Технологическая карта образовательной деятельности




(с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву)

 

Вид деятельности Познавательно – исследовательская группа Подготовительная

Т ема: Что такое лаборатория? Кто в ней работает?

Цель: Создание условий для формирования умений детей делать опыты и эксперименты самостоятельно.

Задачи:

1. знакомить детей с представлением о профессии лаборанта. Воспитывать активность, любознательность.

2. Организация деятельности по развитию детской инициативы, формирование знаний о лаборатории и её назначении. Развивать любознательность.

3. Организовать рефлексивную деятельность воспитанников.

Материалы: Глобус, сосуды разной формы, кубики, шарики, стаканы пластиковые, картинки маленькие, соль, сахар, лимонная кислота, ложечки, растительное масло, мука, травяной настой, мятные капли, пипетки, фильтрованная бумага, иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ, мяч, баночки.

Предварительная работа:

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Разминка»

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

 

Этапы (последовательность) деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей, Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
  1. Организационный этап (3 - 5 мин)
Введение в ситуацию. Задача: мотивировать детей на включение в деятельность Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? Кто желает открыть тайну лаборатории? Внимательно слушают. Рассуждают.
Создание проблемной ситуации (постановка цели)   Кто работает в лаборатории? Чем там занимаются? Слушают воспитателя, отвечают на поставленные вопросы.
  1. Основной этап (10 – 15 мин)*
Мотивирование к деятельности Вы сможете? - вы хотите узнать, что такое лаборатория? (Да) - Как вы сможете узнать, где можно посмотреть? Что нам для этого надо? Рассуждают, отвечают на вопросы. Высказывают предположения.
Проектирование, решения проблемной ситуации. Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Подтвердим то, что мы о ней знаем. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. Воспитатель: - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Воспитатель: - Приступим к нашему исследованию. Опыт 1. Какой формы вода? Воспитатель: На столе лежит кубик и шарик. Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску) Опыт 2. Какого цвета вода? Воспитатель: Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску) Опыт 3. Вода – растворитель. Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание. Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.) Наблюдают за действиями воспитателя, отвечают на поставленные вопросы. Выполняют физминутку.
Выполнение действия Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды. Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку. Воспитатель: - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Опыт 4. Способность воды отражать предметы. Воспитатель: - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой) Воспитатель: - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.) Воспитатель: - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.) Воспитатель: - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое) Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто. Итог. Воспитатель: Ребята, человек без воды не может прожить ни дня. А какая все-таки бывает вода? Я предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода? » (минеральная, родниковая, морская, речная, болотная, озерная, без запаха, без вкуса, без формы). Воспитатель: Вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы сегодня узнали? Вода – это жидкость. Вода – не имеет запаха. Вода – не имеет вкуса. Вода – не имеет формы. Вода может растворять одни вещества и не может другие. Воду можно очистить с помощью фильтра. Без воды невозможно прожить на Земле, поэтому воду нужно беречь и охранять. На этом работа на сегодня в нашей лаборатории закончена, спасибо вам за помощь в исследовании.   Дети отвечают на поставленные вопросы.
  1. Заключительный этап (3 - 5 мин)
Рефлексия, анализ результатов деятельности Дети, какую тайну мы сегодня открыли? Дети вспоминают, чем сегодня занимались. Делятся впечатлениями. Индивидуальные высказывания детей.
Ожидаемые результаты Владеть устной речью, умение выражать свои мысли. Знакомство с понятием музей и его назначением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: