ТАЙНА ДЕРЕВЯННОГО ЧЕЛОВЕЧКА




ТАТИАНА ОЛИОНИ

В ПЕЩЕРЕ

Я очнулся и замер. Глаза привыкли к темноте не сразу. Я лежу на холодном полу в пещере Адана. Тишину прерывает легкое постукивание капель воды по каменному полу. Я пытаюсь встать, но не могу - болит рука! День сейчас или ночь, как долго и почему я здесь? Мысли спутались. Усталость, холод и безразличие окутали меня плотным туманом. И все исчезло.

АДАН

Мой учитель Адан называет себя Хранителем. Он высок, силен и суров. Его длинные густые волосы красиво развеваются на ветру. Двигается он уверенно и стремительно. А голос звучит как удар колокола, как шум падающей воды водопада.

Дом Адана выбит в большой скале, вдалеке от города. Дубовая дверь, четыре комнаты, окна на восток. Мастерская Адана забита склянками, травами, инструментами. В подземелье дома в старых сундуках хранятся древние рукописи и книги на разных языках. Там же стоят, повернутые друг к другу, два больших старых зеркала. Обрамлением зеркал служат могучие корни древних деревьев. Дверь подземелья всегда заперта. Есть еще каменная пещера, где я сейчас и оказался. Адан часто остается здесь один, а через день-два возвращается полным энергии, сил, идей. Для меня долго оставалось загадкой, что он здесь делает?

Имя Адан означает «ветер». И он страстно любит его. Я часто вижу Адана на вершине скалы. Вот он распахивает руки навстречу потоку ветра. Широкие рукава его одеяния напоминают крылья. Адан похож на орла, грозно и спокойно парящего на воздушных потоках.

ТИНО

Меня, 5-летнего мальчика Тино, семь лет назад Адан забрал у бродячих циркачей. Артисты подобрали меня, научили веселым песенкам и стишкам. Я наряжался городовым, шутом или торговкой. Дрался подушками с героями цирка, развлекал публику шутками и выкрутасами. У циркачей было интересно и весело. А мои дурачества приносили деньги.

Однажды на выступлении появился Адан. Его высокая серая фигура стремительно ворвалась в толпу зевак-зрителей. Он прошел прямо к сцене, прыжком вскочил на нее, отодвинул рукой сразу двух гимнастов и подошел ко мне. Стало очень тихо. Адан нагнулся и посмотрел мне в глаза. Душа моя ушла в пятки, от ужаса я затрясся всем телом.

- Меня зовут Адан. Дай мне руку и пойдем со мной. Не бойся: я не сделаю тебе ничего плохого.

- Ты мой папа? - промямлил я.

Он усмехнулся и спустил меня со сцены. Крепко взял за руку и повел за собой сквозь толпу. Артисты и зрители ожили после немой паузы.

- Стой! Ты кто? Верни мальчика! - крикнул Федерико, дрессировщик льва. Вторя его словам, толпа загудела. Адан остановился и развернулся. Глаза его гневно сверкнули.

- Я сказал: мальчик пойдет со мной! - голос его прозвучал как гром. Каждое слово врезалось в толпу, окутанную страхом. Федерико отступил на шаг назад. Тихое поскуливание пса нарушило зловещую тишину.

- Будь счастлив, малыш! Возвращайся, Тино! - крики артистов становились тише.

ПОБЕГ

Мы с Аданом долго шли молча. Слезы катились из моих глаз. Наконец я не выдержал: выдернул онемевшую руку из крепкой хватки Адана и бросился в лес. Он остался стоять, а я бежал, не разбирая дороги. Слезы сменились ужасом: где я? Почему этот человек увел меня? Как мне вернуться обратно?

Внезапно налетел ветер и вихрем закружил вокруг меня. Я в страхе бросился к большому камню, сел и зажмурился. Плечи мои вздрогнули от тепла прикосновения. Я открыл глаза: передо мной стоял на коленях Адан.

- Не бойся, малыш! Я научу тебя всему, что умею. Ты вырастешь и будешь сильным волшебником. Успокойся! - Адан крепко и нежно обнял меня. Я навсегда запомнил это могучее чувство защищенности, которое никогда ранее не знал в своей короткой жизни.

Так мы и сидели посреди огромного древнего леса на закате солнца: могучий волшебник Адан, и маленький малыш Тино. Я вытер слезы и сказал:

- Хорошо. Я больше не буду убегать.

Адан встал, мягко улыбнулся, взял мою ладошку в свою крепкую руку, и мы двинулись дальше.

 

… я лежу на холодном полу пещеры Адана и пытаюсь понять, что же привело меня сюда?

У АДАНА

В доме Хранителя моя жизнь стала иной. Он ничего не объяснял, на вопросы отвечал коротко: ты все узнаешь в свое время. Я вставал рано и весь день работал: носил ветки из леса, убирал дом, готовил пищу, толок травы в порошки, помогал моему учителю делать лекарства. Он был хмур и требовал от меня послушания. Адан научил меня читать, но я мало понимал его древние свитки. Иногда он брал большую кожаную котомку, складывал туда снадобья и травы, надевал серый плащ и уходил. Меня с собой не брал. «Куда это он?» – думал я, и однажды пошел следом. Скоро я потерял Адана из виду. Сильный порыв ветра метнулся мне прямо в лицо. Я задохнулся и остановился. Голос прозвучал в голове: «Тино, вернись!». И сами ноги понесли меня домой.

Я был счастлив, когда Адан отпускал меня в лес. Скакал на коне-ветке по лесным тропинкам. Наблюдал стремительную охоту ястребов. Забирался на могучие сосны наравне с вершинами далеких гор. Часами лежал в мягкой траве, глядя на небо. Дразнил зайцев, кормил с рук белок. Я очень скучал по цирку.

Адан часто бывал в хранилище. Сквозь щель я видел: вот Хранитель подходил к зеркалам, закидывает наверх полотно. Скрещивает руки и говорит на незнакомом языке быстрые фразы. Потом закрывает полотном себя и зеркала. Наступает тишина. Как мне хочется заглянуть внутрь! Но Адан всегда закрывает дверь. Возвращается он через несколько часов. И долго перелистывает книги, делает записи.

ХРАНИТЕЛЬ

Прошло семь лет. Я вырос и окреп. Легко пробегал большие расстояния, взбирался по деревьям, нырял и плавал. Я разбирался в травах и уверенно делал снадобья. Я перечитал много книг. И заваливал Адана вопросами. Мне многое было интересно! Адан отвечал мне уже подробнее. Но я понимал, что рассказывает он мне не все. За семь лет Адан ни разу не пустил меня в город. Много раз я пытался идти за ним, но невидимая сила возвращала меня.

Однажды рано утром Адан разбудил меня, улыбнулся и сказал:

- Тино, вставай. Пойдем со мной.

Мое сердце забилось. Я понял: ответы на мои бесчисленные вопросы начинают приходить. Восход солнца коснулся лучами верхушек деревьев. В воздухе стояла свежесть утра. Нежные голоса птиц вплетались в тихий шум ручья. Адан сидел на вершине скалы и смотрел на восход. Я подошел и сел рядом. Он обнял меня и сказал:

- Тино, тебе пора знать, кто я и чем занимаюсь. Ты взрослеешь, и сила твоя растет вместе с тобой. Пора обучать тебя. Со временем ты тоже станешь Хранителем, как и я.

- Кем?

- Хранителем знаний прошлого, настоящего и будущего. Я могу проходить сквозь время и находить любую информацию. Я изучил лекарства, которыми будут лечить через 200 лет. Видел полет людей к звездам. Я создаю события и направляю жизнь нужных мне людей.

- А кто это?

Адан резко встал:

- Запомни, нужные люди – это те, которые могут дать тебе силу, энергию и информацию. У них есть талант, воля, цели и мечты. Сила этих людей велика. И если этой силой правильно управлять – они уже сами будут создавать события, нужные тебе!

Я ловил каждое слово Адана. Мне так хотелось получить ответы на свои давние вопросы.

- А какие события тебе нужны?

Адан снова сел.

- Тино! Главное в этом мире – энергия жизни. Ее нужно искать, поддерживать, хранить, или просто забирать. Ну кому нужны слабаки, у которых даже мечты нет! Но у мечтателей энергия жизни самая мощная и чистая. Меня интересует именно она! Я могу создавать новое знание, когда наполнен такой мечтательной энергией. Я ищу по всему миру талантливых, ярких людей с красивыми мечтами. Но Тино! Нельзя позволять им исполняться! Иначе ценная энергия жизни становится старой. Для таких избранных я держу мечту на расстоянии, и не позволяю ей сбыться! Мне нужна энергия веры, надежды, любопытства, ожидания!

Голос Адана зазвучал жестко. Холодок пробежал у меня по спине.

- А сколько тебе лет? – спросил я тихо.

Адан встал, распахнул руки навстречу ветру:

- Мне 237 лет, и я планирую прожить не меньше. На свете много мечтателей! Они были, есть и будут. А значит и силы для моей жизни тоже достаточно!

Я смотрел на Адана и восхищался им: он точно знает Главное об этой жизни. Но мне стало жаль тысячи людей, чьи мечты рассыпались прахом. Я вспомнил веселого Джованни из цирка. Он мечтал жениться на красавице Марьяне, построить дом среди цветущего виноградника, нарожать детей, жить долго и счастливо. Я закрыл глаза и увидел его старым. Джованни одиноко сидит на пустой повозке. Голова опущена. В руке кукла, - она так никому не пригодилась.

Еще я вспомнил мальчика Димаса. Мы встретили его во Флоренции на гастролях. Голос его был необычайно звонким. Димас мечтал петь в капелле. И тут же, как во сне, я увидел Димаса взрослым - в лохмотьях у закрытой двери капеллы. В руках - недопитая бутылка с ромом. Он громко стучит в дверь и хрипло требует ее открыть. Его выкрики становятся тише, стук слабее. Димас криво сползает по двери и засыпает у порога.

Я вскочил. Сердце бешено колотилось. Комок в горле сдавил голос. Адан повернулся, крепко взял меня за плечи и твердо произнес:

- Тино, ты будешь мне помогать. В тебе растет сила, равная мне. Но никогда не смей идти против. Сотру в порошок. Запомни это!

Я смотрел в его темные сверкающие глаза и понимал: буду делать все, что он скажет.

- Да, Адан, - тихо сказал я.

Он развернулся и ушел в дом. А я еще долго сидел в размышлениях на вершине скалы.

ЭРНЕСТО

На солнечном берегу Средиземного моря стоял чудесный старинный город Фаволоса. И жил в этом городе старый добрый доктор Эрнесто. Он лечил детей, и каждая мать в городе знала, к кому бежать, если ребенок заболел. Он был невысоким и худым. Но глаза его лучились добром, а голос был густым и глубоким. Как ночной шорох в лесу, как эхо в горах, как шум воды в глубоком колодце. Эрнесто мало разговаривал, любил одиночество, верил в чудеса, был полон разных идей. А еще он умел радоваться обычным мелочам: утренней свежести, аромату чая, лучу солнца, щебету птиц.

СОН

Много лет назад доктору Эрнесто приснился сон. Дымка тумана. Запах прелой травы. Тишина ночной прохлады. Эрнесто идет по густой чаще леса, с опаской поглядывая на тени деревьев. Шелест ветра перемешивается с далеким уханьем филина. Эрнесто прислушивается к звуку его голоса и идет именно туда. Вдруг лес заканчивается, и перед Эрнесто распахивается поле, посреди которого растет высокая итальянская сосна. Стремительно надвигается гроза. Ливень накрывает все вокруг. Доктор разворачивается, чтобы убежать, но тут за его спиной раздается оглушительный грохот. Эрнесто оглядывается: еще один удар молнии влетает стремительным зигзагом в сосну, разламывая ее пополам как щепку. Доктор замирает. Голос внутри сна звучит твердо: «Молния изменит и твою жизнь. Конец прошлого – это начало будущего. Молния – самое сильное настоящее, которое только может придумать природа!». Эрнесто проснулся. Голос еще звучал в голове эхом.

С тех пор зигзаг молнии стал знаком его мастерства, символом жизни. «Если сила настоящего способна менять будущее, то вкладывать душу во все, что я делаю - главное!» - решил Эрнесто.

ДОМ ДОКТОРА

Жил Эрнесто уединенно в большом доме у моря рядом с многолюдной улицей. Шум, голоса прохожих, стук колес, крики детей: обычная жизнь города. Окна дома были всегда закрыты шторами так, чтобы ни звук, ни свет не проникали. В уединении Эрнесто мастерил кукол и сочинял удивительные сказки.

Горожане любили доктора: он был добр и лечил даже самые тяжелые болезни. Не просил денег, но и не отказывался от оплаты. Если люди сами приходили к Эрнесто за лекарствами, то замирали на пороге. Комнаты были завалены сломанными телегами, каретами и колесами, поленьями и обрезками кожи. Тут же выглядывали изо всех углов десятки кукол. Становилось неуютно от того, что все они смотрят на гостя. И везде был высечен знак молнии. Казалось, вот он сорвется и вонзит свою острую стрелу в посетителя. Гость спешил забрать лекарство и уходил в смятении.

 

Сейчас Эрнесто сидит у камина и крутит в руках сучковатое полено. Что же из него сделать? Сказочное дерево, ножку для стола или полку. Раздался стук в дверь. Эрнесто вздрогнул и нехотя пошел открывать. На пороге он увидел заплаканную женщину.

- Доктор, скорее, у него жар, - начала она и смолкла, оглядывая убранство дома. Немая минута была всегда. Эрнесто уже привык к этому! Он кивнул и пошел собираться.

СКАЗКИ И САКВОЯЖ

Дом, куда Эрнесто пришел, был бедным и многолюдным. Доктора ждали. Он осмотрел больного, отложил лекарство. Улыбнулся малышу и начал рассказ изумительной сказочной истории. Она лилась мягким потоком событий. Как будто открывалось окно в иной мир, впуская солнечные лучи. Сказки доктора никогда не повторялись!

Взрослые, как это бывало и в других домах, тихо подошли к комнате, где Эрнесто вел свой рассказ. Голос сказочника останавливал время. И взрослым казалось, что они вернулись в детство. Огарок свечи бросал на стену полутени событий: легким движением пролетали феи, рыцари смело сражались с колдунами, принцессы гуляли в прекрасных садах, а добрые волшебники превращали обычные вещи в сказочные.

У ног доктора стоял черный саквояж. Он был небольшой, но вместительный. Каждый мальчишка города Фаволоса готов был заболеть, чтобы заглянуть туда. Вот и сейчас сказка смолкла, и в полной тишине распахнулся саквояж! Доктор достал грустную куклу и повернул ключик в ее спинке. Куколка раскрыла большие глазки, подняла головку и затанцевала легко и изящно! Даже Эрнесто смолк, любуясь ею.

Так в чем был секрет саквояжа? Когда Эрнесто рассказывал малышам сказки, он доставал из него удивительных кукол. Они всегда были разными! И могли двигаться сами! Принцессы вежливо кланялись. Львы рычали. Птицы щебетали. А веселые клоуны смеялись и пели, кувыркались и кривлялись. Дети были в восторге! Им так хотелось получить куклу в подарок! Но доктор всегда отправлял их обратно в саквояж. И для этого у Эрнесто были причины.

МЕЧТА

Была у доктора давняя мечта. Он очень любил детей. Сказки сами лились из его сердца, как только он брал малыша за горячую ладошку. Эрнесто решил подарить детям города Фаволоса всех кукол сразу – настоящий городской кукольный театр.

В те далекие времена кукольные театры были только передвижными. На больших повозках, запряженных лошадьми, он въезжал в город, завлекая публику веселой музыкой. Театр раскидывал крылья своего балагана и показывал представление прямо под открытым небом. Куклы в таких театрах были или надеты на руки актеров, или соединялись с кукловодами тонкими нитями. Несколько дней в городе царила атмосфера праздника. Но однажды наступало утро. На месте театра оставалась только притоптанная трава. Никто не знал, когда снова город посетит заезжий театр. Проходили дни. И они снова превращали жизнь жителей города Фаволоса в серые будни.

Эрнесто видел, каким манящим был для детей мир сказок. А если куклы оживали, душа ребенка распахивалась верой в чудеса! Что же говорить о больных детях, чья жизнь ограничивалась кроваткой и домом. Как же они ждали Эрнесто. Ведь он открывал им целый мир! И часто болезнь отступала. Как старая ворчливая старуха, которой не было места на веселом празднике яркой жизни сказочных историй Эрнесто.

ВПЕРЕД

После разговора на скале Адан стал чаще отвечать на мои многочисленные вопросы. Объяснил мне, как устроен мир и откуда на земле такое разнообразие жизни. Рассказал, как древние ученые считали время, вели календарь, узнавали события прошлого и будущего. Откуда берутся болезни, как лечить людей и животных, готовить лекарства и использовать заговоры.

Адан поведал мне, что небо – это маленькая видимая часть бесконечного космоса, и в ней миллионы галактик, планет и звезд. Рассказал про время. Я узнал, как его хранить и даже останавливать.

Однажды утром Адан стал снова собираться в дорогу, загружая котомку едой и лекарствами, баночками и травами. Уже перед выходом он остановился и взглянул на меня:

- Тино, пойдешь со мной.

Я чуть не задохнулся от восторга. И уже через минуту мы с Аданом спускались вместе по ущелью в сторону города.

МАЛЬВИНА И ПЬЕРО

Итак, Эрнесто приступил к созданию театра. Много лет он собирал по городу сломанные телеги, гвозди, поленья, подковы, куски ткани. Он трудился в любую свободную минуту. Не замечал время, мог обходиться без еды. Часто не слышал стук в дверь и шум уличной суеты. Но Эрнесто был по-настоящему счастлив!

Куклы стали продолжением его встреч в обычной жизни.

Мальвина - это дочка пекаря. В ее огромных синих глазах можно было утонуть. Задорная белокурая девчушка иногда превращалась в настоящую Сеньору. Однажды, когда девочка играла во дворе, Эрнесто вышел из пекарни. Луч солнца скользнул по ее пышным волосам. И на фоне лазоревого моря они засияли ярким голубым цветом. Оторвать глаз от этого чуда было невозможно! Образ девочки с голубыми волосами покорил Эрнесто! И следующие несколько дней он искал именно этот голубой цвет: смешивал краски, вглядывался в небо и в блики воды. И нашел: волосы Мальвины засверкали голубым, превратив милую куколку в неземную красавицу!

И теперь каждый раз проходя мимо пекарни, Эрнесто улыбался тайне Девочки с голубыми волосами.

Однажды вечером Эрнесто сидел у остывающего камина. Взгляд его перешагивал по предметам комнаты. И вдруг остановился на белой скатерти, грустно свисающей с края стола. Блики огня соединили изгибы и тени. И Эрнесто увидел бледное лицо мальчика в печальном одеянии. Он сорвал скатерть и стал кроить длинную рубашку. «Белая грусть. Белый стих. Бледность лица. Вечное стремление к Единственной – вот каким будет мальчик-поэт Пьеро». Вскоре Эрнесто посадил его на полку рядом в Мальвиной. Конечно же Пьеро влюбился в нее: сразу и навсегда!

АРТЕМОН И АРЛЕКИН

Пудель Артемон прошагал мимо Эрнесто по городской площади. Они с хозяином были похожи: гордая осанка, уверенный шаг, бант на груди. Лишь на мгновение пудель оглянулся на стаю собак, трусившую по площади в поисках отбросов. Голос хозяина прозвучал требовательно:

- Артемон! Это не для нас! Вперед, мой друг! И пудель зашагал рядом с хозяином, не оглядываясь ни на лай, ни на скулеж, ни на соблазнительные запахи. Эрнесто уже торопился домой. И через три дня благородный пес занял свое место рядом с куклами.

Арлекин родился из мальчишеских игр во дворах города Фаволоса. Эрнесто часто любовался на них. Шум, смех, крики сменялись гиканьем и свистом. Разношерстные стайки смешивались и разбегались. От цветастых рубашек пестрило в глазах. Казалось, они соединяются в гибкий рисунок ярких квадратов. Эрнесто слушал, как голоса мальчишек сливаются в единый звон колокольчиков, меняя высоту звука: от тонкого и нежного до резкого и грубого. И вскоре веселый Арлекин сиял белозубой улыбкой и развлекал кукол заливистым смехом, пестря цветастым одеянием.

СОН И КЛЮЧИК

Эрнесто вернулся от маленького пациента с корзинкой хлеба и фруктов. Он развел камин и сел ужинать. Сучковатое полено все еще лежало рядом. Тепло огня его расслабило. Доктор заснул. Солнечный день осветил город сотнями ярких лучей. Блики моря сливались с легкостью движения волн. Деревянный человечек с длинным носом бежал по каменной мостовой, стуча башмаками. Он проскочил мимо лавок с леденцами, пекарни, городской площади. Малыш забежал в дом Эрнесто и стал что-то искать по углам. Он переворачивал стулья, раскидывал молотки и гвозди, заглядывал за шторки, сметал пыль и мусор с полок! И вдруг все стихло. Человечек раскрыл ладонь. На ней лежал золотой ключик с высеченным зигзагом молнии. Эрнесто был потрясен! Мальчик сжал находку в кулаке и задорно сказал:

- Этим ключиком я открою потайную дверцу в кукольный театр. И он принесет людям счастье!

После этих слов все исчезло. Эрнесто проснулся. И тут взгляд доктора упал на сучковатое полено. «Длинноносый малыш и откроет золотым ключиком мой театр! Именно он пригласит детей города на первое представление! Так все и будет!» - просиял Эрнесто.

ГОРОД

Мы с Аданом вошли в город. Шумная толпа захватила нас: выкрики, скрип колес, суета и пыль. Я чувствовал себя огромным дуплом, сквозь которое лезут десятки живых существ. Вот старик выругался и толкнул меня в плечо. Я не удержался и упал. Сильная рука Адана выдернула меня за воротник с пыльной мостовой. Он поставил меня на ноги, стряхнул грязь, легко шлепнул по щеке:

- Тино, очнись, - и пошел в гущу толпы. Я – за ним. Адан остановился возле большой бочки, набрал холодной воды и окатил меня с головы до ног.

- Ну вот ты и в порядке, - сказал он, - теперь за дело.

Мы подошли к крайнему столу на торговой площади, грубо сколоченному из досок. Люди опасливо смотрели на Адана: могучий чужак в сером одеянии. Хранитель вытащил из котомки заготовки для лекарств, мешочки с травами и стал напряженно смотреть в толпу. Я сел рядом. Адан кого-то ждал. Прошло несколько часов. Я задремал. И очнулся, услышав его спокойный голос.

Рядом с Аданом стоял человек невысокого роста. Черный саквояж и серый поношенный костюм выдавали в нем учителя школы или скромного служаку почты. Они склонились над лекарствами и что-то увлеченно обсуждали. Я расслышал фразу на латыни. «Это доктор. Его-то и ждал Адан», - догадался я. Человек купил две баночки и быстро растворился в толпе. Адан долго смотрел ему вслед. Потом быстро собрал разложенные снадобья в котомку, кивнул мне и пошел к выходу из города.

МЕЧТАТЕЛИ

Мы пришли домой уже к вечеру и сели ужинать.

- Каким ты увидел город? - спросил он меня.

- Как живут люди в такой суете? Как они различают друг друга, когда их так много?

- Тино, это неинтересно. Ты видел мечтателей?

- Нет. А были такие?

- Конечно! Мальчишка с черной собакой мечтает научить ее цирковым выкрутасам. Он хочет путешествовать, давать представления. А еще: девушка-прислужка в оранжевом фартуке. Она мечтает выйти замуж за своего хозяина и жить в его доме.

- Адан, я не заметил их. Как ты видишь в людях мечты?

- Тино, у них особая энергия и сила. Только мечты бывают разные. Вот у мальчика с собакой мечта хорошая: увидеть мир и радовать других людей.

Адан наклонился ко мне и почти прошипел:

- Вот такая энергия и создает нашу с тобой силу, Тино! Вот эти мечты мне интересны!

Потом снова откинулся:

- А мечта прислужки окутана завистью. Энергия быстро уходит.

- Адан, вот ты находишь такого мечтателя, - что дальше?

- Я не даю мечте сбыться. Собираю ее искорки в кувшин и храню. Перемешиваю события, оттягиваю исполнение мечты. Пока сам человек не перестанет в нее верить. После этого он становится слабым как поношенная тряпка. Сегодня черная собака мальчика должна была куснуть за штанину старого дрессировщика. Они могли познакомиться. Но я увел старика в дом на окраине города. Они не встретились. А искорки мечты мальчика я собрал.

Адан поднялся, ушел в Хранилище и вернулся с кожаным кувшином. Он приоткрыл крышку, и я увидел маленькие сверкающие звездочки, похожие на светлячков. Они передвигались по кувшину как слепые мушки, тыкаясь в стенки.

- Что ты делаешь с ними? - спросил я.

Адан загадочно улыбнулся:

- Звездочки открывают портал в зеркалах, я направляю жизнь нужных мне людей. Еще: добавляю их в настои, снадобья, заготовки. Готовлю нам еду.

Я поперхнулся и отодвинул тарелку. Адан усмехнулся и придвинул ее обратно.

- Ешь! – сказал он твердо. Тебе нужно наращивать силу. Мне нужен помощник.

Я нехотя проглотил еще пару ложек. Адан зевнул и отправился спать. Когда он заснул, я шагнул в Хранилище. Кувшин с искорками мечты стоял высоко на полке. Спустив его, я тихо отодвинул крышку. И не мог оторвать глаз от сияния маленьких светлячков: «А какая мечта у меня?»

КАМОРКА

В доме Эрнесто был подвальный зал, окутанный паутиной и заваленный рухлядью. Небольшое круглое окно выходило на мостовую. Из него были видны башмаки горожан, колеса карет, лапы бродячих собак и кошек. И лишь днем, когда жара загоняла жителей в прохладу домов, через него проникали лучи солнца. Они освещали подвальный зал полукругом, как сцену. Да и места для зрителей было достаточно. Здесь Эрнесто и решил сделать свой театр.

Один вход в подвал был из дома. Незаметная дверь в стене. Другой - из маленькой каморки под боковой лестницей дома. Через трухлявую дверцу шла в темноту крутая винтовая лестница с изогнутыми перилами. Эрнесто осторожно спустился по ней, освещая путь свечой. Потом оглядел лестницу, дверцу и зал: «Скоро здесь все будет по-другому!»

Эрнесто решил сделать из каморки новый вход на лестницу, ведущую в театр. «А золотым ключиком деревянный человечек с длинным носом и откроет дверцу. Обычные скучные двери домов – к ним все привыкли. Никто не замечает перехода из одного мира в другой. В моем театре сама лестнице будет сказкой. Мои куклы будут встречать здесь гостей», - мечтал Эрнесто.

Много дней доктор трудился в каморке, мастеря крепкую входную дверцу в свой будущий театр. Сон о деревянном человечке с длинным носом не давал ему покоя. Когда дверца была завершена, доктор Эрнесто смастерил на ней изображение деревянного длинноносого мальчика с ключиком в руке. Он точно знал, кто именно откроет эту потайную дверцу в его мечту!

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК

Пришло время смастерить золотой ключик. Весь вечер Эрнесто придумывал, каким он будет. Наконец размер и форма были найдены, и мастер принялся за дело. К утру он снял тяжелый фартук и устало опустился в любимое кресло, с удовольствием глядя на свое творение. Ключик получился небольшой. Фигурный узор его головки был изящным и тонким. На ножке красовался зигзаг молнии. Эрнесто встал, подошел к полке и нашел кожаный шнурок. Он закрепил на нем ключик и повесил на шею, спрятав на груди под одеждой. Мастер закрыл глаза и, улыбнувшись, увидел: маленькая ручка деревянного мальчика поворачивает ключик в замочной скважине потайной дверцы.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЕЩЕРЫ

- Тино, ты жив? – голос Адана звучал тревожно.

Я приоткрыл глаза. Адан тряс меня за плечо. Я не мог пошевелиться. «Мальчишка! Ты и не вспомнил о кувшинах! Слаб ты еще мешать мне», - пробурчал Адан, взял меня на руки и вынес из ледяной пещеры. Он положил меня на кровать и принес горячий отвар девясила. Тепло растеклось по моему телу. Я открыл глаза и прошептал:

- Адан, ты же знаешь, что...

Но не договорил. Мысли спутались, губы не слушались. Я снова потерял сознание. И время остановилось.

НОЧНЫЕ ГОСТИ

Поздним вечером стояла ненастная погода. Дождь лил, не переставая. Ветер резкими порывами хлестал деревья и кустарники, срывая листья и ветви.

Эрнесто уже почти засыпал под ритмичную мелодию дождя. Раздался настойчивый стук. Как будто само отчаяние рвалось в дом к Эрнесто. Доктор распахнул дверь и увидел двух дрожащих мальчиков-подростков. Один из них продолжал стучать в дверь, не в силах сдержать дрожь.

Эрнесто впустил их. Они молча прошли к огню и сели у камина. Вода стекала с них ручьями, зубы стучали. Мальчишки с жадностью смотрели на кипящую в котелке баранью похлебку. Эрнесто молча налил им по миске. И пока отрезал хлеб – похлебка была съедена до самого дна. Он снова налил им горячего супа и положил по большой горбушке хлеба. Гости с жадностью уплели съестное и через минуту уже спали у огня, прижавшись друг к другу спинами.

За все время они не сказали Эрнесто ни слова. Но крепкий сон ребят говорил сам за себя: они были сыты, согреты и, кажется, абсолютно счастливы.

Эрнесто осторожно снял с них мокрые плащи, под которыми оказались лохмотья одежды. Накрыл гостей теплым одеялом и тоже отправился спать.

КАРЛО И КАРАБАС

Наутро Эрнесто разбудил грохот упавшего стула. Он открыл глаза и увидел, как гости путешествуют по его комнате, с удивлением ее рассматривая. Эрнесто поднялся с кровати, приготовил чай и пригласил ребят за стол.

- Ну давайте знакомиться. Я доктор Эрнесто. А вы кто и откуда? Как оказались ночью одни в городе? - голос его звучал мягко и заботливо.

- Меня зовут Карабас, - первым выкрикнул крепкий мальчик, - мне пятнадцать лет. А это мой брат Карло. Ему семнадцать. Но я все равно его сильнее.

В голосе Карабаса звучал вызов. Несмотря на младший возраст, он и вправду был крепче и выше. Карло молча смотрел на огонь. Сутулые плечи, худая шея, впалая грудь. Но взгляд был мягким, спокойным и добрым.

Карабас грубо толкнул его:

- Эй! Опять летаешь! Вечно ты меня не слушаешь!

Потом повернулся к Эрнесто:

- Он всегда такой! Молчит, думает и улыбается чему-то. А родом мы из Бергамо. Родителей наших не стало, и мы ходим из города в город. Карло умеет петь. А я иногда делаю из деревяшек и палочек куклы. Только они быстро ломаются. Нам дают хлеба и немного монет. Мы проходим по всему городу и идем в другой. А вчера мы сильно замерзли. Поэтому постучались в первый попавшийся дом. Мы искали городскую площадь. Но не дошли до нее. Сеньор, а вчерашняя похлебка у вас еще осталась? - выпалил Карабас.

Эрнесто кивнул головой и посмотрел на Карло.

- Сеньор, вы так добры к нам! Спасибо за приют и за еду. Я так рад, что мы постучались именно к вам, - в глазах юноши лучилась благодарность.

Эрнесто улыбнулся и приобнял его.

- О чем думаешь, Карло?

- Видите огонь? Иногда он похож на животных, людей, иногда на страх, или радость. Я бы хотел рисовать огонь. Он всегда разный. Я пытаюсь поймать его образ. Но у меня не получается. Я люблю на него смотреть. И мне не хочется разговаривать, когда вижу его.

Доктор внимательно посмотрел на тихого вдумчивого юношу.

- Карабас сказал, ты поешь?

- Да. Я люблю петь. А еще шарманщик из города Ливорно научил меня играть на шарманке и обещал мне отдать свою старую. Мы с братом еще вернемся в Ливорно. Через шесть месяцев там будет большой праздник, и нам стоит на нем побывать. Когда люди радуются, они чаще дарят нам деньги и еду. И там я смогу много петь. А если мне отдадут мне шарманку – я буду абсолютно счастлив, Сеньор.

Юноша нравился Эрнесто. Доброе сердце, лучистый взгляд. Карло напомнил Эрнесто его самого лет сорок назад.

- Ты споешь мне? - спросил Эрнесто.

- Опять будешь петь свои заунывные песни? От них тошнит! - Карабас доломал куклу, покрутил обломки и отбросил их в сторону. Он вальяжно уселся в большом кресле Эрнесто.

Карло, увидев разломанную куклу, подобрал ее и виновато посмотрел на доктора.

- Карабас! Зачем ты ее разломал? Она была такой милой. Почему ты все ломаешь? - и, уже обращаясь к Эрнесто, - простите нас. Вы так добры, а мы оставляем после себя поломки. Нам пора уходить. Карабас, пойдем. Я не хочу, чтобы ты что-то еще сломал в этом замечательном доме.

Карабас не шевельнулся.

- Сеньор! Ваш дом полон кукол. За сколько вы их продаете? Сколько стоит вот эта девчонка? - Карабас показал на Мальвину.

Реснички маленькой красавицы дрогнули под тяжелым взглядом Карабаса.

- Мои куклы не продаются. Они сделаны людям на счастье!

Карабас расхохотался:

- Что может приносить счастье кроме монет, звенящих в кармане! Если бы я был богат, я бы купил всех кукол Италии, заставил их развлекать глупую публику. А деньги бы сыпались мне в карман.

Карабас вскочил, подошел к Карло, выдернул у него из рук сломанную куклу. - Ну что ты ноешь! Сделаю я ее.

И его как подменили: из насмешливого разрушителя он превратился в созидателя. Руки его ловко постукивали молотком, крутили отверткой, возвращая кукле прежний вид.

- Где ты так хорошо научился мастерить? - спросил Эрнесто, залюбовавшись ловкостью рук Карабаса.

- Наш отец был сапожником. С детства мы играли и работали в его мастерской, - ответил Карло, - У меня плохо получалось. А Карабас учился всему быстро. Как-то раз отец был болен, и не мог к утру починить обувь проезжей Сеньоре. Карабас за ночь сделал каблук. Утром он отнес его Сеньоре, и вернулся с деньгами. Но все забрал себе. Доктор, он будет отличным мастером, - Карло с восхищением посмотрел на брата.

Карабас закончил ремонт и Карло потянул его за рукав.

- Пойдем же!

- Я еще не съел похлебку, - Карабас направился к котелку.

- Оставайтесь жить у меня, - сказал доктор, - места всем хватит. Я лечу людей и делаю куклы. Вы будете мне помогать.

- Хорошая мысль! - сказал Карабас с набитым ртом, - я остаюсь. Если хочешь, – иди и пой дальше свои тоскливые песни.

Эрнесто подошел к Карло:

- Оставайся! Я подарю тебе краски и кисточки. Ты нарисуешь огонь! Верю - у тебя это замечательно получится.

На глазах Карло навернулись слезы, и он тихо кивнул. Эрнесто улыбнулся и отправился искать братьям одежду.

ССОРА

Спустя месяц утром в дверь дома доктора раздался стук.

- Почему ты не продал куклу, которая так понравилась моей дочке? Ведь мы соседи! Говорил, что не продаешь их, а сам такую цену назначил! – возмущался сосед Федерико. Эрнесто удивленно поднял брови: «В чем дело?»

Оказалось, Карабас взял пять кукол Эрнесто и пошел продавать их на рыночную площадь. Вокруг столпились зеваки! Многие знали о чудесных куклах доктора, но никому не удавалось их купить. Карабас назначил высокую цену и покупателей нашлось немного. Они спорили между собой, когда гневный Эрнесто ворвался в толпу. Он выхватил кукол из чужих рук. Схватил Карабаса за шиворот и, широко шагая, потащил домой. Карабас вырывался, пылил башмаками и размахивал руками.

Распахнув дверь дома, Эрнесто швырнул Карабаса внутрь и с грохотом захлопнул ее изнутри. Карло сидел за книгой. Увидев гневного Эрнесто, он вжался в кресло. Доктор развернул Карабаса к себе и жестко произнес:

- Запомни: ни одна кукла из этого дома не будет продана! Ни на рынке, ни в домах моих пациентов, ни даже в королевском замке! Я делаю их на счастье всем. Если ты будешь мне помогать – оставайся жить у меня! Ты талантливый мальчик и я научу тебя многому. Если будешь мешать мне – уходи! Я полюбил тебя и Карло. Но я никому не позволю сломать мою мечту. Слышишь?

Карабас широко раскрытыми глазами смотрел на Эрнесто. В них мешались со слезами страх, гнев и обида.

- Почему ты не продашь куклы? Столько людей хотят купить их! Ты живешь как нищий! А за них бы дали хорошие деньги. Какая-то мечта! С деньгами ты стал бы богат! - Карабас вытер слезы. Карло очнулся и бросился к доктору.

- Эрнесто, прости его! Не выгоняй. Он пропадет без нас.

- Не пропаду, - Карабас оттолкнул Карло, - ты только все портишь! Зачем мне такой глупый брат? – и он выскочил на улицу, гневно хлопнув дверью.

КАМОРКА КАРЛО

- Пойдем со мной, я кое-что тебе покажу - сказал Эрнесто, беря успокоившегося Карло за руку.

Они вышли на улицу и обошли дом. Там была лестница на второй этаж. Эрнесто подвел к ней Карло и показал на еле заметную дверь. Он зажег свечу, и они шагнули внутрь. Доктор подвел юношу к небольшой дверке. Она была совсем новая. На ней тенью заиграло изображение человечка с длинным носом и ключиком в руке. Эрнесто прошептал:

- Здесь живет моя мечта! Это пока секрет. Ключик от этой двери всегда у меня, - он вытянул с шеи шнурок. Карло поднес свечу к изображению мальчика. Сердце его застучало. Мелькнули образы: стружки на полу, открытая азбука, молоток, обрывки холста. Карло вздрогнул и обернулся к Эрнесто. Доктор произнес:

- Я видел твои наброски огня. Они великолепны. Напиши картину. Мы повесим здесь твой холст. Он будет охранять дверцу в мою мечту.

Карло кивнул и сердце его радостно забилось.

ТЕАТР

Вскоре Эрнесто отправил братьев в школу. Карло с радостью приступил к учебе. Карабас учиться не хотел. Он сколотил ватагу мальчишек-хулиганов, и целыми днями пропадал на улицах Фаволоса. Доктор же продолжал мастерить театр. Он выстроил две полукруглые кирпичные башни с часами, между которыми и сделал сцену. Часы заводятся золотым ключиком. И не только считают время, но и раздвигают кулисы, крутят сцену. Вот фигурные стрелки часов легко тикают по узорчатому циферблату. Постепенно тиканье превращается в веселую мелодию. Выбежали белки, зайцы. Они весело скачут и рассказывают публике смешные истории.

Эрнесто сделал пушки. Они смешно пыхтят. Бум, - и в зрительный зал летят разноцветные мягкие шарики. Ими можно кидаться! Сколько радости детям!

Сцена снова движется по кругу. Вот появляется <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: