, т. е. Коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.
Правила:
1. играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз».
2. Кто выбежит раньше и, кто останется в доме, считаются замороженными.
3. Тот, кого коснулся мороз, тотчас же останавливается.
4. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.
Варианты: за одной чертой находятся дети синего мороза, за другой дети красного. На сигнал «синие», бегут синие, а красный мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.
Подготовительная группа
Перемена мест с вызовом»
Цель: развивать внимание, ловкость, быстроту.
Подготовка к игре. Играющие выбирают водящего. Играющие, кроме водящего, становятся в шеренгу и рассчитываются на группы по 3—5 человек (но не больше, в зависимости от количества играющих. Каждый игрок должен запомнить свой номер. Группы размещаются по окружности, в центре которой становится водящий. В каждой группе играющие берутся за руки, образуя свой кружок.
Описание игры. Руководитель дает команду: «вправо (или влево) по кругу марш!» играющие каждой группы, не размыкая рук, начинают медленно двигаться вправо (или влево) до следующей команды: «поменяться местами!» после краткой паузы, отделяющей предварительную часть команды от исполнительной, руководитель называет номер, игроки под этим номером должны поменяться друг с другом местами.
2. «Запретное движение»
Цель: развивать память, мышление, внимание.
Подготовка к игре: Играющие построены по кругу. Руководитель также становится с играющими в круг.
Описание игры: Руководитель предлагает играющим выполнять за ним все движения, за исключением запрещенного, заранее им установленного. Например, запрещается выполнять движение «поставить руки на пояс» или «одна рука вперед — вверх, другая — назад — вниз». Руководитель делает разные движения, играющие повторяют их. Неожиданно руководитель делает запрещенное движение. Кто из играющих ошибется и выполнит его, тот делает шаг назад за круг и продолжает игру. Как только ошибется другой игрок, тот выходит за круг, а первый возвращается на свое место. Победителями считаются те игроки, которые ни разу не были за кругом. Игра проводится 3—4 минуты.
Правила игры:
1. Все играющие должны повторять движения за руководителем. Игрок, не повторяющий движения, делает шаг назад, за круг.
2. Упражнения следует делать быстро.
Вариант игры: Играющие строятся в две—четыре колонны, и игра проводится на соревнование. За каждую допущенную ошибку команда получает штрафное очко. Побеждает команда, набравшая меньшее количество очков.
Шмель»
Цель: учить детей прокатывать мяч двумя руками, стараясь осалить другого.
Подготовка к игре. В игре могут принять участие от 10 до 20 человек. Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру.
Описание игры. Мяч перекатывается внутри круга по земле. Играющие руками отбивают мяч от себя, стараясь осалить им другого. Мяч — это шмель. Если кто-либо не успеет отбить мяч и будет осален им (не выше колен, то считается ужаленным. Он поворачивается спиной к центру круга и в игре участия не принимает до тех пор, пока не будет осален следующий. Тогда первый ужаленный вновь вступает в игру, а второй поворачивается спиной к центру. Ловить мяч и отбивать его ногами нельзя.
Охотники и утки»
Цель:
1. Учить детей бросать мяч в цель.
2. Развивать ловкость и быстроту.
Описание игры. Взявшись за руки, играющие составляют круг. Рассчитавшись на первый – второй, образуют 2 команды: одни – охотники, другие - утки. Охотники остаются на своих местах в кругу, а утки выходят в средину круга. Перед носками стоящих в кругу проводится черта, за которую охотникам переступать нельзя. Охотники перебрасывают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки убегают, увертываются от мяча. Утка, которую задел мяч, считается подстреленной и выходит из круга. Через некоторое время по сигналу воспитателя охотники подсчитывают свои трофеи. Команды меняются ролями.
Указания. Ударять мячом можно только по ногам.
5.«Стой!»
Цель:
1. Развивать ловкость и внимание.
2. Учить ловить мяч; бросать мяч в цель.
Описание игры: Дети стоят с воспитателем. Он подбрасывает мяч высоко вверх и называет имя ребенка. В этот момент все дети разбегаются в разные стороны. А тот, чье имя было названо, быстро подбегает, ловит мяч и кричит: «стой!» все играющие останавливаются на том месте, где их застал сигнал. Водящий бросает мяч в кого-нибудь из играющих. Если он попадет, ребенок быстро ловит мяч, кричит: «стой!» — и бросает мячом в кого-нибудь из играющих и т. Д. Если водящий ни в кого не попадет, он бежит за мячом, берет его и снова бросает до тех пор, пока не осалит кого-нибудь. Когда водящий бросает мяч, все должны находиться на своих местах. Можно увертываться: нагибаться, приседать, отклоняться в сторону, подпрыгивать и т. п.
Прыгни - повернись»
Цель:
1. Учить детей выполнять ритмичные прыжки на месте под счёт, выполняя задание: повернуться на 360 градусов, подтянуть ноги к груди, обхватив их руками.
2. Учить детей отталкиваться и приземляться на обе ноги.
3. Развивать ловкость, вестибулярный аппарат.
4. Укреплять мышцы ног.
Описание игры: Дети, стоя свободно, выполняют три прыжка на месте в обруче (диаметром) на четвёртом высоком прыжке стараются в верхней точке взлёта подтянуть колени согнутых ног к груди, обхватить их руками, затем быстро разогнуть ноги мягко приземляться.
2 вариант.
Вместо сгибания ног выполнить поворот на 360градусорв.
Будь ловким»
Цель:
1. Учить детей прыгать в круг, перепрыгивая через мешочки с песком и обратно, стараясь, чтобы не осалил водящий.
2. Отталкиваться и приземляться на обе ноги, на носки.
3. Развивать ловкость, быстроту движений. Укреплять своды стоп.
Описание игры: Дети стоят лицом в круг, у ног у каждого мешочек с песком. Водящий в центре круга. По сигналу, воспитателя дети прыгают в круг и обратно через мешочки, отталкиваясь двумя ногами. Водящий старается осалить детей, пока они не выпрыгнули из круга. Через 30-40сек воспитатель останавливает игру и считает проигравших. Выбирают нового водящего из тех кого ни разу не коснулся ловишка.
Правила: Мешочек нельзя перешагивать, только перепрыгивать, водящий может касаться того, кто находится внутри круга, как только водящий отходит дальше, ребёнок снова прыгает.
2 вариант:
Прыгать на одной ноге в круг, ввести ещё одного ловишку.
Пингвины с мячом»
Цель: учить детей прыгать до зрительного ориентира на двух ногах с мячом, зажатым между колен, стараясь не потерять мяч, приземляться на обе ноги. Развивать ловкость, быстроту движений, координацию.
Ход игры:
Дети стоят в 4-5 звеньях. Напротив, каждого звена на расстоянии 5м ориентир- пенёк фишка. Первые в звеньях получают по мячу. Зажав их между коленями, прыгают к предмету, берут мяч и обежав ориентир, возвращаются каждый в своё звено и передают мяч следующему.
Правила: Прыгать, не теряя мяча, потерявший должен снова зажать мяч ногами и начать прыгать с того места, где был потерян мяч.
2 вариант:
Прыгать с мячом до ориентира и обратно, играть командой.