Детей 5-7 лет»
Актуальность проекта
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта:
· формировать умение реально оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;
· воспитывать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;
· показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта, вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.
Принципы реализации проекта:
· систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;
· целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
· принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся знаний;
· принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Ожидаемые результаты:
· повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности;
· становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения;
· создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ;
· координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.
I этап - Подготовительный.
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.
Содержание | Формы работы | Сроки проведения |
Постановка проблемы | Самообразование | Август |
Обогащение предметно-развивающей среды | Оформление уголка ППБ; подборка дидактических игр; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр | |
Подготовка программно- методического обеспечения | Подбор литературы, наглядного материала | |
Изучение опыта работы педагогов ДОУ | Посещение педагогов, использование интернетресурсов |
I I этап - Диагностический.
Цель: выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.
Содержание | Формы работы | Сроки проведения |
Уточнение знаний и представлений детей о ППБ. | Беседы, наблюдения, наблюдения | Сентябрь |
Выявление уровня знаний родителей по данной теме | Анкетирование, индивидуальные и групповые консультации, | |
Составление тематического перспективного планирования | Самообразование |
I I I этап - Практический.
Цель: реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности.
Содержание | Формы работы | Сроки проведения |
«Огонь-друг, огонь-враг» «О пользе огня в жизни человека» «Как люди овладели огнём» Е.Пермяк «Как человек с огнём подружился», «Как Огонь Воду замуж взял» «Огнеопасные предметы» Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарным уголком в ДОУ. «Пожарные на учении» | Занятие Беседа Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Экскурсия Подвижная игра | Сентябрь |
«Электроприборы» Электрические предметы в доме» М. Ф. Янкина «Случай с телевизором» «Горит – не горит» «Юный пожарный». Организация выставки детских рисунков «Я и огонь» Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему. | Занятие Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Эстафета Выставка детских рисунков Развитие речи | Октябрь |
«Спичка - не игрушка, огонь - не забава» «Эта спичка-невеличка» С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом» "Что делать?'' Экскурсия в пожарную часть Загадки по правилам пожарной безопасности. «Правила пожарной безопасности» | Занятие Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Экскурсия Развитие речи Презентация | Ноябрь |
«Знакомство со службой 01» Беседа о труде пожарных Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах безопасного поведения возле ёлки» М. М. Шереметьева «Заячья елка» «Угадай профессию». «Кошкин дом» «Пожарный автомобиль» | Занятие Беседа Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Игра-драматизация Конструирование из бумаги | Декабрь |
«Пожарный герой» «В жизни всегда есть подвигу место» С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое» «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару?» Встречи с пожарным инспектором. «К славному подвигу каждый готов» «Игры Смешариков с огнём» | Занятие Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Встреча Развлечение Ролики по ППБ | Январь |
"Человеку друг огонь, только зря его не тронь!" «Отчего происходят пожары» с рассматриванием иллюстраций Л.Толстой «Пожарные собаки», «Солдат» «Закончи предложение» «Пожарные». «Пожарный расчёт» | Занятие Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Сюжетно-ролевая игра Лепка | Февраль |
«Пожарная безопасность в лесу» Беседа о правилах безопасного поведения на природе с рассматриванием иллюстраций Р. М. Кабанова «Однажды в лесу»; Паустовский К.Г. «Заячьи лапы» «Кому что нужно для работы» «Лесное происшествие" | Занятие Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Cюжетно-ролевая игра | Март |
«Огонь – судья беспечности людей». «Отчего происходят пожары» Н. А. Афанасьева «Как сгорел один дом» Д/и: «Позвони пожарным». «Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго выполняйте» «Пожарная часть» | Занятие Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Развлечение Конструирование из строительного материала | Апрель |
«Что нужно делать, если возник пожар». «Действия при пожаре» Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?» «Твои первые действия при пожаре». «Пожарная часть» «День знаний: правила обращения с огнем». | Занятие Беседа Ознакомление с художественной литературой Дидактическая игра Сюжетно-ролевая игра Викторина | Май |
Работа с родителями
Цель: расширение знаний и умений родителей по теме проекта.
Содержание | Формы работы | Сроки проведения |
"Огонь – опасная игра" | Газета для родителей | Сентябрь |
Основные правила поведения при пожаре | Папка-передвижка | Октябрь |
"Чтобы не было беды". | Консультация | Ноябрь |
«Ребёнок один дома» | Консультация | Декабрь |
«Практические рекомендации по действиям людей при пожаре» | Папка-передвижка | Январь |
«О необходимости обучения детей правильному поведению во время пожара» | Беседа | Февраль |
«Учим детей правильному поведению в лесу» | Консультация | Март |
«Безопасность детей дома от спичек до бытовой химии» | Папка-передвижка | Апрель |
«Что должны знать дошкольники о правилах пожарной безопасности» | Родительское собрание | Апрель |
Конкурс семейных работ на противопожарную тематику. | Конкурс | Май |