«Радуга-дуга».
Ознакомление дошкольников с природным явлением – радугой, ее цветовым спектром.
Авторы проекта:
Елезова Людмила Андреевна, воспитатель 1 квалификационной категории;
Пятышева Светлана Николаевна, воспитатель.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети средней группы.
г. Коряжма 2014г.
Проблема:
В дошкольном возрасте у детей наблюдается очень активный процесс познания окружающего мира. Их интересуют природные явления и устройства мира, жизнь животных и птиц, различные страны и континенты. В детстве интенсивно формируется способность к начальным формам умозаключений, обобщений, абстракций.
Ознакомление дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы происходит в основном во время непосредственных наблюдений в различные времена года. Подобное знакомство с физическими явлениями слабо способствует формированию правильных представлений о простейших физических явлениях, т.к. непосредственные наблюдения не могут дать необходимого материала для полного объяснения наблюдаемых явлений и, кроме того, нередко приводят к ошибочным выводам, поскольку способность детей делать вывод из преднамеренного наблюдения ещё несовершенна.
Такие природные явления как гроза, дождь, дети могут наблюдать часто, и бесед по этим природным явлениям проводится много. А вот такое красивое явление, как радуга, мы наблюдаем редко и соответственно знаний у детей по нему недостаточно. Также дети не знают цветовой спектр радуги.
Обоснование проблемы:
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.
Явления неживой природы – это объективная реальность мира. Реальность, которая непосредственно и непрерывно оказывает своё неизбежное влияние на умственное развитие детей.
Несмотря на наглядно-образный характер своего мышления, дети могут познавать не только внешнюю сторону физических явлений, но некоторые несложные связи, отношения и закономерности.
Прогулки, экскурсии за город или пребывание в деревне могут дать ребенку возможность видеть природу во всей ее красоте, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения к новой жизни.
Пусть ребенок еще не в состоянии испытать на себе во всей полноте обаяние открывающейся перед ним природы, пусть от него ускользает прихотливая игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного мерцающими звездами, нежные, быстро меняющиеся цветные оттенки неба, освещенного последними лучами заката, пусть его иногда привлекают всякие мелочи – всюду разлитая жизнь, но весь этот аромат красоты вдыхается ребенком и оставляет в нем свой след, который, если не сейчас, то в будущем, послужит материалом для глубоких чистых переживаний.
Цели проекта: Расширение, уточнение представлений детей о таком явлении природы, как радуга.
Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
o формировать реалистические представления о природе – знания о её объектах и явлениях;
o знакомить детей с цветовым спектром радуги, помочь запомнить последовательность цветов;
o учить детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира;
o воспитывать способность видеть красоту природы, любовь и бережное отношение к ней.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Срок проведения: 2 недели.
Основные направления реализации проекта:
· НОД по ознакомлению детей с природным явлением – Радуга.
· Познавательные беседы о цветовом спектре радуги, природных красках.
· Рассматривание иллюстраций.
· Чтение стихов и сказок о радуге, цветах.
· Заучивание стихов.
· Просмотр мультфильмов.
· Аппликация и рисование.
· Дидактические, сенсорные, развивающие, подвижные игры по теме проекта.
Обеспечение: методическая и художественная литература, диски с мультфильмами, иллюстрации, набор для художественного творчества.
Ожидаемый результат:
• Дети узнают, что такое радуга и когда ее можно увидеть.
• Узнают цветовой спектр радуги и как его запомнить.
• Познакомятся с литературными произведениями.
• Будет создана выставка работ.
План выполнения проекта:
1 этап – подготовительный:
ü Разработка проекта.
ü Подбор литературных произведений про радугу, цветовом спектре.
ü Подбор методических рекомендаций для родителей.
ü Составление плана основного этапа.
ü Определение цели и задач проекта
2 этап – основной (реализация проекта):
День недели | Отрезок времени | Деятельность воспитателя с детьми |
Понедельник | Утро | - НОД «Семицветная радуга» - Заучивание стихотворения «Радуга» С. Маршака (В небе гром, гроза…). |
Вечер | - Чтение веселых детских стихов про цвета - П/и «Найди свой цвет» | |
Вторник | Утро | - Беседа «Изучаем семь цветов радуги» - Чтение сказки о радуге - Д/и «Найди и назови свой цвет» |
Вечер | - Повторение стихотворения «Радуга» С. Маршака - П/и «Найди себе пару», «Салют» - Сенсорная дидактическая игра «Угадай овощ по описанию» | |
Среда | Утро | - Д/и «Здравствуйте – я Красный…» - Чтение сказки о радуге, детских стихов про красный цвет - НОД по рисованию «Радуга-дуга» |
Вечер | - Проведение опыта «Волшебный лучик» - Чтение Красной сказки - Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» | |
- Сенсорная дидактическая игра «Подбери к предмету цвет» | ||
Четверг | Утро | - Д/и «Здравствуйте – я оранжевый …» - Чтение оранжевой сказки - Аппликация «Морковка» |
Вечер | - Чтение сказки о цветах радуги, детских стихов про оранжевый цвет - Чтение стихов о радуге И. Мордовиной, С. Маршака, С. Пшеничных - Загадывание загадок про овощи и называние цвета овощей - Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам» | |
Пятница | Утро | - Д/и «Здравствуйте – я желтый …» - Чтение сказки о радуге - Эксперимент с водой - Чтение сказки про Желтый цвет Е. Перченковой |
Вечер | - Чтение желтой сказки, детских стихов про желтых цвет - Чтение стихов о радуге Н. Байрамова, В. Барданова, Е. Благининой - Сенсорная дидактическая игра «Цветные автомобили» | |
Понедельник | Утро | - Д/и «Здравствуйте – я Зеленый…» - Чтение стихов о радуге С. Маршака, К. Чуковского, «Цвета радуги» А. Венгера - Рисование «Елочка – зеленая иголочка» |
Вечер | - Чтение зеленой сказки. Беседа по вопросам - Заучивание стихотворения «Дождик и радуга» Л.Огурцовой - Чтение детских стихов про зеленый цвет | |
Вторник | Утро | Д/и «Здравствуйте – я Голубой, а я Синий …» - Чтение детских стихов про голубой и синий цвет - Загадывание загадок о цветах радуги |
Вечер | - Чтение голубой и синей сказок - Чтение стихов о радуге И. Гамазковой, И Мордовиной - Повторение стихов «Дождик и радуга» Л. Огурцовой - Загадывание загадок про ягоды и называние цвета | |
Среда | Утро | - Д/и «Здравствуйте – я Фиолетовый …» - Загадывание разноцветных загадок - Эксперимент с маслом - Сенсорная дидактическая игра «Спрятались от дождика» |
Вечер | - Д/и «Назови цвета, которыми нарисована картина» - Рисование «Радуга-дуга» - Чтение стихотворения «Дождевика» Е. Ранневой, детских стихов про фиолетовый цвет | |
Четверг | Утро | - Чтение разноцветной сказки - Коллективная аппликация и рисование «Петушок и курица с цыплятами» - П/и «Цветные автомобили» - Повторение изученных стихов о радуге |
Вечер | - Просмотр мультфильма «Цветик – семицветик» - Чтение стихов о радуге А. Бывшевой, И Векшигановой - Игра «Составь радугу» - Загадывание загадок про фрукты и называние цвета | |
Пятница | Утро | - Коллективное рисование «Чудо птица» - Чтение «Семь разноцветных сказок» С. Могилевской - Игра «Самый внимательный» |
Вечер | - П/и «Найди свой домик» -Развлечение для детей «Радуга красавица» |
3 этап – заключительный:
* Оформление выставки детских работ.
* Оформление выставки художественной литературы по теме проекта.
* Проведение развлечения «Радуга красавица».
* Оформление портфолио проекта.
Литература:
*С. Могилевская. Семь разноцветных сказок.
*Н. Нищева. Разноцветные сказки. Учебно-методическое пособие-конспект. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 1999.
*К. Ю. Белая, В. М. Сотникова. Разноцветные игры. ЛИНКА – ПРЕСС Москва 2007.