Стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМНЧ) А.Н. Корнева
Структура методики
1. Исследование чтения вслух.
2. Исследование чтения про себя.
Содержание методики
Стандартизированная методика исследования навыка чтения включает в себя:
СМНЧ необходима для дифференциальной диагностики избирательных, специфических нарушений усвоения чтения (то есть дислексии) и неспецифических затруднений разной этиологии (при недоразвитии устной речи, при умственной отсталости, при неправильной методике обучения и т. п.). Ее целесообразно использовать при исследовании детей со 2-го по 6-й класс.
При исследовании желательно, чтобы ребенок не видел, что фиксируется скорость чтения. После того как он прочитал заголовок, включается секундомер. Регистрируется число правильно прочитанных слов за первую минуту. Если ребенок самостоятельно исправил ошибку, слово считается прочитанным правильно. Всем детям предлагается прочесть тексты I и II. После прочтения каждого текста проверяется понимание прочитанного.
Цель методики: определение уровня сформированности навыка чтения.
Разрешающие возможности: оценка скорости и способа чтения (технический компонент), оценка понимания чтения (смысловой компонент).
Описание: Состоит из текстов различного уровня сложности.
Параметры оценки: Скорость чтения. Способ чтения. Понимание прочитанного.
Исследование чтения вслух
1. Оценка скорости чтения (число верно прочитанных слов/букв за 1 минуту), используются текст 1, текст 2. Слова, прочитанные неправильно, вычитаются. Для детей с трудностями освоения навыка, нарушением чтения целесообразно проверять число верно прочитанных слов/букв и за 2 минуту. Дети с дислексией, как правило, за 2 минуту прочитывают меньшее количество слов/букв.
2. Оценка способа чтения (6 способов чтения: 1-преимущественно побуквенное, 2-переход к слоговому, 3-премущественно слоговое, 4-переход к чтению целыми словами, 5-чтение целыми словами, 6-чтение группами слов). Для уточнения актуального способа чтения дополнительно используется тест оперативных единиц чтения (ТОПЕЧ)
3. Оценка понимания (текст 1, текст 2). Понимание прочитанного проверяется путем ответа на стандартный набор вопросов (типы А-Г: А - ответы на 10 вопросов из 10, Б - ответы на 7-9 вопросов из 10, В – ответы на 4-6 вопросов из 10, Г – ответы на 3 и менее вопросов.
Определение коэффициента техники чтения (КТЧ) КТЧ 1 и КТЧ 2 по таблице вычисления КТЧ.
Исследование чтения про себя.
1. Оценка скорости чтения (число верно прочитанных слов/букв за 1 минуту (используются текст 3, текст 4).
2.Оценка способа чтения (способы чтения 1-4: 1-шепотное чтение, 2-артикулированное (чтение с беззвучной артикуляцией), 3-молчаливое, 4-автоматизированное чтение про себя (наивысшая ступень, превышающая скорость громкого чтения в несколько раз). Дети с дислексией, как правило, читают шепотом или артикулируют, что может являться дополнительным диагностическим признаком дислексии.
Форма проведения исследования: индивидуальное.
Продолжительность обследования:
Общая продолжительность – 15-20 минут. Время заполнения протокола включено в общее время, т.к. протокол заполняется параллельно с проведением диагностики.
Оборудование:
- Диктофон (используется для записи и последующей оценки допущенных ошибок чтения, для сравнения по результатам коррекционной работы).
- Секундомер (используется для фиксации времени при прочтении текстов СМИНЧ).
- Протокол СМИНЧ.
- Тексты для детей (тексты №№ 1, 2, 3, 4).
- Таблица вычисления коэффициента техники чтения.
Требование:
- Обследование чтения проводится в тихом изолированном помещении. Необходимо создать непринужденную атмосферу, нейтрализовать у ребенка ожидание оценивания его школьной успешности.
Рекомендуется: Начинать с исследования чтения отличников (1-2 учащихся из 2, 3, 4 классов) с целью получения эталонного варианта в параллели.
Как я ловил раков. | Слова | Буквы |
В нашей деревне текут два ручейка. В них живет много раков. Мальчики ловят их | ||
руками под камнями, в дырах между корнями или под берегом. Потом они варят | ||
Их и лакомятся ими. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень | ||
понравился, был очень вкусный. | ||
Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, а трудно сделать. У раков | ||
есть своё оружие – клешни, которыми они щиплются как следует. Кроме того, | ||
Я боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно прикоснуться к | ||
лягушке или даже к змее! Мой друг посоветовал мне, как можно ловить раков | ||
совсем по-другому… | ||
Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. Рак крепко схватит мясо, и | ||
затем его легко вытащить из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень | ||
понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. В пруду я нашел глубокое | ||
место и сунул палку в воду. | ||
Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел нигде. Вдруг я заметил усы, | ||
потом глаза и клешни и, наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил | ||
мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень осторожно потянул свою | ||
удочку из воды, и вот рак лежит на траве. | ||
Но некоторые раки были более осторожными. Когда палка-удочка дрожала, рак | ||
сразу ее отпускал и задом плыл в нору. | ||
Но все-таки я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они были | ||
красными! И очень вкусными! |
Количество слов / букв за 1 минуту____________________________
Количество неисправленных ошибок (ошибки на ударение не засчитываются)___________
Оценка продуктивности и ошибок чтения по первому отрывку (в таблице отмечаются ошибочно прочитанные слова, и записывается вариант прочтения).
Односложные слова (24) | Двухсложные слова (43) | Трехсложные слова (16) | Четырехсложные слова (6) |
Два | Нашей | Деревне | Лакомятся |
Них | Живет | Ручейка | Понравился |
Их | Много | Мальчики | Захотелось |
Под | Раков | Руками | Которыми |
Под | Ловят | Камнями | Прикоснуться |
Их | Дырах | Корнями | посоветовал |
И | Между | Берегом | по-другому |
Я | Или | Одного | |
От | Потом | Получил | |
И | Они | Моего | |
Он | Варят | Оружие | |
Мне | Ими | Щиплются | |
Был | Рака | Следует | |
Мне | Друга | Боялся | |
Но | Очень | Корнями | |
А | Очень | Лягушке | |
У | Вкусный | ||
Как | Тоже | ||
Я | Ловить | ||
Ведь | Раков | ||
Мой | Легко | ||
Друг | Сказать | ||
Мне | Сделать | ||
Как | Трудно | ||
Раков | |||
Есть | |||
Свое | |||
Клешни | |||
Они | |||
Кроме | |||
Того | |||
Сунуть | |||
Руку | |||
Дыру | |||
Между | |||
Можно | |||
Или | |||
Змее | |||
Можно | |||
Ловить | |||
Раков | |||
Совсем | |||
Текут | |||
Кол-во ошибок: | Кол-во ошибок: | Кол-во ошибок: | Кол-во ошибок: |
Таблица оценки способа чтения. Обвести цифру.
Способ | Характеристика |
Преимущественно побуквенное. Более половины прочитанных слов явно или скрыто читаются побуквенно. | |
Переход от побуквенного к слоговому. Больше половины слов читаются по слогам (без двойного чтения). Короткие, частотные слова могут прочитываться целиком. | |
Преимущественно слоговое чтение. Слогослияние автоматизировано (СГ, ГС). Короткие, частотные слова читает целиком. | |
Переход от слогового к чтению целыми словами. Больше половины двух-трехсложных слов читает слитно. Более длинные, со стечением согласных или малознакомые слова – по слогам. | |
Чтение целыми словами. | |
Чтение группами слов, беглое. |
Вопросы для оценки понимания прочитанного (вторая половина текста) и нормативные ответы на них.
1. Сколько ручейков текут в деревне?
Два.____________________________________
2. Кто в них живет?
Раки.______________________________________________________
3. В каких местах ловят раков?
Под камнями, в дырах между корнями, под берегом. ______________
4. Что мальчики с ними делают?
Варят, лакомятся ими. _______________________________________
5. От кого мальчик получил рака?
От друга.___________________________________________________
6. Чего захотелось мальчику?
Ловить раков.______________________________________________
7. Что есть у раков?
Клешни____________________________________________________
8. Что боялся сделать мальчик?
Сунуть руку в дыру между корнями. ____________________________
9. Почему?
Можно прикоснуться к лягушке или к змее. _____________________
10. Что посоветовал ему друг?
Ловить раков по-другому. ______________________
Таблица оценки понимания прочитанного. Обвести букву
Уровень | Характеристика |
А | Правильно ответил на 10 вопросов |
Б | Правильно ответил на 9-7 вопросов |
В | Правильно ответил на 6-4 вопросов |
Г | Правильно ответил на 3 и меньше вопросов |
СМИНЧ. Текст №2. Чтение вслух
Неблагодарная ель. | Слова | Буквы |
В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель. Маленькую елочку | ||
поражала красота белых цветков, которые распускались весной на терновнике. | ||
Стали они с терновником друзьями еще с осени. Тогда ели понравились его синие | ||
плоды. Когда ель стала взрослой, птицы ей сказали, что другой такой красавицы | ||
в лесу нет. | ||
Тогда охватили ель гордость и самолюбие. Однажды она сказала: «Слушай, | ||
терновник, убери свои кривые ветки от меня! Ведь ты не позволяешь, чтобы | ||
прохожие восхищались моей красотой и моим прекрасным ростом». «И это ты | ||
мне за всю защиту от ветра и плохой погоды?» - жалобно спросил терновник. | ||
Ель молчала и только мрачно качала ветвями. Терновник рассердился и | ||
отодвинулся к солнцу. Через несколько дней к солнцу обратились все ветви | ||
терновника, но ни одна не прикоснулась к ели. И ель росла, росла… | ||
Во время первых зимних метелей в лес пришли лесорубы. Они искали | ||
новогодние елки. От страха начала ель просить терновник, чтобы он ее спрятал. | ||
Но было уже поздно просить. Все ветки терновника летом повернулись к солнцу и | ||
зимой уже не могли приблизиться к ели. Она заплакала: «Ведь меня топором | ||
убьют». «И это из-за того, что ты была гордой, самолюбивой и неблагодарной», - | ||
ответил терновник. «Да, неблагодарная гордость не принесет пользу», - | ||
заплакала ель. | ||
Едва она сказала это, как перед ней уже стояли люди и восхищались ее красотой. | ||
Ее срубили. Ель упала в объятия терновника и навсегда распрощалась с лесом. |
Количество слов / букв за 1 минуту _____________________________
Количество неисправленных ошибок (ошибки на ударение не засчитываются)___________
Оценка продуктивности и ошибок чтения по первому отрывку (в таблице отмечаются ошибочно прочитанные слова, и записывается вариант прочтения).
Односложные слова (30) | Двухсложные слова (47) | Трехсложные слова (23) | Четырехсложные слова (16) | Пятисложные слова (3) |
Ель | Части | Высокой | Отдаленной | самолюбие |
На | Леса | Елочку | Маленькую | отодвинулся |
Ель | Рядом | красота | Поражала | терновника |
Ей | Рощей | Друзьями | Которые | |
Что | Росла | Осени | Распускались | |
Нет | Белых | Синие | Терновнике | |
Ель | Цветков | Сказали | Терновником | |
И | Весной | Однажды | Понравились | |
От | Стали | Сказала | Красавицы | |
Ведь | Они | Терновник | Охватили | |
Ты | Еще | Убери | Позволяешь | |
Не | Тогда | Кривые | Прохожие | |
И | Ели | Красотой | восхищались | |
И | Его | прекрасным | рассердился | |
Ты | Плоды | Защиту | обратились | |
Мне | Когда | Погоды | прикоснулась | |
За | Стала | Жалобно | ||
Всю | Взрослой | Терновник | ||
От | Птицы | Молчала | ||
И | Другой | Качала | ||
Ель | Такой | Ветвями | ||
И | Лесу | Терновник | ||
И | Тогда | Несколько | ||
Дней | Гордость | |||
Все | Она | |||
Но | Слушай | |||
Ни | Свои | |||
Не | Ветви | |||
И | Меня | |||
Ель | Чтобы | |||
Моей | ||||
Моим | ||||
Ростом | ||||
Это | ||||
Ветра | ||||
Плохой | ||||
Спросил | ||||
Только | ||||
Мрачно | ||||
Солнцу | ||||
Через | ||||
Солнцу | ||||
Ветви | ||||
Одна | ||||
Ели | ||||
Росла | ||||
Росла |
Таблица оценки способа чтения. Обвести цифру.
Способ | Характеристика |
Преимущественно побуквенное. Более половины прочитанных слов явно или скрыто читаются побуквенно. | |
Переход от побуквенного к слоговому. Больше половины слов читаются по слогам (без двойного чтения). Короткие, частотные слова могут прочитываться целиком. | |
Преимущественно слоговое чтение. Слогослияние автоматизировано (СГ, ГС). Короткие, частотные слова читает целиком. | |
Переход от слогового к чтению целыми словами. Больше половины двух-трехсложных слов читает слитно. Более длинные, со стечением согласных или малознакомые слова – по слогам. | |
Чтение целыми словами. | |
Чтение группами слов, беглое. |
Вопросы для оценки понимания прочитанного (первая половина текста) и нормативные ответы на них.
1. Где росла ель?
В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей.
(Засчитывается при назывании не менее одного). ________________
2. Что поражало маленькую ель весной?
Белые цветки. _______________________________________________
3. Какие отношения у нее были с терновником?
Они были друзьями.__________________________________________
4. Что ели понравилось осенью?
Синие плоды.________________________________________________
5. Что сказали птицы?
Другой такой красавицы в лесу нет. (Вариант:Ель – красавица). ___
6. Что сказала ель терновнику?
Убери свои кривые ветки от меня. _____________________________
7. Что терновник ей ответил?
Это ты мне за всю защиту от ветра и плохой погоды.
(Засчитывается при назывании не менее одного). ________________
8. Что потом сделал терновник?
Рассердился и отодвинулся к солнцу.
(Засчитывается при назывании не менее одного)._________________
9. Что сделалось с ветвями терновника?
Они обратились к солнцу._____________________________________
10. Что происходило с елью?
Она росла, росла.____________________________________________
Таблица оценки понимания прочитанного. Обвести букву.
Уровень | Характеристика |
А | Правильно ответил на 10 вопросов |
Б | Правильно ответил на 9-7 вопросов |
В | Правильно ответил на 6-4 вопросов |
Г | Правильно ответил на 3 и меньше вопросов |