Одним из способов коррекции связанной речи детей является фольклор.




С детьми пропеваем народные песенки, потешки, в которых содержатся слова, наиболее близкие, понятные, доступные ребёнку.

Песенки, потешки вызывают желание повторить слова, движения за взрослым, участвовать в общих играх. Детей завораживает напевность слов («Ой люли, люли, люли»).

На первых этапах работы разучиваем потешку. Текст проговариваю, а ребенок только воспроизводит действия или повторяет некоторые звукоподражания из произносимого текста. Например, «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду»!

Ребенок показывает, как сидит ворон, затем – как ворон играет во трубу.

«Наши уточки с утра»

Для проведения этого этюда потребуется: картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка.

Я поочередно, в соответствии с текстом, показываю картинки с изображением нужных птиц и читаю потешку, подражая «голосам» персонажей.

На данном этапе я предварительно прочитываю текст, а затем пересказываю детям, строя короткие предложения и сопровождая рассказ показом по картинке.

Подбирая загадки, стараюсь, чтобы их содержание было доступно для детей. Если содержание загадки незнакомо малышам необходимо предварительное объяснение с показом игрушки, предмета или картинки с изображением отгадки.

Чтобы малышам легче было отгадывать загадки, вначале можно предъявлять игрушки-отгадки. На следующем этапе дети могут выбрать отгадку из набора игрушек и предметов. Помимо развития речи, ставится задача развития мышления малышей. Завершается работа отгадыванием уже знакомых загадок. Дети любят узнавать их и стараются быстро дать ответ.

Чтобы дети правильно произносили фразу, они должен научиться правильному речевому дыханию. Любой звук мы произносим на выдохе. Ребенок иногда не умеет делать плавный речевой выдох.

Научить ребенка управлять речевым дыханием — немаловажная задача. На четвертом году ребенок начинает употреблять довольно сложные предложения, состоящие из 3—5 и более слов, а для свободного и слитного их произнесения нужно уметь правильно производить выдох, чтобы воздуха хватило на часть фразы или на всю фразу.

Для усиления и удлинения выдоха необходимо приучать ребенка правильно расходовать воздух. Специальные игры помогают нам в этом.

Например, спросите мальчика: «Как плачет маленькая девочка?» (У-а-а...) При произнесении звуков необходимо обращать внимание на плавность перехода от одного звука к другому, на слитность их произнесения. Шутки-чистоговорки, произнесенные на одном выдохе, способствуют выработке речевого дыхания:

ха-ха-ха — поймали петуха,

ко-ко-ко—мы едем далеко,

ту-ту-ту — даем еду коту.

Игра «Приятный запах».Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; очень хорошо; очень приятный запах; очень ароматный цветок (ароматное яблоко)» и т.д.

Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они (в зависимости от речевых возможностей) сами придумывают предложения.

Отрабатывая правильный выдох, не забываем о правильно произведенном вдохе. Он должен быть спокойным, коротким, без особых напряжений со стороны мышц лица и шеи.

Итак, развитие речи детей осуществляю поэтапно. Работу начинаю с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем с действием. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени и разных категорий, формируется фразовая речь. Учу детей высказываться предложением, обучаю вопросно-ответной речи, связному высказыванию.

Результативность логопедической работы по формированию фразы отслеживается через мониторинговые исследования.

Сравнительный анализ диагностики показывает положительную динамику уровня развития воспитанников.

Список литературы

1.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст): Книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова М.: Просвещение, 1985.-109с.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст): Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.- 316 с.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст): Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- М.: Просвещение, 1990.-238с.

4. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией [Текст):/ пособие для логопеда Н.И. Кузьмина, В.И.Рождественская. - М. Просвещение, 1977.-125с.

5.Шестернина Н.Л. Тематический словарь в картинках " Азбука действий: кто что делает?" [Текст): пособие/ Н.Л.Шестернина.-М.: Школьная Книга, 2013.

6.Фадеева, Ю.А.,Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием [Текст):/ Конспекты Ю.А.Фадеева, Г.А.Пичугина.- М.: Книголюб, 2006.-143с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: