Каратэ – японское боевое искусство, визитной карточкой которого являются сокрушительные удары руками и ногами, наносимые в уязвимые точки человеческого тела.
Каратэ зародилось на острове Окинава, самом большом из островов архипелага Рюкю, где вплоть до последней трети XIX в. существовало королевство Рюкю, находившееся в двойной вассальной зависимости от Японии и Китая.
Название «каратэ» в дословном переводе с японского означает «пустая рука». Однако, с учетом того значения, которое слово «тэ» имело в окинавском диалекте, более правильным является перевод «искусство боя без оружия» или «рукопашный бой».
Ранний период развития этого боевого искусства неразрывно связан с исторической судьбой Окинавы. Ее население образовалось в результате смешения нескольких миграционных потоков с севера и юга. В исторический период уже с глубокой древности этот остров находился под перекрестным культурным влиянием более развитых культур Китая и Японии, что наложило неизгладимый отпечаток на культуру архипелага Рюкю, сохранившую, тем не менее, свой особый колорит.
Суровые, несмотря на теплый муссонный климат, условия жизни на Окинаве – частые ураганы, преобладание гор и малая площадь пригодной для пахоты земли – предопределили ее сильное отставание в культурном развитии, в сравнении с соседними Японией и тем более Китаем. Так, появление письменности на Окинаве датируется XIII в., распространение железных сельскохозяйственных орудий – XIV в., объединение страны в ее географических пределах – началом XV в., а оформление централизованного государства – XV-XVI вв.
Не удивительно, что многие аспекты цивилизации при таких внутренних условиях были привнесены извне – из Китая и Японии. Одним из таких элементов привнесенной из Китая культуры было и каратэ. И совсем не случайно это слово первоначально записывалось иероглифами, которые дословно означают «китайская рука» или, что правильнее, «китайский рукопашный бой».
|
Вопрос об истоках каратэ до сих пор остается дискуссионным, но основную роль в его формировании, бесспорно, сыграли различные стили ушу китайской провинции Фуцзянь – Кулак белого журавля, Кулак архатов и др. Проникнув на Окинаву в XVIII – XIX вв., эти стили испытали на себе влияние местного рукопашного боя, известного под названием «тэ», а также японских боевых искусств, прежде всего фехтования мечом, и трансформировались в самобытные окинавские школы, которые и явились фундаментом современного каратэ.
О времени проникновения стилей ушу или их фрагментов на Окинаву историки спорят. В качестве возможных точек отсчета указывают на 1392 г. – время образования в деревне Кумэ, неподалеку от крупнейшего на Окинаве порта Наха (ныне столица префектуры Окинава), колонии китайских иммигрантов – так называемых «36 семей из провинции Фуцзянь». На XIV – XV вв. – время развития дипломатических и торговых отношений с Китаем. Наконец, на середину XVIII в., когда на Окинаву прибыл некий мастер ушу «Кусянку», о чем упоминает один из письменных источников.
В качестве важных факторов, способствовавших развитию приемов боя руками и ногами на острове, ссылаются на двукратный запрет хранения и ношения оружия.
В первый раз радикальное разоружение было проведено в годы правления короля Сё Син (1477-1526), который хотел предотвратить вооруженные выступления своих политических соперников – незадолго подчиненных его власти местных феодалов.
|
Второй запрет датируется началом XVII в. В 1609 г. японский князь Симадзу Иэхиса высадился на Окинаве с 3-тысячным войском. Небольшая королевская дружина была разбита. Короля обязали ежегодно платить японцам тяжелейшую дань. Чтобы пресечь возможные выступления порабощенных островитян, Симадзу запретил владение оружием. Правда, этот запрет не распространялся на всех дворян, а у крестьян оружия все равно не было. Надо отметить, что, вопреки распространенному мнению, никаких нападений на очень немногочисленных японцев, находившихся на острове, со стороны мастеров каратэ в источниках не зафиксировано. Скорее, каратэ являлось одним из аспектов культуры и образа жизни дворянства, стремившегося подражать китайской интеллигенции, для которой практика ушу была нормой, нежели «невидимым оружием» обездоленных крестьян.
Согласно устной традиции, мастера каратэ на Окинаве были уже в начале XVIII в., однако относительно точные и проверяемые сведения относятся только к XIX в., когда на острове сформировалось несколько направлений каратэ, которые различались, прежде всего, методиками подготовки и нормативными стандартными комплексами ката, воплощающими в себе технику и тактические установки школы.
Традиционно, эти стили называют по местам их практикования: Сюритэ – «Рукопашный бой города Сюри», Томаритэ – «Рукопашный бой города Томари» и Нахатэ – «Рукопашный бой города Наха».
|
При этом, однако, нужно иметь в виду, что эти названия появились лишь в начале ХХ в. как обозначения тогдашних местных стилей каратэ. Так, название «Сюритэ» первоначально использовалось лишь для обозначения стиля мастера Итосу Анко (1830—1915), который в действительности синтезировал знания, полученные от сэнсэев Нагахамы из Нахи, Гусукумы из Томари и Мацумуры из Сюри.
Название же «Нахатэ» применялось лишь для обозначения стиля мастера Хигаонна Канрё (1853-1915), который полтора десятилетия изучал ушу в Китае в провинции Фуцзянь.
Соответственно, возникают сомнения в том, насколько правомерно использовать эти названия для обозначения более ранних авторских стилей мастеров из соответствующих населенных пунктов, поскольку эти стили серьезно отличались от «Сюритэ» Итосу Анко и «Нахатэ» Хигаонны Канрё.
Тем не менее, практически во всех публикациях японские авторы используют названия «Сюритэ» и «Нахатэ» и применительно к более ранним мастерам и их авторским стилям.
Сюритэ
В Сюри, столице королевства Рюкю, жило немало отличных мастеров боевых искусств из числа местных дворян, служивших в королевском дворце, в том числе в королевской охране. В их среде и зародилось течение Сюритэ. Главную роль в его оформлении сыграли Сакугава Канга и его ученик Мацумура Сокон.
Сакугава обучался в Китае и не только овладел всеми секретами китайского кулачного искусства, но и приобрел славу выдающегося мастера искусства боя палкой – бодзюцу.
Мацумуру устная традиция называет учеником Сакугавы. Он был выдающимся мастером боевых искусств, учился и на Окинаве, и в Китае, и в Японии, и не только освоил китайско-окинавское кулачное искусство, но и получил мастерский сертификат в японской школе искусства меча Дзигэн-рю, благодаря чему позднее привнес принципы японского фехтования на мечах (в частности, принцип «иккэн хиссацу» – «одним ударом наповал») в каратэ. Мацумура оказал большое влияние на боевое искусство района Сюри, имел массу учеников, и его боевое мастерство оценивается чрезвычайно высоко.
Учеником Мацумуры был и Итосу Анко (1831-1915), которого называют «отцом современного каратэ. Итосу приложил большие усилия для популяризации каратэдо и, когда в 1905 году каратэ было введено в качестве обязательного предмета в программу Педагогического училища и Средней школы № 1 на Окинаве, лично стал преподавателем по этому предмету. В этот период он переработал старинные ката Кусанку и Пассай и другие и разработал серию ката Пинъан (или Хэйан). Удалив из них опасные боевые технические приемы и превратив их в гимнастические комплексы, Итосу предназначал ката Пинъан для начинающих, в первую очередь – для школьников.
У Итосу было чрезвычайно много учеников, в их числе были и основатель школы Кобаяси-рю («Школа Редкого Леса») Тибана Тёсин (1885-1969), основатель Сито-рю Мабуни Кэнва (1889-1952), основатель Сётокан («Школа мастера Сёто») Фунакоси Гитин (первоначально учился каратэ стиля Сюритэ у мастера Адзато Анко; «Сёто» – литературный псевдоним Фунакоси) и другие. Позднее сэнсэй Мабуни переехал в Осаку и приложил большие усилия для распространения каратэ на западе острова Хонсю. Сэнсэй Фунакоси переехал в Токио и распространил каратэ на востоке Хонсю.
Нахатэ
Среди дворян и купцов из Нахи, торгового порта, находившегося неподалеку от столицы королевства Рюкю Сюри, также исстари было немало мастеров боевых искусств.
Однако «отцом современного Нахатэ» считается мастер Хигаонна Канрё (1853-1915). Первым его учителем был Арагаки Сэйсё. Сохранились записи о том, что Арагаки в 1867 г. продемонстрировал во дворце Сюри ката Сэйсан и Супаринпэй по случаю прибытия на Окинаву китайского посольства для официальной интронизации рюкюсского монарха. Хигаонна прошел суровую школу под руководством Арагаки и стал первым силачом во всей Нахе, а затем отправился в китайский порт Фучжоу, потому что уже давно хотел изучать кэмпо непосредственно на родине этого боевого искусства. Там он стал учеником некоего «Ру Руко» и изучил один из вариантов Кулака белого журавля. Вернувшись на Окинаву, Хигаонна более десяти лет никому не показывал то искусство, которому научился в Китае. Тем не менее, постепенно слух о его мастерстве распространился, появилось много желающих учиться каратэ именно у него, и Хигаонна открыл собственную школу.
В числе учеников Хигаонны были Кёда Дзюхацу (1887-1968) и Мияги Тёдзюн (1888-1953), а также Мабуни Кэнва, который обучался также у Итосу Анко.
После кончины Хигаонны группа учеников сэнсэя Кёда стала действовать под названием «Тоон-рю» - «Школа мастера Хигаонны», причем Кёда старался сохранить учение мастера Хигаонна в неприкосновенности.
А сэнсэй Мияги привнес в школу Хигаонны плоды своих исследований каратэ, увеличил число изучаемых ката (в частности, он разработал ката Гэкисай дай ити и Гэкисай дай ни) и назвал свою школу «Годзю-рю» - «Школа Твердости и Мягкости».
Сэнсэй Мабуни, взяв начальные иероглифы из фамилий двух своих учителей, назвал свою школу «Сито-рю» - «Школа Итосу и Хигаонны».
Томаритэ
Порт Томари расцвел как королевский порт, через который рюкюсский двор торговал с Китаем. В этом месте по приезде на остров на специальном постоялом дворе останавливалось множество иностранцев, в первую очередь – китайцев. У воинов, которые попадались среди них, и обучались боевым искусствам каратисты из Томари. В результате здесь сложилась самостоятельная техническая традиция каратэ, отличающаяся от традиций Сюритэ и Нахатэ.
«Отцом современного Томаритэ» считается Мацумора Косаку (1829-1898). Он учился у двух местных мастеров – Тэруя Кисин и Уку Карю. Мацумора посвятил каратэ всю свою жизнь и поднял направление Томаритэ до уровня боевых искусств Сюри и Наха. Его боевое искусство через Иха Котацу было унаследовано Накасонэ Сэйю.
Мастер Нагаминэ Сёсин, который изучал и Сюритэ, и Томаритэ, широко распространил свой стиль под названием «Мацубаяси-рю» - «Школа Соснового Леса» (иероглиф «Мацу» - «Сосна» - является первым в фамилиях Мацумура и Мацумора, то есть здесь зашифрована отсылка к историческим корням школы).
«Китайские школы»
Особо выделяют группу школ, сохраняющих наиболее тесные технические и методические связи с китайскими школами ушу: Кодзё-рю, Рюэй-рю и Уэти-рю. Самой типичной из них является Уэти-рю.
Школа Уэти-рю была основана Уэти Камбуном (1877-1948). Уэти, уклоняясь от призыва на военную службу в японскую армию (многие окинавцы считали, что Япония незаконно аннексировала острова Рюкю, и не желали воевать за Японскую империю), бежал в Китай и там изучал стиль кулачного искусства под названием «Пангайнун» под руководством мастера Чжоу Цзыхэ. Вернувшись на родину, Уэти основал «Центр изучения каратэдзюцу школы Пангайнун-рю» и начал преподавать свою школу каратэ. Позднее она получила название «Уэти-рю» - «Школа мастера Уэти». После окончания Второй мировой войны она начала распространяться по миру, имея главным центром остров Окинава. Школу Камбуна наследовали его потомки – сын Канъэй и внук Кансэй.