Тема: Палубная архитектура. Дельные вещи судна




Занятие 16 судомодельного кружка «Бригантина» (1 группа)

9.11

Тема: Палубная архитектура. Дельные вещи судна

На судне, как известно, есть много предметов, предназначенных в основном для закрытия различных отверстий в корпусе и его переборках. Они обеспечивают прежде всего нормальные условия для обитания людей, а также выполняют целый ряд других функций. Все эти изделия носят название дельных вещей.
Большие вырезы в бортах, имеющие прямоугольную форму со скругленными углами и расположенные выше грузовой ватерлинии, называются лацпортами. Служат они для погрузки и выгрузки колесной техники и самых различных грузов. Через них также производится посадка и высадка пассажиров. У лацпортов — одно- или двухстворчатые водонепроницаемые стальные двери. При выходе в море их задраивают и оставляют в таком положении до возвращения в порт.
Такой же формы как и у лацпортов, бывают вырезы и на палубе — грузовые люки. Во время рейса их тоже задраивают. Своими длинными сторонами эти вырезы расположены вдоль судна. При их однорядном расположении середина вырезов совпадает с ДП судна. При двухрядном расположении — середина люков по обе стороны ДП. Это бывает на крупнотоннажных широких сухогрузах.


Рис. 46. Схема механизированного закрывания грузового люка

По периметру вырез обносят комингсом, высота его от палубы — не меньше 600 мм. Люки же на возвышенных палубах имеют комингс меньшей высоты.
Надежную водонепроницаемость и ускорение самого процесса открывания и закрывания обеспечивают механические люковые закрытия, один из вариантов которых показан на рисунке 46.
Назначение иллюминаторов — окон судна — известно каждому. По месту установки иллюминаторы делятся на бортовые, палубные и рубочные, а по форме — на круглые, диаметром в свету — 200—400 мм, и прямоугольные, размером в свету 600—400 мм и других размеров, в зависимости от архитектуры. Различают иллюминаторы и по конструкции: тяжелые, нормальные, створчатые и глухие. И, наконец, по материалу изготовления — стальные и из легких сплавов.
Для предотвращения случайного затопления какого-либо отсека все иллюминаторы, расположенные у ватерлинии, вместо одной гайки барашковой имеют специальную фасонную гайку, для отвинчивания которой есть специальный ключ. Глухие же иллюминаторы вообще не открываются. В некоторых случаях рубочные прямоугольные иллюминаторы могут быть запасными выходами.


Рис. 47. Водогазонепроницаемая дверь

Есть и световые люки. Устанавливаются они над помещениями для естественного освещения и вентиляции. В крышках таких люков имеются глухие круглые иллюминаторы с прутковым ограждением. Их стекла делаются с проволочной сеткой.
По форме люки бывают круглые, квадратные и прямоугольные.
Различают и судовые двери. Так, по месту установки они могут быть наружные и внутренние; по назначению — водогазонепроницаемыми, водонепроницаемыми и брызгонепроницаемыми; по материалам изготовления — стальные, деревянные, из легких сплавов и пластмассовые.
Одну из дверей — водогазонепроницаемую — вы видите на рисунке 47. Устанавливают ее на водонепроницаемых переборках, стенках надстроек и рубок, шахтах машинного отделения и т. п. Такая дверь состоит из стальных полотен толщиной 3—6 мм, которые подкрепляются ребрами жесткости. Бывают и полотна с выштампованными выступами — гофрами. Задраивание этих дверей производится отдельными барашковыми задрайками. На такой двери, кстати, меньше задраек, чем на водогазонепроницаемой.


Рис. 48. Горловина овальная на шпильках

В так называемых мокрых помещениях — банях, гальюнах (туалетах), прачечных — устанавливают брызгонепроницаемые двери. Толщина стального полотна на них 2—4 мм, для жесткости выштамповывают гофры. Такими же бывают двери в рубках на верхних палубах.
Встречаются на судах плоские двери, состоящие из стального полотна без каких-либо уплотнений. Деревянные или из легких сплавов двери бывают в помещениях для экипажа и пассажиров.
Горловины (рис. 48) — конструкции, служащие для доступа в междудонное пространство, а также в цистерны и другие закрытые отсеки. Они имеют овальную форму с размерами от 450X420 до 600x450 мм. Приварыш горловины приваривается (отсюда его и название) к палубе, переборке, стенке цистерны, а в нем сверлят гнезда и нарезают резьбу под шпильки. На них-то и надевают крышку горловины.


Рис. 49. Типы судовых трапов

Трапы (рис. 49) по месту установки делят на наружные и внутренние. Первые бывают обыкновенные и забортные, а вторые — нормальные, вестибюльные и машинно-котельного отделения.
Обычно все трапы располагают вдоль судна, поскольку именно в таком положении ими удобно пользоваться, особенно во время качки. Во избежание пожаров все трапы делаются из негорючих материалов: наружные, как правило, стальные, а внутренние — и стальные, и из легких сплавов.
Бывают наклонные, вертикальные и скоб-трапы. Первые устанавливаются под углом 55°, что обеспечивает и удобство, и безопасность пользования ими. Ширина трапов колеблется от 0.6 до 3 м. У широких трапов есть посередине дополнительные поручни.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: