- Сущность государственных финансов
Государственные финансы – это единый комплекс финансовых органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные средства и осуществляют расходы.
Государственные финансы составляют часть финансовой политики.
Основные составляющие (звенья) государственных финансов:
· государственный бюджет;
· внебюджетные фонды;
· государственный кредит.
Совокупность всех звеньев государственных финансов определяет бюджетное устройство в стране, основу которого составляет бюджетная система.
Бюджетная система – это совокупность бюджетов, имеющихся в РФ, основанная на экономических и юридических нормах.
Бюджетная система РФ включает три уровня:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ (89 региональных бюджетов) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты.
Бюджеты, которые входят в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не являются составной частью федерального бюджета, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Свод федерального бюджета и бюджетов РФ образуют консолидированный бюджет.
Совокупность всех государственных единиц, функционирующих в стране, образует сектор государственного управления, который объединяет учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета.
- Федеральный бюджет
Федеральный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности.
Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов власти.
Доходы бюджета делятся на 2 части:
· налоговые поступления: НДС, налог на прибыль, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, лицензированный сбор за право производства алкогольной продукции, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
· неналоговые поступления: доходы от федерального имущества, доходы от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности, таможенные пошлины и сборы, прибыль Банка России, доходы целевых бюджетных фондов.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы бюджетов всех уровней делятся на 2 части:
· бюджет текущих расходов: расходы на оборону, расходы на управление, расходы на социально-культурные мероприятия (затраты на образование, здравоохранение, культуру и искусство, СМИ), расходы на правоохранительную деятельность, расходы по обслуживанию государственного долга, расходы на текущее содержание народного хозяйства (ЖКХ, сельское хозяйство, угольная промышленность);
· бюджет развития: ассигнования на финансирование инновационной и инвестиционной деятельности, науки и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
При осуществлении расходования бюджетных средств, необходимо соблюдение правил: целевое направление и использование бюджетных средств, безвозвратность бюджетного финансирования, всемерная экономия бюджетных средств.
Превышение расходов над доходами приводит к дефициту бюджета. Для покрытия бюджетного дефицита правительством применяются следующие методы:
· использование государственного кредита путем выпуска государственных ценных бумаг;
· внешние кредиты (международным организациям, иностранным государствам);
· сокращение государственного финансирования экономики (секвестр расходов);
· изменение направления инвестирования бюджетных средств (перераспределение ресурсов между секторами экономики);
· денежная эмиссия (может вызвать инфляцию).
Хроническое нарастание бюджетного дефицита может привести к появлению и росту государственного долга.
Рис. 1.3.2 Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета
- Местные бюджеты
Местный бюджет – это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.
Местные бюджеты не относятся к системе государственных финансов, хотя являются элементом бюджетной системы страны.
К местным бюджетам относятся районные, городские, сельские, поселковые и районные бюджеты в городах.
Доходная часть местных бюд жетов состоит из:
- собственных и регулирующих доходов, включающих местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы);
- финансовой помощи, включающей в себя дотации, субвенции, средства фонда поддержки муниципальных образований, средства по взаимным расчетам.
За местным бюджетом закрепляется и доля отчислений от федеральных налогов, которые регионы получают с федерального уровня.
Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные:
· с решением вопросов местного значения;
· с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
· с обслуживанием и погашением долга по муниципальным ссудам и займам.
Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и другие расходы.
- Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды – это совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов управления и имеющих целевое назначение.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, в результате перераспределения которого и создаются фонды.
Доходы внебюджетных фондов складываются из:
· специальных целевых налогов и сборов, установленных государством;
· отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов;
· бюджетных средств;
· прибыли от собственной коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
· банковских кредитов.
В зависимости от правового статуса различают:
1) федеральные внебюджетные фонды – находящиеся в собственности федеральной власти;
2) региональные внебюджетные фонды – создаваемые по решению правительственных органов субъектов РФ и местных органов самоуправления.
По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на 2 группы:
1) социальные фонды:
· Пенсионный фонд (ПФР);
· Фонд социального страхования (ФСС);
· Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);
· Фонд обязательной социальной поддержки населения и пр.
2) Экономические фонды:
· Дорожные фонды;
· Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
· Фонды финансового регулирования;
· отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР).
Главным источником дохода государственных (социальных) внебюджетных фондов является единый социальный налог (ЕСН), введенный в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2001г.
Пенсионный фонд РФ – централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (1991г.) Средства фонда направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца), пенсий по инвалидности, военнослужащим, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, пострадавшим от аварии на ЧАЭС и пр. Ставка для работодателей-организаций, производящих выплаты наемным работникам, с налоговой базой на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 тыс.р., устанавливается в размере 28 %.
Фонд социального страхования РФ – способствует материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе (1992г.). Обеспечивает пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и пр. Ставка для работодателей-организаций, производящих выплаты наемным работникам, с налоговой базой на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 1 млн.р., устанавливается в размере 4 %.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ – обеспечивает граждан равными возможностями в получении медицинской и лекарственной помощи (1991г.). Средства фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки и пр. Ставка для работодателей-организаций, производящих выплаты наемным работникам, с налоговой базой на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 тыс.р., устанавливается в размере 0,2 % в Федеральный фонд ОМС и 3,4 % в территориальный ФОМС.
Государственный кредит
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Государственный кредит выполняет следующие функции:
· фискальная (распределительная) – формирование централизованного денежного фонда государства и его использование на условиях срочности, платности и возвратности;
· регулирующая – воздействие на состояние денежного обращения в стране, уровень процентных ставок на рынке денег и ссудных капиталов;
· контрольная – контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основными формами внутреннего кредита являются:
· заимствование средств общегосударственного ссудного фонда у ЦБ РФ;
· казначейские ссуды, т.е. оказание финансовой помощи за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности;
· государственные займы – привлечение свободных денежных средств предприятий, населения на финансирование общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации ценных бумаг.
Государственные займы классифицируются следующим образом:
Таблица – Классификация государственных займов
Критерий | Вид займа |
Субъект заемных отношений | размещаемые центральными органами власти; размещаемые местными органами власти |
Обращение на рынке | рыночные займы (свободно покупаются и продаются); нерыночные займы (не могут свободно менять своих владельцев, не обращаются на рынке ценных бумаг) |
Место размещения | внутренние займы; внешние займы (выступают в форме международного кредита) |
Обеспеченность долговых обязательств | закладные (выпускаемые местными органами власти и обеспечиваемые конкретным имуществом или доходом); беззакладные (выпускаются центральным органом власти и обеспечиваются гарантией государства) |
Характер выплачиваемого дохода | выигрышные; процентные (доход по купонам, 1, 2, 3, 4 раза в год); с нулевым купоном (весь доход выплачивается вместе с суммой основного долга) |
Метод определения дохода | с твердым доходом; с плавающим доходом |
Обязанность заемщика соблюдать сроки погашения займа | с правом досрочного погашения (заемщик имеет право выпустить и разместить новый заем и погасить старый); без права досрочного погашения |
Сроки привлечения средств | краткосрочные (со сроком погашения до 1 года); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (от 5 лет и выше) |
Государственный долг
В результате осуществления заемной деятельности образуется государственный долг – совокупность долговых обязательств Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и иными субъектами международного права. Внешний долг РФ в зависимости от его происхождения можно разделить на кредиты Парижского (ок.20 государств) и Лондонского клубов (более 600 коммерческих банков).
Управление государственным долгом осуществляет Минфин России и ЦБ РФ во главе с Правительством РФ.
Обслуживание государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану.
Способы регулирования долга:
· рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;
· конверсия – изменение доходности займов;
· консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов;
· аннулирование государственного долга – полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам;
· реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и сроков их погашения.
Тема 1.4 Финансы организаций различных форм собственности
- Особенности формирования финансовых ресурсов организации
Финансы организаций составляют основу финансовой системы и охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП. Финансы организаций представляют собой совокупность экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств предприятий.
Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, которые имеются в его распоряжении.
На организацию финансов предприятий оказывают влияния следующие факторы:
· организационно-правовая форма (коммерческие и некоммерческие организации) – определяет специфику формирования уставного капитала и особенности распределения прибыли;
· форма собственности (частная, государственная, муниципальная);
· масштабы деятельности (крупный, средний, мелкий бизнес);
· отраслевая принадлежность (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля, ЖКХ и т.д.).
По социально-экономической природе финансы предприятий едины. Это обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы и форм финансовой документации.
- Финансы коммерческих организаций
Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Финансы коммерческих организаций – это денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.
По своему содержанию финансы коммерческих организаций включают следующие отношения:
· С учредителями в момент создания организации (формирование уставного капитала);
· С другими хозяйствующими субъектами в связи с производством и реализацией продукции (поставщиками, покупателями, транспортными организациями и т.д.);
· Внутри организации между его подразделениями (филиалами, цехами, отделами);
· Между организацией и ее работниками;
· С вышестоящими организациями;
· Между организациями и финансовыми органами государства при уплате налогов и получении выплат и льгот;
· Между организацией и банковской системой;
· Между организацией и страховыми компаниями;
· Между организацией и инвестиционными компаниями;
· Между коммерческими организациями в связи с размещением ценных бумаг, долевым участием в предприятиях.
Все коммерческие предприятия осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, целью которого является получение максимума прибыли при минимуме затрат. В современных рыночных условиях финансовые отношения предприятий строятся на следующих основных принципах:
1) Самостоятельность – организация самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли;
2) Самоокупаемость – возмещение текущих затрат за счет полученных доходов;
3) Самофинансирование – полная самоокупаемость текущих затрат и инвестирование за счет собственных средств;
4) Материальная заинтересованность – получение прибыли, достойной оплаты труда;
5) Материальная ответственность – финансовые санкции за невыполнение обязательств (пени, штрафы, неустойки);
6) Обеспечение финансовыми резервами – создание резервного фонда, величина которого не менее 15 % величины оплаченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли.
Первоначальное формирование собственных финансовых ресурсов коммерческих предприятий происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал. Источниками его образования в зависимости от организационно-правовых форм могут быть: акционерный капитал, долгосрочный кредит, бюджетные средства и иные источники.
Основным источником финансовых ресурсов в действующих организациях выступает выручка от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуется прибыль, а также амортизационный и другие денежные фонды.
Распределение прибыли предприятия
- Финансы некоммерческих организаций
Некоммерческие организации создаются в форме учреждений, фондов, ассоциаций, общественных и религиозных организаций, потребительских кооперативов и др.
Финансы некоммерческих организаций – денежные отношения, возникающие в результате удовлетворения общественных потребностей.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и в соответствии с этими целями. Полученные организацией доходы используются на развитие этой организации, а прибыль не распределяется между участниками организаций.
По своему содержанию финансы некоммерческих организаций включают следующие отношения:
· С бюджетом по поводу получения средств в порядке финансирования и выполнения финансовых обязательств перед бюджетом;
· С вышестоящими организациями по распределению финансовых ресурсов;
· Внутри организации между подразделениями и работниками по оплате труда;
· С другими организациями по оплате предоставляемых товаров, работ, услуг;
· Между некоммерческими организациями и их спонсорами по передаче средств для поддержки деятельности организации;
· Между общественными организациями и их членами по уплате взносов, а также выплатам поощрительного характера членам этих организаций.
Источником средств у этих организаций являются вступительные и членские взносы, денежные отчисления других предприятий, спонсорские средства, бюджетные средства, доходы от предпринимательской деятельности.