Этапы самообразования
- Интерес (Чего хочу?)
- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
- План (Как достигну?)
- отбор действий (Что надо сделать?)
- установка их последовательности (В какой последовательности?)
- определение сроков (Когда?)
- Работа
- обучение и воспитание (Что делаю?)
- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
- сбор информации для анализа (Как получается?)
- Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
- подбор методик анализа
- проведение анализа
- выводы
- Будущее (Что дальше делать?)
- задачи на будущее
Деятельность воспитателя в области самообразования может включать в себя:
– систематический просмотр определенных телепередач;
– чтение конкретных педагогических периодических изданий;
– чтение методической, педагогической и предметной литературы;
– обзор в Интернете информации по исследуемой теме, педагогике, психологии, педагогических
технологий;
– посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
– участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
– изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
– изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
– прохождение курсов повышения квалификации;
– проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
– организация кружковой и свободной деятельности по теме;
– посещение предметных выставок и тематические экскурсии по теме;
– общение с коллегами в ДОУ, районе, городе и в Интернете и т.д.
Индивидуальный план самообразования
На ______________________ учебный год
ФИО________________________________________________________________________
Должность ______________________________________________
Тема: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Этап работы над темой _______________
Начало работы по теме ______________ предполагаемый срок окончания ___________
Основные вопросы для изучения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список изучаемой литературы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Изучение передового педагогического опыта ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Деятельность педагога в области самообразования ___________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практический выход ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Мероприятия Срок проведения
_____________________________________________________
_____________________________________________________/________________________
Вывод по окончанию работы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возможные проблемы и пути решения по организации самообразовательной работы
Возможная проблема | Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования | · Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. · Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно-правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные. |
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе | Подбор литературы: · Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. · Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения конкретной выбранной литературы: · Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме. · Включите современные взгляды на проблему · Используйте опыт работы педагогов других ДОУ. |
3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал | · По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. · Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. · Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. · Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. |
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. | · Составьте план или схему полученных при изучении материалов. · Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий. |
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации. | · Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми. |
Самообразование, как эффективная форма повышения профессионализма педагогов
Самообразование – целенаправленная работа
педагога по расширению и углублению
своих знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых
профессиональных навыков и умений.
(Педагогический словарь)
Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.
В.А.Сухомлинский
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности.
Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем МДОУ реализуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов:
· курсы повышения квалификации,
· участие в методических объединениях,
· учеба в институте,
· конкурсы профессионального мастерства
Однако, наиболее эффективной формой является система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Основные критерии самообразования педагогов:
1. Выбор темы с учётом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя.
2. Интеграция направлений деятельности педагогов с общеобразовательной программой «Детство», «Программой развития МДОУ на период 2006-2011» и годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса.
3. Поддержка успешности профессионального самообразования методической службой МДОУ:
· Помощь педагогам в выявлении проблемы, определении и формулировке темы их самообразования по результатам анкетирования «Достижения и трудности в моей педагогической практике» и «Способность педагога к саморазвитию»;
· Предоставление права выбора куратора (заведующий, старший воспитатель, опытный педагог), с которым разрабатывается план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя для обеспечения эффективности своей деятельности.
· Использование картотеки «В помощь занимающемуся самообразованием» в методическом кабинете, для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых.
4. Возможность презентовать свои наработки на институциональном и муниципальном уровнях: открытые занятия, творческие разработки, доклады, рефераты, статьи, игры-путешествия, конкурсы и викторины, консультации, семинары-практимумы, театральная деятельность, родительские собрания, оформление методических материалов, разработка собственных средств наглядности, создание собственной базы лучших конспектов занятий, сценариев, интересных приёмов и находок, организация работы кружка, оформление уголка в группе, написание отчёта, ведение собственной картотеки по исследуемой проблеме.
· презентация результатов в различной форме (выставки, фотоколлажи, слайды).
5. Составление общего плана работы педагогов по самообразованию
на основании индивидуальных планов, в котором фиксируются
проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это
помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому
саду.
Работа в данном направлении даёт возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.