Формирование социальной активности школьников
(рекомендации для классного руководителя)
Социальная активность рассматривается как качество личности, характеризующее активное отношение к общественно значимой деятельности и как форма проявления потребности в социальном участии.
Формирование активной жизненной позиции детей и подростков будет происходить эффективнее, если:
- в основе отношений членов группы будет сочетаться добро и справедливость, милосердие и гуманность с уважением к каждому;
- учитываются интересы и потребности детей и подростков;
- предоставляются каждому возможности для самореализации;
- создаются условия для того, чтобы каждый мог реально участвовать в значимых для себя и общества делах;
- продумывается деятельность органов самоуправления;
- обеспечивается сотрудничество детей и взрослых.
Деятельность классного руководителя:
Организаторская, которая предполагает:
- Четкое понимание назначения социально-значимой деятельности, умение выделить в ней главное, определить необходимые условия и предпосылки, способы и ресурсы для их решения;
- Умение привлечь детей к определению перспектив работы, включить их в деятельность:
- Продумывание возможного содержания, способов организации конечного результата и промежуточных рубежей деятельности;
- Создание условий для выбора средств и достижения цели;
- Добровольное включение детей в ту или иную деятельность;
- Владение основами организации коллективно-творческой, социально-значимой деятельности;
- Развитие инициативы и самодеятельности детей, ребячьего самоуправления.
Воспитательная функция, реализуя которую организатор социально-значимой деятельности должен уметь:
|
- грамотно и компетентно анализировать ситуацию, в контексте общих целей и задач организации;
- предвидеть воспитательные последствия предпринимаемых действий;
- предоставлять возможность каждому ребенку раскрыть себя и показать на что он способен;
- готовить детей к ориентации в жизненных ситуациях и выбору ценностей для их разрешения;
- создать условия для того, чтобы каждый мог реально участвовать в значимых для себя и общества делах;
- обеспечивать сотрудничество детей и взрослых с преобладанием защиты интересов детей;
- регулировать общение, создавать атмосферу доброжелательности, доверия, взаимопонимания.
Функция представительская, которая предусматривает:
- организации конструктивного сотрудничества с государственными и общественными учреждениями;
- защиту прав и интересов детей в школе, семье, социуме;
- включение детей в поиск, продвижение, решение своих проблем через взаимодействие с различными органами законодательной и исполнительной власти.
Важным элементом системы повышения социальной активности выступает вовлечение подростков в непосредственную целенаправленную социально-полезную деятельность, в ходе которой они могут видеть позитивный результат своих действий.
Советы классному руководителю.
1. Насмотренность. Предложите детям посмотреть сайты или аккаунты благотворительных организаций, приютов для животных, детских домов и т.п. и выбрать тот тип и вид помощи, который они могут реально осуществить (записать видео для больного ребенка, собрать корм для бездомных животных, изготовить открытки для одиноких и т.п.). Также можно посмотреть, что делают ребята из других школ, классов и подключиться к таким же мероприятиям. Смотрите сами интересные аккаунты других педагогов. Покажите детям, для кого именно собирается та или иная помощь (если речь идет о благотворительности).
|
2. «Копилка идей». Завести в классе коробку, сундучок или почтовый ящик, в который дети могут опускать записки со своими идеями, предложениями.
3. Обязательно показывать детям результат их деятельности. Собрали игрушки для «Сундучка храбрости» в больнице – попросите прислать вам фото, как эти игрушки получили дети. Сделайте фото территории, которую убираете во время экологической акции – до и после. И так далее. Не забывайте благодарить каждого, кто был причастен к делу (от идеи до воплощения). Рассказывайте о своих активностях в соцсетях – так больше людей узнает о том, что и как можно сделать, чтобы помочь другим.
4. Максимально вовлекайте детей на всех этапах планирования и подготовки деятельности. Но не забывайте, что детям необходимо действовать пошагово, чтобы не упустить важного. Но эти шаги можно разобрать вместе (что делаем, куда обращаемся, какие ресурсы нам понадобятся и т.п.).
5. Не эксплуатируйте постоянно одних и тех же детей. Иначе вы получите негативистов из числа остальных (зачем я буду что-то делать/предлагать, если возьмут опять этих выскочек).
6. Совсем не обязательно сразу замахиваться на большие проекты. Главное – поддерживать любые проявления социальной активности детей даже внутри класса.
|
7. Можно использовать календарь событий (приложение). Пусть дети выберут событие или праздник и сделают тематическое оформление, задания для ребят из других классов, снимут видео и т.п.
Полезные ссылки:
Корпоративный университет РДШ
https://rdsh.education/
https://vk.com/rdsh.education
Календарь событий
https://vk.com/ru_calend
Экостанция «Зеленый лещ» - раздельный сбор и многое другое
https://vk.com/green_bream
https://vk.com/kryshechki_dobroty - проект «Крышечки доброты»
https://vk.com/letsdoitrussia - экологические акции
https://vk.com/ecoschools - Всероссийский портал «Экокласс»
⠀
https://vk.com/krutoypedorg
«Крутой педагог» - идеи для мероприятий с детьми
https://vk.com/muzej_sp - «Музей со служебного входа» - иногда требуется помощь старшеклассников для проведения квестов в музеях.
https://vk.com/vndspb - весенняя неделя добра в СПб. Можно зарегистрировать свои мероприятия или присоединиться к другим.
https://vk.com/territoryofcreativity - группа социальных проектов Городского дворца творчества
Кому можно помочь (проверенные организации, с которыми можно сотрудничать)
https://vk.com/ddi_3 - детский дом инвалидов в п. Ушково (мастер классы (в том числе и онлайн), изготовление дидактических пособий для детей, при возможности – совместные мероприятия, игры)
https://vk.com/kotkurort приют для бездомных животных Сестрорецк (пиар животных, прогулки с собаками, сбор необходимых средств)
https://vk.com/hopechildren через организацию «Надежда - детям» можно связаться для оказания помощи онкобольным детям
https://vk.com/lizaalert_piter - поисковый отряд «Лиза Алерт» (репосты, расклейка листовок, сбор необходимых средств)
https://vk.com/dobropochta - Добропочта (отправка открыток и писем больным детям, одиноким пожилым людям)
https://vk.com/dobrodomik - Добродомик (передать поздравления к праздникам, провести мастер класс (при возможности))
https://vk.com/dobrodely_fond - Доброделы работают в разных направлениях (можно передать поздравления, провести или поучаствовать в мастер классах, помочь информационно и т.п.)
https://vk.com/naputikschastiu - группа детского отделения онкоцентра
https://vk.com/knigaobmen2017 - сбор книг для библиотек и бесплатного книгообмена
Напоминаю, группа для классных руководителей Курортного района - https://vk.com/klasskurort
Вступайте, будьте в курсе событий, предлагайте информацию для размещения о своих активностях.
Иванова М.Г., методист по работе с классными руководителями