Мендыгалеева Айжан Бекетовна
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Русский язык и Литература
курс 1 группа – ЗБ-РЛ - 11
Форма обучения
заочная
Оренбург, 2020
Одной из главнейших частей учебного процесса подготовки легкоатлетов в ДЮСШ является физическая подготовка, направленная на развитие основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и других, а также на укрепление здоровья, важнейших органов и систем организма, совершенствование их функций.
Физическая подготовка подразделяетсяна общую и специальную.
Целью общей физической подготовкиявляется общее развитие и укрепление организма.
Учебный процесс направлен на решение задач:
-повышение функциональных возможностей всех органов и систем занимающихся;
-развитие двигательной мускулатуры;
-улучшение координационных способностей;
-увеличение до требуемого уровня силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
-исправление дефектов телосложения и осанки.
Для решения этих задач применяю разнообразные физические упражнения.
Тренировочный эффект упражнений в значительной степени зависит от условий их выполнения.
В числе этих условий материально-технические средства спортивной тренировки.
На занятиях использую современное оборудование и инвентарь:
-спортивные тренажёры;
-специализированные снаряды;
-контрольную и информационную аппаратуру;
-гантели;
-набивные мячи;
-скакалки;
-мешки с песком;
-утяжелённые пояса, жилеты и манжеты;
-гири;
-штанги;
-эспандеры;
-обручи;
-барьеры и др.
Средства общей физической подготовки направляю на равномерное и гармоничное развитие всех мышечных групп, органов и систем легкоатлетов.
|
Равномерность подготовки важна потому, что наличие хотя бы одного слабого звена в физическом развитии спортсмена может свести на нет весь процесс его тренировки.
Разносторонность физической подготовки достигаю осуществлением принципа многоборности в процессе тренировки, применением не только легкоатлетических упражнений, но и гимнастики, подвижных и спортивных игр, плавания и др.
Общая физическая подготовканеобходима каждому занимающемуся лёгкой атлетикой.
Все учащиеся, независимо от их одаренности, проходят курс разносторонней физической подготовки.
Средства общейфизической подготовки включают подготовительные упражнения и общеразвивающие упражнения.
Подготовительные упражнения - гимнастические упражнения без предметов для мышц плечевого пояса, шеи, рук, туловища, ног.
Их использую для развития гибкости и подвижности в суставах, на расслабление мышц. Упражнения применяю избирательно-локально на определённую группу мышц занимающихся в течение всего годичного цикла.
Общеразвивающие упражнения:
-упражнения на гимнастических снарядах;
-упражнения с отягощениями;
-различные виды прыжков и метаний (набивных мячей, ядер, камней и др.);
-занятия другими видами спорта, подвижными и спортивными играми.
На занятиях по общей физической подготовке в большей мере использую упражнения, оказывающие общее воздействие, а также иногда и точно направленные для устранения отдельных недостатков в физическом развитии.
Наибольший объём средств ОФП приходится на подготовительный период.
|
В системе тренировки обучающегося объём упражнений ОФП в значительной мере определяется уровнями компонентов его подготовленности. Если у учащегося недостаточно развита сила определённых групп мышц, мала подвижность в суставах или недостаточно развита работоспособность сердечно - сосудистой и дыхательной системы, то подбираются соответствующие средства ОФП.
С ростом спортивного мастерства средства общей физической подготовки все больше направляются на укрепление компонентов общей физической подготовленности. Среди них есть компоненты, общие для всех легкоатлетов. Прежде всего, это работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, процессы обмена и выделения.
Большое значение имеют упражнения ОФП, применяемые в целях повышения функциональных возможностей применительно к спортивной специализации (Л.П. Матвеев).
Для повышения функциональных возможностей организма широко применяю продолжительный бег, кроссы, ходьбу и бег на лыжах. Эти средства позволяют увеличить объём специальной тренировки, улучшить восстановительные способности организма.
Обязательны для всех обучающихся упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.
В некоторых случаях возникает необходимость в упражнениях профилактического и корригирующего характера - исправление осанки, дефектов телосложения, укрепление малоработающих мышц при выполнении избранного вида лёгкой атлетики.
Это относится и к эластичности мышц, которые могут быть повреждены при случайных отклонениях в технике.
|
Ряд упражнений ОФП и «чужие» виды спорта использую на разгрузочном этапе тренировки, когда нужно дать мышцам работу, а психике, нервной системе - отдых, и кроме того, для активного отдыха (медленный бег в лесу после большой тренировочной нагрузки накануне).
С возрастом обучающихся и ростом их спортивного мастерства количество упражнений ОФП уменьшается, а подбираются такие, которые больше способствуют специализации. Это общая принципиальная линия.
Цель специальной физической подготовки – развитие отдельных мышечных групп, приобретение тех двигательных навыков, которые непосредственно обеспечивают успешное овладение техникой и рост результатов в избранном виде лёгкой атлетики.
Для специальной физической подготовки в большей мере использую строго направленные упражнения.
Упражнения по своей структуре и характеру близки к тем видам, которые изучаются в данное время или в которых учащиеся собираются соревноваться.
В целом, СФП легкоатлетов состоит из упражнений, схожих по амплитуде движений, характеру и величине мышечных усилий, нагрузке на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, по психическим напряжениям с соревновательными упражнениями.
Учебно-тренировочный процесс направляю на развитие всех органов и систем, функциональных возможностей организма применительно к выполнению определенного вида лёгкой атлетики. Естественно, что для этого используются упражнения в избранном виде лёгкой атлетики. Это специально-подготовительные упражнения, включающие в себя элемент, часть или избранный вид лёгкой атлетики в целом.
В основеОФП и СФПлежит комплексное развитие физических качеств. Физические качества легкоатлетов совершенствую параллельно.
Быстрота. Развитие быстроты - способности человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью - характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный (скрытый) период двигательной реакции.
Способность к быстроте движений у человека заложена генетически. Быстрота необходима во всех видах лёгкой атлетики.
Это качество связано с техникой выполнения упражнений, силой мышц, способностью к расслаблению, гибкостью, а также хорошей координацией движений.
Именно за счёт совершенствования этих качеств развивается быстрота. Однако спортсмены при одинаковой тренировке с целью развития быстроты добиваются различных результатов.
Это происходит от того, что максимальный уровень быстроты связан с подвижностью нервных процессов, а это качество в значительной степени врождённое.
Для развития быстроты на учебно-тренировочных занятиях применяю упражнения с большой частотой движений:
-бег на короткие отрезки с максимальными усилиями;
-семенящий бег;
-бег с опорой;
-бег с высоким подниманием бедра;
-упражнения с применением большой силы (кратковременно), прыжков и т.п.;
-упражнения в быстроте ответных действий на внезапный сигнал;
-упражнения на ускорение двигательной реакции;
-бег под уклон;
-некоторые спортивные игры.
Когда наступает стабилизация в уровне развития быстроты, применяю средства, повышающие уровень общей физической подготовки. ОФП проходит на новом, более высоком уровне. Упражнения скоростно-силового характера выполняются в большем количестве и с большей интенсивностью.
Как и быстрота, важнейшим качеством, необходимым для любого вида лёгкой атлетики является выносливость. Выносливость – способность человека выполнять какую-либо деятельность длительное время, не снижая ее эффективности.
Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость определяется способностью человека длительное время выполнять работу малой и умеренной интенсивности.
Такой работой может быть медленный бег, ходьба и бег по пересеченной местности, многократное поднимание небольших тяжестей. Специальная выносливость – способность спортсмена выполнять специфическую работу без снижения её эффективности в заданное время.
Общая и специальная выносливость определяется способностью легкоатлета бороться с утомлением.
Утомление - результат не только мышечной работы, но и умственных напряжений, переживаний.
Развитие выносливости происходит лишь тогда, когда занимающиеся доходят до необходимой степени утомления. При этом организм адаптируется к подобному состоянию.
Упражнения, направленные на развитие выносливости, повышают физическую работоспособность легкоатлетов, что в дальнейшем помогает выполнять значительные объёмы тренировочных нагрузок.
Развитие аэробных способностей занимающихся приводит к повышению функций кислородно-транспортной системы:
-потребление кислорода;
-увеличение лёгочной вентиляции;
-повышение капилляризации мышц;
-утилизация кислорода;
-экономизация сердечной деятельности и укрепление сердечной мышцы.
Для развития общей выносливости в учебном процессе использую:
-длительные туристические прогулки;
-кроссы;
-длительный бег с умеренной скоростью;
-ходьбу и бег на лыжах;
-марш-броски;
-пробеги по шоссе;
-спортивные игры;
-плавание.
Выносливость – качество, которое совершенствуется поэтапно.
На первом этапе подготовительного периода удельное внимание преимущественно отводится развитию общей выносливости, затем на этом фоне развивается специальная выносливость.
Средствами повышения специальной выносливости легкоатлета являются упражнения, в которых он специализируется, и упражнения, близкие по своему характеру к избранному виду лёгкой атлетики.
Для спринтера специальная выносливость достигается однократным или повторным пробеганием на тренировочном занятии различных коротких отрезков, например - 60 м, 100 м, вплоть до 300 м, для бегунов на средние дистанции - пробеганием отрезков 600м, 800м, 1000м.
В подготовительном периоде постепенно увеличивается объём специальных упражнений на выносливость, а затем и их интенсивность. Интенсивность тренировочной работы при развитии специальной выносливости возрастает с приближением соревновательного периода, поддерживается во время соревнований и снижается в переходном периоде.
Не менее важное значение в физической подготовке имеет развитие ловкости движений.
Ловкость – самое сложное многозначное качество.
Измерителями ловкости считаются координационная сложность усвоенного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой.
Для развития ловкости использую подвижные игры, упражнения в необычных условиях, с изменённым исходным положением (например, прыжки спиной вперед, прыжки с неопределенного разбега, метание левой рукой, выполнение новых движений в полете).
Важным компонентом ловкости является «чувство равновесия», «чувство времени».
Параллельно с ловкостью развиваю гибкость.
Гибкость - способность человека выполнять движения с большей амплитудой.
Для развития гибкости на учебных занятиях применяю:
-упражнения на растягивание мышц, мышечных сухожилий и суставных связок с увеличенной амплитудой движения (простые, маховые, с внешней помощью, с отягощениями и без них);
-упражнения на растягивание (шпагаты, полушпагаты, мостики, упражнения в положении барьерного шага, различные наклоны сидя и стоя);
-барьерный бег;
-специальные упражнения с предметами;
-упражнения у гимнастической стенки;
-акробатические упражнения.
Упражнения для развития гибкости выполняются систематически, включаются во все учебно-тренировочные занятия.
Основное время при совершенствовании гибкости выделяется на домашние занятия (зарядка, индивидуальная тренировка).
Основу спортивного мастерства легкоатлета определяют силовые качества. Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Уровень силовых способностей зависит:
-от структуры мышечной ткани;
-площади физиологического поперечника мышц;
-совершенства нервной регуляции;
-степени внутримышечной и межмышечной координации;
-эффективности энергообеспечения силовой работы и развитием скоростных качеств и гибкости.
Силовая подготовка содержит упражнения, обеспечивающие повышение силового потенциала без нарушения координационной структуры, присущей соревновательному упражнению, и сопровождается развитием гибкости - важным фактором, обеспечивающим рост спортивного мастерства.
Для развития силы в учебно-тренировочном процессе использую:
-акробатические упражнения;
-гимнастические упражнения;
-упражнения на снарядах;
-упражнения с отягощениями.
Особое внимание уделяю развитию подвижности в суставах и эластичности мышц нижних конечностей.
Развитие гибкости, силовых и скоростно-силовых качеств является предпосылкой для дальнейшего совершенствования технической подготовленности легкоатлетов.
Задачей учебно-тренировочного процесса по физической подготовке является - создание предпосылок для совершенствования всех качеств, которые определяют спортивный результат:
-скоростных способностей;
-аэробной работоспособности;
-быстрой и взрывной силы, избегая узкой специализации.
В спринтерском беге основная направленность занятий заключается в развитии:
-скоростно-силовых качеств;
-абсолютной силы групп мышц, необходимых для выполнения соревновательного упражнения;
-быстроты движений, ловкости при несколько меньшем объёме средств, развивающих общую и специальную выносливость.
В беге на средние и длинные дистанции много времени отводится развитию выносливости и преимущественно аэробных возможностей в сочетании с анаэробными.
Почти в одинаковом объёме для всех видов лёгкой атлетики развивается гибкость и подвижность в суставах.
Постепенно в учебном процессе происходит увеличение доли специальной физической подготовки, которая направлена на развитие специальных физических качеств и совершенствование спортивной техники.
Формирование и совершенствование физических качеств и прикладных навыков во многом зависят от сознательного отношения спортсмена к тренировкам, в том числе и самостоятельным.
На спортивные результаты в ходе многолетнего учебного процесса оказывает большое влияние постепенный прирост общего объёма всех параметров тренировочной нагрузки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алабин В.Г., Юшкевич Т.П. Спринт. Мн., 1977.С.6-26
2. Алабин В.Г., Кривоносов М.П. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. М., 1976.С.70-86.
3. Вацула И. и др. Азбука тренировки легкоатлета. - Минск: Полымя, 1986, с.55-57.
4.Захарченко С.А., Ивочкин В.В. Методика воспитания силовой выносливости бегунов: Метод. рекомендации. М.: ВНИИФК, 1988. С -17.
5. Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки юных бегунов на средние дистанции. - М.ВНИИФК.,2003. -С.86-89.
6.Ивочкин В.В., Травин Ю.Г. и др. Легкая атлетика (бег на средние дистанции) Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ. «Советский спорт» Москва, 2007.
7.Локтев С.А., Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007
8.Никитушкин В.Г., Чесноков Н.Н., Зеличенок В.Б. и др. Легкая атлетика (бег на короткие дистанции) Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ. «Советский спорт» Москва, 2003
9.Озолин Н.Г., Травин Ю.Г.. Педагогические основы методики обучения легкоатлетическим упражнениям.- М., 1998. С -79.
10. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества.- М._ Воронеж, 1999.
С-220.
11.Травин Ю.Г.,В.В. Ивочкин. Легкая атлетика (бег на средние дистанции): Программа для детско-юношеских школ. – М.Советский спорт, 1989. С-12.
12. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции (100, 200, 400 м). Поурочная программа
для детско-юношеских школ. - М.,1985.