Семья Ростовых и Болконских в романе «Война и мир» Льва Толстого




Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что:

они участники исторических событий, патриоты;их не привлекает карьеризм и выгода;

они близки к русскому народу.

Характерные черты Ростовы Болконские
1. Старшее поколение. Вечер у А. П. Шерер. Сравните: — отношения между гостями; — причины прихода (внешние: великосветский раут — и внутренние: личные интересы) Родители Ростовых — хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А. М. Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в их семье). Отношения между родителями — взаимоуважение, почтение(обращения). Положение матери — положение хозяйки дома (именины). Отношение к гостям — радушие ко всем без почитания чинов (именины) Старый князь Николай Андреевич Болконский — упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-аншеф при Павле I, был сослан в деревню. Хотя ему при новом царствовании был уже разрешен въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум. Главное — честь
2. Отношения в семье между взрослыми и детьми Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова). Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца). Главное в отношениях — любовь, жизнь по законам сердца Отношения без сентиментальностей. Отец — непререкаемый авторитет, хотя он «с людьми, окружающими его, от дочери до слуг… был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность». Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Скрытая любовь отца, мужская (сцена смерти князя — последние слова о княжне Марье). Главное — жизнь по законам ума
3. Дети, отношения между ними. Сравните: поведение Ипполита на вечере у А. П. Шерер, кутежи Анатоля Курагина и Долохова Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом). Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа — Соня, Наташа — Николай). Занятия: увлечение пением, танцами. Главное в отношениях — душа Сложность положения княжны Марьи в семье — ей не с кем поделиться. В отношениях с Андреем — глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем). Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой)
4. Близость к природе. Чаще живут в имениях — Отрадном, Лысых Горах, чем в столицах Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном, сцена охоты, катание на Святках). Ощущение гармонии человека и природы Постоянная жизнь в Отрадном — естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное)
5. Отношение к народу Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи) Разумное восприятие народных проблем: преобразования в селе Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. Отношения Андрея с солдатами
6. Патриотизм. Отношение к войнам. Сравните: — отношение к войне на вечере у А. П. Шерер; — поведение на войне Жеркова, Бориса Друбецкого, Анатоля Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом же бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители Глубокий патриотизм и отца, и детей. Андрей сражается во время войны 1805—1807 годов, уходит в отряд Багратиона, в 1812 году уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»). Старый Болконский сам пытается защищать свою землю. Княжна Марья отказывается от покровительства французов и уезжает из Лысых Гор, которые должны захватить французы
7. Недостатки Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Иногда жестокость (Николай по отношению к крестьянам). Непрактичность, мотовство отца Ростова Тяжелый, иногда самодурный характер старого Болконского (история с мадемуазель Бурьен)
8. Отношение автора к героиням Наташа — любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье Княжна Марья — тоже идеал женщины, по мнению Толстого, его любимая героиня, способная быть хранительницей очага
9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов — черты отца писателя, Наташа — родственницы жены писателя Эта семья любима автором, хотя жесткость воспитания не всегда привлекательна, но понятие чести ставит эту семью очень высоко. Автобиографические черты в Николае Андреевиче Болконском — дед по линии матери, в княжне Марье — черты матери (скорее ощущения, что мать писателя была именно такой). Андрей Болконский воплощает какие-то мысли самого Толстого

 

.
В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом.
Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья — это та среда, которая дает человеку все начала в жизни, воспитывает его. Поэтому в его романе все герои объединены по родовому принципу. По-разному представлены семейства Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых, Друбецких. Они отличаются не только степенью знатности и родовитости, но и совершенно различными укладами жизни — то есть привычками, обычаями, взглядами.
Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства; патриотизм, духовную и душевную щедрость. Двери московского дома графини Ростовой были всегда широко открыты “для званых и незваных”. Илья Андреевич Ростов любил потратить деньги на устройство пира. В его семье любили балы, обеды, музыку. Здесь все прекрасно поют и танцуют.
Толстой по-разному выявляет особенность Ростовых. Вот одна из сцен романа. Именины двух Наталий. Съезжаются гости. Как и в салоне Анны Павловны Шерер, мы слышим привычные светские сплетни. Но здесь новости как-то иначе переживаются.

В этой семье никто не руководствуется холодными соображениями: пусть чувство, непосредственное чувство радости и любви вырывается беспрепятственно наружу. Вот Николай Ростов возвращается с войны. Толстой сначала даже не называет тех, кто выбежал его встречать. “Что-то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло, и стало целовать его”. Мы не видим облик встречающих., перед нами лишь “блестящие слезами радости любящие глаза”, “губы, искавшие поцелуя”. Все семейство Ростовых — это воплощенная любовь.

Великолепны сцены охоты. Выехав всем семейством в усадьбу, Ростовы становятся такими же непосредственными и простодушными, как природа. “А когда началась травля зайца, спокойный Илагин, Николай, Наташа и дядюшка летали, сами не зная, как и куда, видя только собак и зайца”. Толстой любуется тем, как в Отрадном хранят верность старым русским обычаям. Сцены охоты, сцены с ряжеными, описание святочного катания молодежи, лунной ночи, заворожившей юную Наташу, придают романтическую привлекательность семье Ростовых.
Толстой с добродушной иронией показывает отношения старика Ростова и крепостных. Он несколько идеализирует отношения между барином и мужиком.

Толстой отмечает в семье Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувством, а не умом. Это выражается и в восторженном, ребяческом поклонении Николая императору Александру, и в опрометчивости, импульсивности некоторых поступков Наташи, и в слишком легком отношении к жизни почти разоренного старого графа Ростова.
Война 1812 года выявила глубокую патриотичность всей семьи Ростовых. Николай воевал и отличился смелостью. Его младший брат Петя, почти мальчик, буквально рвался защищать Отечество. Страшным потрясением для всей семьи была его гибель. В романе Толстой со свойственным ему мастерством дает описание материнского горя. По силе производимого впечатления трудно найти что-либо подобное у других писателей. Старая графиня едва не потеряла рассудок от горя. Наташа, пережив смерть брата и Андрея Болконского, разделяет горе с матерью, помогает ей справиться с отчаяньем.
Любимица всей семьи, Наташа Ростова тонко чувствует добро и правду, красоту человеческой души, русскую природу. Писатель показывает духовную связь своей героини с народной жизнью. Всем сердцем воспринимает она боль войны, не рассуждая и не произнося громких фраз.
Беды и горе, выпавшие на долю Ростовых, не озлобили их. Близость к народу и душевная порядочность составляют суть этой семьи.
Но в романе описана и другая семья. По духу своему она во многом противоположная Ростовым, но столь же любимая писателем. В семье Болконских царит атмосфера напряженной внутренней жизни, несколько суровой и аскетичной.
Размеренный, осмысленный образ жизни ведет старый князь Болконский. Он интересуется политикой, во всех подробностях знает “все военные и политические обстоятельства Европы последних годов”. Николай Андреевич Болконский болезненно переживает неудачи русской армии. Но немножко и злорадствует. Он подобен фонвизинскому Стародуму. Был Суворов — и русская армия была непобедима. А теперешние? Что они могут?! Так рассуждает старший Болконский. С одной стороны, он весь в прошлом, но с другой, зорко следит за настоящим.

В оценке политической ситуации убеждения отца и сына совершенно различны. И переубедить друг друга они не пытались. Понимают ли они, чувствуют ли друг друга? С отцом князя Андрея сближало прежде всего ироничное отношение к религии, к сентиментальности. Отец считал, что суеверие и праздность — “два источника людских пороков”. Сын непочтительно высказывается об образке, который княжна Марья хочет повесить ему на шею. Но полное взаимопонимание шло не от некоторого сходства взглядов — оно шло откуда-то изнутри, из области подсознательного.
В 1812 году, узнав о взятии Смоленска, Николай Андреевич Болконский, несмотря на свой почтенный возраст, решает “оставаться в Лысых горах до последней крайности и защищаться”. Мысли о родине, о ее судьбе, о поражении русской армии не покидают его даже в предсмертные часы.
Старый князь был русским барином, в нем проявлялось иногда самодурство и деспотизм. Вот он учит княжну Марью математике, чтобы “не была похожа на наших глупых барынь”. Рассуждения о правилах рационального воспитания мешают ему проникнуть во внутренний мир дочери. Потому-то и тяжело княжне Марье, что душа полна религиозным восторгом, а отец, ко всему прочему неумелый педагог, заставляет ее заниматься наукой, учить геометрию. Уже само это сопоставление проникнуто тонкой писательской иронией.
Князь Андрей прошел сложный жизненный путь: от эгоистических стремлений к личной славе до понимания необходимости всеобщей любви и всепрощения. Он отказывается остаться в штабе Кутузова: “... я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне было бы жалко оставить^полк”. Кутузов понял и одобрил князя Андрея, сына своего друга. “Иди с богом своею дорогою, — говорит Кутузов. — Я знаю, твоя дорога — это дорога чести”.
Итак, перед нами два типа отношения к миру, к людям, бытующие в семьях Болконских и семье Ростовых. Толстой постоянно сталкивает их на страницах своего романа. С особой силой противоречие этих двух образов жизни выразилось в отношениях князя Андрея и Наташи. Эти герои, такие разные, тянутся друг к другу и через страдания, ошибки учатся понимать друг друга, как разум и душа. Но их любовь не увенчалась земным счастьем.
Толстой награждает семейным счастьем княжну Марью и Николая: ее глубокая и бескорыстная любовь словно возвышает, облагораживает простые, слишком земные устремления и чувства Ростова. Княжна Марья не отличалась внешней красотой и изяществом, но она покоряла людей светом “лучистых глаз”, своей духовной красотой, высокой нравственностью.

Приобщаться к новому, народному, не оставаться в состоянии покоя — это и является обязательным критерием нравственной оценки персонажей у Толстого. Толстой сплетает судьбы Ростовых и Болконских, подвергая их испытаниям через войну, утрату близких и любимых людей. И его любимые герои достойно выдерживают эти испытания.
Так в художественной форме Лев Николаевич Толстой реализует свои философские идеалы. Но, как великий художник,,одновременно открывает нам что-то очень важное в бесконечной мудрости жизни, не укладывающейся ни в какую философию.

Задание:

Используя текст романа «Война и мир» и таблицу с характеристикой героев семьи Ростовых и Болконских, подберите цитатный материал для членов этих семей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: