Пермский государственный технический университет
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе ПГТУ
_________________ Н.Н. Матушкин
«___» ___________ 2008 г.
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
основной образовательной программы подготовки дипломированных специалистов по специальности высшего профессионального образования
160801 «Ракетостроение»
Факультет: Аэрокосмический
Кафедра: Ракетно-космическая техника и энергетические установки
Курс: 3
Семестр: 6
Трудоемкость: 3 недели
Вид контроля: зачет с оценкой
СОГЛАСОВАНО
Начальник УМУ А.Н. Данилов
Пермь – 2008
УДК 629.7
Программа производственнойпрактики предназначена для студентов и руководителей практики специальности 160801 «Ракетостроение» / Сост. В.В.Павлоградский, ПГТУ – Пермь, 2008.
Утверждена на заседании кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические установки», протокол №_____от «____»__________20____г.
Заведующий кафедрой РКТиЭУ__________ М.И. Соколовский
© Пермский государственный
технический университет (ПГТУ), 2008
Введение
Программа практики составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, развернутым учебным планом подготовки инженеров по специальности 160801 «Ракетостроение», Положения о производственной практике студентов технического университета и предназначена для студентов и руководителей практик от университета и предприятий.
Практика проводятся в сторонних организациях (учреждениях, предприятиях, фирмах) по профилю специальности, или на выпускающей кафедре и в научных лабораториях вуза. Содержание практики определяется кафедрой с учетом интересов и возможностей подразделений (цех, отдел, лаборатория, научная группа и т.п.), в которых она проводится.
Производственная практика призвана подготовить студентов технического университета к будущей самостоятельной деятельности в качестве разработчика изделий машиностроения, технолога, организатора и руководителя производства.
Практика проводится после 3-го курса, когда студенты уже, в основном, получили подготовку по циклу конструкторских дисциплин и системам твердотельного конструирования.
В течение практики студенты закрепляют полученные знания.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики. По итогам практики выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
Цель и задачи практики
Производственная практика имеет целью:
– закрепление теоретических и расширение практических знаний, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин;
– изучение действующих стандартов, технических условий, положений и инструкций по разработке конструкторской документации;
– изучение программных средств систем автоматизированного проектирования;
– знакомство с системой электронного документооборота, действующей на предприятии;
– приобретение студентами навыков работы конструктором и организатором производства данного предприятия (организации).
В задачи практики входят:
– ознакомление с деятельностью предприятия;
– изучение конструкций объектов производства, относящихся к специальности;
– изучение методов обеспечения качества на производстве;
– изучение вопросов экономики, охраны труда, охраны окружающей среды;
– изучение методов, приемов и средств проектирования конструкторской документации, включая компьютерные методы;
– самостоятельное выполнение работ по выпуску конструкторской документации.
Организация практики
2.1. Для решения поставленных задач предприятие (или ведущее структурное подразделение предприятия) выделяет из числа высококвалифицированных специалистов руководителей, которые совместно с руководителем практики от университета согласовывают рабочие места для прохождения практики (КБ, отделы, лаборатории, службы и др.) и конкретизируют её содержание (выдают студентам индивидуальные задания).
2.2. В период прохождения практики (3 недели) рекомендуется работа студентов в качестве дублёров конструкторов
2.3. Во время прохождения практики студенты подчиняются правилам внутреннего распорядка предприятия.
2.4. На студентов, нарушающих правила внутреннего распорядка, предприятием налагается взыскание с доведением об этом руководству университета.
2.5. За грубое нарушение трудовой дисциплины студенты отстраняются от дальнейшего прохождения практики и персонально обсуждаются в вузе вплоть до исключения из университета.
Содержание практики
Практика студентов выполняется по следующим основным направлениям:
– практическая работа на рабочих местах (конструкторском бюро, испытательной станции, лаборатории, технологическом бюро, и др.);
– изучение действующих нормативных материалов (ГОСТов, ОСТов, СТП, нормалей и др.)
– ознакомление тематики предприятия и его перспективы;
– задачи и методы конструирования и отработки изделий;
– ознакомление с основными видами конструкторской документации производителя (КД) на основе изучения конкретного типа изделия отдельно каждым студентом, конструктивного оформления изделия в зависимости от его назначения, студент должен ознакомиться со следующими видами КД:
- чертеж изделия;
- технические условия;
- правила по обращению с изделием;
- программа и методы исследований;
- различные инструкции (по термостатированию и т.п.).
Отчёт по практике
В течение всего периода практики каждый студент ведёт в специальной тетради дневник практики, в который ежедневно вносит информацию о проделанной работе. В дневник вносятся: выданные задания, конспекты прослушанных лекций, описание экскурсий, материалы для курсового проекта. Обязательным дополнением к журналу являются отчёт студента и отзыв руководителя (форма технического отчета студента приведена в Приложении №1).
Дневник практики в сочетании с отчетом и отзывом руководителя являются основными документами для контроля выполнения задания и требований программы.
Зачёт по практике принимает комиссия в составе руководителей практики от предприятия и университета. Студенты, не выполнившие задания по практике в полном объёме без уважительных причин, получившие отрицательный отзыв, к зачёту не допускаются. Студенты, получившие неудовлетворительную оценку, согласно положению о Высшей школе, расцениваются как не выполнившие учебный процесс.
Основные критерии оценки практики следующие:
– деловая активность студента в процессе практики;
– производственная дисциплина студента;
– качество выполнения индивидуального задания;
– устные ответы при сдаче зачета;
– качество выполнения отчета по практике;
– оценка прохождения практики руководителями практики от кафедры;
– отзыв руководителя практики от предприятия.
Методические указания для руководителей практик
Руководитель практики от университета:
– обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выездом студентов на практику (инструктаж о порядке прохождения практики, по технике безопасности и т.д.);
– обеспечивает высокое качество прохождения практики студентами и строгое соответствие её учебным планам и программам;
– осуществляет контроль за обеспечением предприятием, учреждением, организацией нормальных условий труда и быта студентам, контролирует проведение со студентами обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности;
– контролирует выполнение практикантами правил внутреннего распорядка;
– рассматривает отчеты студентов о практике, дает отзывы об их работах и представляет заведующему кафедрой письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов;
– принимает участие в работе комиссии по приему зачетов по практике и в подготовке научных студенческих конференций по итогам производственной практики;
– всю работу проводит в тесном контакте с соответствующим руководителем практики от предприятия, учреждения и организации.
Руководитель практики от предприятия:
– организует прохождение производственной практики закрепленных за ним студентов в тесном контакте с вузовским руководителем;
– знакомит студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте, с управлением технологическим процессом, оборудованием, техническими средствами и их эксплуатацией, экономикой производства, охраной труда и т.д.;
– осуществляет постоянный контроль за производственной работой практикантов, помогает им правильно выполнять все задания на данном рабочем месте, знакомит с передовыми методами работы и консультирует по производственным вопросам;
– обучает студентов-практикантов безопасным методам работы,
– контролирует ведение дневников, подготовку отчетов студентов практикантов и составляет на них производственные характеристики (отзыв), содержащие данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданий, об отношении студентов к работе, участии в общественной жизни;
– приобщает студентов-практикантов к рационализаторской и изобретательской работе по заданию соответствующих кафедр.
Составитель Павлоградский В.В.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Образец оформления титульного листа отчета по производственной практике
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Пермский государственный технический университет»
Аэрокосмический факультет Кафедра РКТиЭУ
Специальность ________
ОТЧЕТ
о прохождении производственной практики студента
__________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики __________________________________
Руководитель практики________________________________________
Дата_________________________________________________________
Оценка_______________________________________________________
Подпись______________________________________________________
Пермь 20___ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Образец оформления отзыва руководителя от предприятия по производственной практике
Бланк предприятия с полным названием и основными реквизитами |
ОТЗЫВ
руководителя практики на студента ПГТУ группы РКТ
Фамилия Имя Отчество
Область содержания отзыва |
Руководитель практики,
должность (подпись, дата) Фамилия И.О.
М.П.
В отзыве должны быть отражены:
– полнота и качество выполнения программы практики;
– отношение студента к выполнению заданий, полученных в период практики;
– оценка результатов практики студента;
– проявленные студентом профессиональные и личные качества;
– выводы о профессиональной пригодности студента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3