внебюджетные фонды, государственный кредит




 

  1. Сущность государственных финансов

Государственные финансы – это единый комплекс финансовых органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные средства и осуществляют расходы.

Государственные финансы составляют часть финансовой политики.

Основные составляющие (звенья) государственных финансов:

· государственный бюджет;

· внебюджетные фонды;

· государственный кредит.

Совокупность всех звеньев государственных финансов определяет бюджетное устройство в стране, основу которого составляет бюджетная система.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов, имеющихся в РФ, основанная на экономических и юридических нормах.

Бюджетная система РФ включает три уровня:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджеты субъектов РФ (89 региональных бюджетов) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты.

Бюджеты, которые входят в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не являются составной частью федерального бюджета, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Свод федерального бюджета и бюджетов РФ образуют консолидированный бюджет.

Совокупность всех государственных единиц, функционирующих в стране, образует сектор государственного управления, который объединяет учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета.

 

  1. Федеральный бюджет

Федеральный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности.

Федеральный бюджет является основным финансовым планом страны.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов власти.

Доходы бюджета делятся на 2 части:

· налоговые поступления: НДС, налог на прибыль, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, лицензированный сбор за право производства алкогольной продукции, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

· неналоговые поступления: доходы от федерального имущества, доходы от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности, таможенные пошлины и сборы, прибыль Банка России, доходы целевых бюджетных фондов.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы бюджетов всех уровней делятся на 2 части:

· бюджет текущих расходов: расходы на оборону, расходы на управление, расходы на социально-культурные мероприятия (затраты на образование, здравоохранение, культуру и искусство, СМИ), расходы на правоохранительную деятельность, расходы по обслуживанию государственного долга, расходы на текущее содержание народного хозяйства (ЖКХ, сельское хозяйство, угольная промышленность);

· бюджет развития: ассигнования на финансирование инновационной и инвестиционной деятельности, науки и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

При осуществлении расходования бюджетных средств, необходимо соблюдение правил: целевое направление и использование бюджетных средств, безвозвратность бюджетного финансирования, всемерная экономия бюджетных средств.

Превышение расходов над доходами приводит к дефициту бюджета. Для покрытия бюджетного дефицита правительством применяются следующие методы:

· использование государственного кредита путем выпуска государственных ценных бумаг;

· внешние кредиты (международным организациям, иностранным государствам);

· сокращение государственного финансирования экономики (секвестр расходов);

· изменение направления инвестирования бюджетных средств (перераспределение ресурсов между секторами экономики);

· денежная эмиссия (может вызвать инфляцию).

Хроническое нарастание бюджетного дефицита может привести к появлению и росту государственного долга.

 

Рис. 1.3.2 Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета

 

  1. Местные бюджеты

Местный бюджет – это бюджет соответствующего муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления.

Местные бюджеты не относятся к системе государственных финансов, хотя являются элементом бюджетной системы страны.

К местным бюджетам относятся районные, городские, сельские, поселковые и районные бюджеты в городах.

Доходная часть местных бюд жетов состоит из:

    • собственных и регулирующих доходов, включающих местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы);
    • финансовой помощи, включающей в себя дотации, субвенции, средства фонда поддержки муниципальных образований, средства по взаимным расчетам.

За местным бюджетом закрепляется и доля отчислений от федеральных налогов, которые регионы получают с федерального уровня.

Расходная часть местных бюджетов включает расходы, связанные:

· с решением вопросов местного значения;

· с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

· с обслуживанием и погашением долга по муниципальным ссудам и займам.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены и другие расходы.

 

  1. Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды – это совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов управления и имеющих целевое назначение.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, в результате перераспределения которого и создаются фонды.

Доходы внебюджетных фондов складываются из:

· специальных целевых налогов и сборов, установленных государством;

· отчислений от прибыли хозяйствующих субъектов;

· бюджетных средств;

· прибыли от собственной коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

· банковских кредитов.

В зависимости от правового статуса различают:

1) федеральные внебюджетные фонды – находящиеся в собственности федеральной власти;

2) региональные внебюджетные фонды – создаваемые по решению правительственных органов субъектов РФ и местных органов самоуправления.

По экономическому содержанию внебюджетные фонды делятся на 2 группы:

1) социальные фонды:

· Пенсионный фонд (ПФР);

· Фонд социального страхования (ФСС);

· Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);

· Фонд обязательной социальной поддержки населения и пр.

2) Экономические фонды:

· Дорожные фонды;

· Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

· Фонды финансового регулирования;

· отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР).

Главным источником дохода государственных (социальных) внебюджетных фондов является единый социальный налог (ЕСН), введенный в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2001г.

Пенсионный фонд РФ – централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ (1991г.) Средства фонда направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца), пенсий по инвалидности, военнослужащим, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, пострадавшим от аварии на ЧАЭС и пр. Ставка для работодателей-организаций, производящих выплаты наемным работникам, с налоговой базой на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 тыс.р., устанавливается в размере 28 %.

Фонд социального страхования РФ – способствует материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе (1992г.). Обеспечивает пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и пр. Ставка для работодателей-организаций, производящих выплаты наемным работникам, с налоговой базой на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 1 млн.р., устанавливается в размере 4 %.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ – обеспечивает граждан равными возможностями в получении медицинской и лекарственной помощи (1991г.). Средства фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, финансирование целевых медицинских программ, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки и пр. Ставка для работодателей-организаций, производящих выплаты наемным работникам, с налоговой базой на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 тыс.р., устанавливается в размере 0,2 % в Федеральный фонд ОМС и 3,4 % в территориальный ФОМС.

 

 

Государственный кредит

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Государственный кредит выполняет следующие функции:

· фискальная (распределительная) – формирование централизованного денежного фонда государства и его использование на условиях срочности, платности и возвратности;

· регулирующая – воздействие на состояние денежного обращения в стране, уровень процентных ставок на рынке денег и ссудных капиталов;

· контрольная – контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основными формами внутреннего кредита являются:

· заимствование средств общегосударственного ссудного фонда у ЦБ РФ;

· казначейские ссуды, т.е. оказание финансовой помощи за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности;

· государственные займы – привлечение свободных денежных средств предприятий, населения на финансирование общегосударственных потребностей путем выпуска и реализации ценных бумаг.

 

 

Государственные займы классифицируются следующим образом:

 

Таблица – Классификация государственных займов

 

Критерий Вид займа
Субъект заемных отношений размещаемые центральными органами власти; размещаемые местными органами власти
Обращение на рынке рыночные займы (свободно покупаются и продаются); нерыночные займы (не могут свободно менять своих владельцев, не обращаются на рынке ценных бумаг)
Место размещения внутренние займы; внешние займы (выступают в форме международного кредита)
Обеспеченность долговых обязательств закладные (выпускаемые местными органами власти и обеспечиваемые конкретным имуществом или доходом); беззакладные (выпускаются центральным органом власти и обеспечиваются гарантией государства)
Характер выплачиваемого дохода выигрышные; процентные (доход по купонам, 1, 2, 3, 4 раза в год); с нулевым купоном (весь доход выплачивается вместе с суммой основного долга)
Метод определения дохода с твердым доходом; с плавающим доходом
Обязанность заемщика соблюдать сроки погашения займа с правом досрочного погашения (заемщик имеет право выпустить и разместить новый заем и погасить старый); без права досрочного погашения
Сроки привлечения средств краткосрочные (со сроком погашения до 1 года); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (от 5 лет и выше)

 

Государственный долг

В результате осуществления заемной деятельности образуется государственный долг – совокупность долговых обязательств Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и иными субъектами международного права. Внешний долг РФ в зависимости от его происхождения можно разделить на кредиты Парижского (ок.20 государств) и Лондонского клубов (более 600 коммерческих банков).

Управление государственным долгом осуществляет Минфин России и ЦБ РФ во главе с Правительством РФ.

Обслуживание государственного долга предполагает: осуществление операций по размещению долговых обязательств; выплату доходов по ним; погашение долга полностью или частично согласно плану.

Способы регулирования долга:

· рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;

· конверсия – изменение доходности займов;

· консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов;

· аннулирование государственного долга – полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам;

· реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и сроков их погашения.

 

Тема 1.4 Финансы организаций различных форм собственности

 

  1. Особенности формирования финансовых ресурсов организации

Финансы организаций составляют основу финансовой системы и охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП. Финансы организаций представляют собой совокупность экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств предприятий.

Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, которые имеются в его распоряжении.

 

На организацию финансов предприятий оказывают влияния следующие факторы:

· организационно-правовая форма (коммерческие и некоммерческие организации) – определяет специфику формирования уставного капитала и особенности распределения прибыли;

· форма собственности (частная, государственная, муниципальная);

· масштабы деятельности (крупный, средний, мелкий бизнес);

· отраслевая принадлежность (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля, ЖКХ и т.д.).

По социально-экономической природе финансы предприятий едины. Это обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы и форм финансовой документации.

 

  1. Финансы коммерческих организаций

Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Финансы коммерческих организаций – это денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.

По своему содержанию финансы коммерческих организаций включают следующие отношения:

· С учредителями в момент создания организации (формирование уставного капитала);

· С другими хозяйствующими субъектами в связи с производством и реализацией продукции (поставщиками, покупателями, транспортными организациями и т.д.);

· Внутри организации между его подразделениями (филиалами, цехами, отделами);

· Между организацией и ее работниками;

· С вышестоящими организациями;

· Между организациями и финансовыми органами государства при уплате налогов и получении выплат и льгот;

· Между организацией и банковской системой;

· Между организацией и страховыми компаниями;

· Между организацией и инвестиционными компаниями;

· Между коммерческими организациями в связи с размещением ценных бумаг, долевым участием в предприятиях.

Все коммерческие предприятия осуществляют свою деятельность на основе коммерческого расчета, целью которого является получение максимума прибыли при минимуме затрат. В современных рыночных условиях финансовые отношения предприятий строятся на следующих основных принципах:

1) Самостоятельность – организация самостоятельно определяет свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли;

2) Самоокупаемость – возмещение текущих затрат за счет полученных доходов;

3) Самофинансирование – полная самоокупаемость текущих затрат и инвестирование за счет собственных средств;

4) Материальная заинтересованность – получение прибыли, достойной оплаты труда;

5) Материальная ответственность – финансовые санкции за невыполнение обязательств (пени, штрафы, неустойки);

6) Обеспечение финансовыми резервами – создание резервного фонда, величина которого не менее 15 % величины оплаченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли.

Первоначальное формирование собственных финансовых ресурсов коммерческих предприятий происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный капитал. Источниками его образования в зависимости от организационно-правовых форм могут быть: акционерный капитал, долгосрочный кредит, бюджетные средства и иные источники.

Основным источником финансовых ресурсов в действующих организациях выступает выручка от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуется прибыль, а также амортизационный и другие денежные фонды.

 

Распределение прибыли предприятия

       
   

 

 


  1. Финансы некоммерческих организаций

Некоммерческие организации создаются в форме учреждений, фондов, ассоциаций, общественных и религиозных организаций, потребительских кооперативов и др.

Финансы некоммерческих организаций – денежные отношения, возникающие в результате удовлетворения общественных потребностей.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и в соответствии с этими целями. Полученные организацией доходы используются на развитие этой организации, а прибыль не распределяется между участниками организаций.

По своему содержанию финансы некоммерческих организаций включают следующие отношения:

· С бюджетом по поводу получения средств в порядке финансирования и выполнения финансовых обязательств перед бюджетом;

· С вышестоящими организациями по распределению финансовых ресурсов;

· Внутри организации между подразделениями и работниками по оплате труда;

· С другими организациями по оплате предоставляемых товаров, работ, услуг;

· Между некоммерческими организациями и их спонсорами по передаче средств для поддержки деятельности организации;

· Между общественными организациями и их членами по уплате взносов, а также выплатам поощрительного характера членам этих организаций.

Источником средств у этих организаций являются вступительные и членские взносы, денежные отчисления других предприятий, спонсорские средства, бюджетные средства, доходы от предпринимательской деятельности.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: