Основные направления демократизации общества




Основные направления демократизации общества.

Социальные и профсоюзное движения. Содержание и особенности осуществления социального реформизма в ведущих странах мира. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо. Политические партии и основные идеологические направления: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, коммунизм. Становление социал-демократии.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с основными направлениями демократизации общества, формировать умение анализировать,делать выводы,устанавливать причинно- следственные связи,воспитывать интерес к политической истории

Формируемые УУД: учащиеся называют направления демократизации общества, основные политические партии,особенности политики реформизма,поясняют понятия

Планируемые методы, приемы, технологии: работа с учебником, с тетрадью, составление схемы, работа с понятиями, частично- поисковый метод

Ключевые дефиниции, даты, личности: либерализм, консерватизм, социализм, политика социал- реформизма, коммунизм

Либерали́зм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.

Консерватизм

Консервати́зм (от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. За главную ценность принимается сохранение традиций общества..

Социализм

Социали́зм (фр. socialisme от лат. socialis «общественный») — ряд экономических и социальных систем, характеризующихся государственным и общественным контролем над экономикой, средствами производства и распределением ресурсов.

 

Коммуни́зм (от лат. commūnis «общий») — теоретический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.

 

Ход урока

I.Организационный момент

II.Контроль знаний и умений

Новая индустриальная эпоха.

Основные характеристики новой индустриальной эпохи. Формирование индустриального общества. Урбанизация и миграция. Новые явления в экономике. Усиление роли государства. Изменения в обществе в условиях массового промышленного производства. Характерные черты НТП в начале века. Переход к современному индустриальному производству

2.Пояснить поняти: индустриальное общество,постиндустриальное общество,капитализм,формация,новейшая история,современная история

III.Изложение нового материала

Основные направления демократизации общества

Расширение полномочий парламентов Расширение избирательного права Снятие ограничений на деятельность политических партий
1.В 1913 верхняя палата конгресса в США стала избираться всеобщим голосованием   2.Либералы в Великобритании добились ограничения деятельности палаты лордов и расширение прав палаты общин. Лорды отмстранялись от принятия финансовых законов.   1.В начале ХХ века были проведены избирательные реформы в 1907 году: России, Австо- Венгрии, Швеции, Португалии (1911), Италии (1912). Избирательные праваполучили только мужчины,имеющие собственность, образование, неграмотные избирательные права не получали. 1.В начале ХХ века деятельность партий становится массовой, централизованной, они имели филиалы на местах. Формируется партийный аппарат, их деятельность оплачивалась. Партии выпускали в массовоы порядке газеты, журналы. Германские социал- демократы имели49 газет, итальянские социалисты 200. Несколько идеологических направлений: Консерватизм, либерализм, социализм.   Социалистические партии выдвигали альтернативу капитализму- социализм. Радикальные социалисты за революционное изменения капитализма, умеренные социалисты за реформы В начале ХХ века большинство социал. партий становятся парламентскими

 

2.Социальные и профсоюзные движения.

В конце 19 века подъем рабочего движения, повсеместно создавались профсоюзы, они добивались экономических и политических прав, с социалистами

В конце XIX — начале XX в. активизировалось феминистское движение. Его участницы выступали против разного рода ограничений в отношении женщин. Так, перед Первой мировой войной всеобщее избирательное право (распространявшееся и на женщин) существовало лишь в Норвегии, Австралии, Новой Зеландии. Во Франции, например, в конце XIX — начале XX в. избирательных прав не имели три группы населения — женщины, военные и жители колоний.

На производстве женщины за равный с мужчинами труд получали в 1,5—2 раза меньшую плату. Женщины не были равноправны с мужчинами и в семейных отношениях. Для них ограничивались возможности получить высшее образование, стать, например, врачом, преподавателем в университете, юристом.

Из записей Анны Мартин, участницы движения за женские права в Англии (1910):

«Я встаю в 4.45 утра, немного убираюсь и кормлю мужа завтраком. Он должен выйти из дома до 6 часов. Затем я поднимаю и умываю детей, даю каждому ломтик хлеба с маслом и остатки чая и оставляю овсяную крупу и сахар для Гарри, чтобы он позже приготовил для остальных (Гарри 10 лет). Затем я убираю постели и отвожу младшего ребёнка к миссис Т. Моя работа начинается в 7 часов. В 8.30 нам приносят кружку чая, и я ем принесённый с собой хлеб с маслом. В обеденный перерыв я раньше ходила домой, но теперь мои ноги так плохи, что я покупаю в лавке чашку кофе за полпенни и съедаю остаток того, что принесла из дома. В 4.30 вечера я выпиваю чашку чая. Около 7 часов вечера я бываю дома. Развожу огонь, кормлю мужа обедом и готовлю постели. Потом я что-нибудь чиню или штопаю и в 11 часов вечера обычно ложусь спать».

 

3.Содержание и особенности осуществления социального реформизма в ведущих странах мира. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо.

США Великобритания Франция Германия
1.Вильсон расширял государственное регулирование Попытки урегулирования экономических и социальных противоречий предпринимались в этот период и в США. Президент Теодор Рузвельт (занимал этот пост в 1901—1909 гг.) провозгласил кампанию против злоупотреблений монополий. Были приняты законы в области охраны природных богатств страны, против бесконтрольного использования земель и водных ресурсов. Специальными постановлениями вводился контроль за качеством пищевых продуктов и медикаментов, чтобы предотвратить злоупотребления компаний-производителей. Преобразования, проводившиеся в названных странах, касались разных социальных проблем. Общим было то, что они стали возможны благодаря многолетней, настойчивой борьбе многих людей. Реформы нередко оказывались половинчатыми, реальные результаты не всегда соответствовали обещаниям. Но всё же они расширяли права трудящихся и демократические права в целом.   1. Либеральная партия побеждала на выборах в начале ХХ века Левое крыло Либеральной партии, к которому он принадлежал, пыталось выступить в роли посредника между предпринимателями и рабочими. В 1906 г. был принят новый закон о компенсации работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве, в 1908 г. установлен 8-часовой рабочий день для шахтёров. Вводились пенсии для отдельных групп рабочих по достижении 70-летия. Сами рабочие называли их «пенсиями для покойников», поскольку дожить до этих лет тяжело работавшим людям было трудно. Позже появился закон о социальном страховании рабочих по болезни, инвалидности и безработице. В 1909 г. Д. Ллойд Джордж в качестве министра финансов предложил новый бюджет (распределение доходов и расходов) страны, который сам назвал «народным». В нём выделялось около 10 млн фунтов на социальные расходы, планировалось увеличение налогов с зажиточных слоёв населения. Однако в этом же бюджете почти в четыре раза больше средств, чем на социальные нужды, отводилось на усиление военно-морского флота. «Сын народа», как представлял себя Ллойд Джордж, служил империи и ставил на первое место её интересы. 1.Жорж Клемансо Либералы у власти проводили половинчатые реформы Консерваторы и либералы выступали в союзе, боялись социал- демократов К 1914 г. Германия стала первой в мире страной, достигшей поголовной грамотности населения. Зарплата, жилищные условия, условия труда постепенно улучша­лись, рабочий день сокращался, были введены страхование по безработице, временной утрате трудоспособности, пенсии по старос­ти, расширялись личные и политические права. Подобные реформы были проведены в начале XX в. в Велико­британии, Италии, Франции.

В Италии в первое десятилетие XX в. проводился курс «прогрессивного либерализма», идеологом которого стал Джованни Джолитти (1842—1928). Он считал, что революционный натиск «народных классов» может быть предотвращён, если принять прогрессивные социальные законы. Либеральные правительства восстановили отменённые ранее политические свободы, право создания профсоюзов, усилили ограничения на использование детского и женского труда в промышленности, ввели обязательное 6-летнее школьное обучение. Совершенствовалось трудовое законодательство. В то же время либералы провели законы, отменявшие право железнодорожников, государственных служащих на забастовку.

К 1913 г. во многих европейских странах были приняты законы о компенсации в случае травматизма на производстве, различные системы страхования, программы социальной помощи неимущим слоям населения. Во всех индустриальных странах увеличиваются расходы на обра­зование, науку, здравоохранение.

4.Национализм. Пангерманизм (самостоятельно).

IV.Подведение итогов

1.Какие страны были республиками, какие монархиями?

2.Чего опасались правящие круги,предоставляя избирательное право?

3.Выделите основной вектор политической борьбы?

4.Какие направления были в социал- демократии?

5.Какие политические силы пришли к власти в начале ХХ века в большинстве стран?

6.Отличительные черты национализма в начале ХХ века?

7.Главные направления демократизации

V.Домашнее задание: прочитать парю 3,вопросы к нему. Подготовить сообщения о рполитике реформизма в США, Великобритании, Германии, Франции? Знать понятия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: