Управление байдаркой возможно либо с помощью руля, либо непосредственно с помощью движителя — весла, а также изменением геометрии подводной части корпуса байдарки посредством крена.
Стандартные туристские байдарки снабжаются рулевым устройством, однако при обратном (реверсном) движении руль сильно мешает движению и на короткой трассе не применяется. Мы будем рассматривать «безрульную» технику управления байдаркой.
Разберем основные технические приемы управления байдаркой на трассе с воротами.
Управление креном. Если байдарка на ровном киле движется прямолинейно в ламинарном потоке или в стоячей воде, то давление воды слева и справа на носовую часть судна будет одинаковым и управляющие усилия отсутствуют (рис. 4.1).
Если же байдарку накренить, например, на правый борт, изменив тем самым геометрию обводов и их симметрию с разных бортов, то давление воды справа будет больше, чем слева, что создаст управляющие усилия, и судно будет поворачивать влево (рис. 4,2)Соответственно крен на левый борт вызовет поворот байдарки вправо. Такой крен наружу поворота будем называть отклоном (или обратным креном).
При маневрах байдарки с использованием разницы скоростей потока крен, как правило, выполняется внутрь поворота (как при езде на велосипеде). Такой крен внутрь поворота назовем наклоном.
На схемах крен изображается штриховкой борта со стороны крена (рис 4,3)
Рис 4. Управление креном (1,2,3)
Отрабатывается поворот креном – отклоном на гладкой, желательно стоячей воде. Байдарка разгоняется на ровном киле, затем гребцы поднимают весла и ставят судно на крен, добиваясь поворота. Упражнение выполняется попеременно для левого и правого крена. Хороший тренировочный прием отработки поворота с использованием отклона - «циркуляция» (см. ниже).
|
Чистое управление отклоном применяется в основном при небольших корректирующих маневрах и для поддержания прямолинейного движения байдарки.
Рычаг. Для осуществления маневра с минимальной потерей скорости управляющие гребки делаются по дуге в стороне от байдарки (рис. 40, слева). Эффект гребка заключается в отталкивании носа или притяжении кормы. Весло должно несколько накрывать воду. Гребок выполняется по поверхности воды. При захвате воды туловище сильно развернуто на сторону гребка, нижняя, тянущая, рука прямая, верхняя, толкающая, согнута, кисть на уровне груди. Гребок производится вращением тела гребца, а также выпрямлением верхней, толкающей, руки. Усилие на весло передается через выпрямленную нижнюю руку, ее кисть служит как бы центром вращения весла-рычага. Погруженная лопасть представляет собой опору, отталкиваясь от которой (или притягиваясь к ней), гребец передает усилие вращающегося тела посредством ног на байдарку.
Рис 5. Рычаг и перехват.
Перехват. Для повышения эффективности управляющего гребка рычагом применяется перехват весла, т. е. удлинение рычага со стороны гребка. Есть два способа перехвата - последовательный и одновременный.
На рис.5, справа показана схема последовательного перехвата направо. При окончании гребка справа левая кисть передвигается к левой лопасти и на широком хвате производится укороченная проводка слева, при окончании которой правая кисть передвигается по цевью до нормального хвата. Таким образом, к следующему гребку справа весло оказывается на перехвате. Возврат в исходное состояние через узкий хват. Одновременный перехват производится в момент переноса весла по воздуху толчком кисти. Этот прием более динамичен, но и более сложен.
|
Кормовой гребок. Гребок под корму, выполненный вторым номером, как и гребок рычагом, служит для управления без торможения и потери скорости. Различаются три вида кормовых гребков:
1) кормовой рычагом;
2) кормовой из прямого гребка, при этом гребок удлиняется и лопасть толкает водяную подушку под байдарку;
3) управляющий кормовой, когда весло горизонтально переносится на сторону гребка и производится почти чистое притяжение кормы (рис. 6.)
Рис 6. Гребок к корме.
Боковое притяжение - один из возможных технических приемов управления байдаркой. Как самостоятельный прием применяется не часто, но служит основой для технического выполнения некоторых элементов и приемов, в частности завеса. Боковое притяжение производится с выносом и без выноса весла из воды. Рассмотрим первый способ.
Исходное положение. Тело гребца повернуто на 30—40° в сторону притяжения. Нижняя, тянущая, рука слегка согнута и отведена всторону-вниз. Верхняя рука согнута над головой. Лицо повернуто к веслу. Лопасть гребковой стороной развернута на байдарку и слегка к носу. Угол разворота контролируется кистью нижней руки.
Захват воды. Тело гребца наклоняется на сторону притяжения, но байдарку надо стараться поддерживать на ровном киле. Это связано с тем, что крен судна на сторону притяжения увеличивает поверхность сопротивления боковому притяжению, которое становится менее эффективным. Опусканием нижней руки производится захват воды с созданием опоры на весло; надо следить, чтобы весло входило в воду не кромкой, а плоскостью.
|
Притяжение. Выполняется разгибанием верхней руки, опусканием и небольшим движением вперед нижней руки и разворотом туловища в прямое положение. Лопасть описывает дугообразную траекторию, состоящую из двух фаз (рис. 7, 1).
В первой фазе направление движения — к байдарке и несколько к носу, происходит собственно притяжение; во второй фазе, гребковой, создается опора для поддержания баланса и подъема гребца из наклона, а также поворот весла для выноса его из воды боковой кромкой. В первой фазе байдарка начинает движение к веслу, и если не выводить весло на гребок, то судно ударит по цевью заглубленного весла, лопасть уйдет под байдарку, что может привести к перевороту.
Боковое притяжение без выноса весла производится в основном работой рук, с большой частотой гребков, без приложения веса тела гребца на весло, т. е. без наклона туловища, хотя оно и разворачивается на сторону притяжения. Лопасть описывает в воде траекторию, напоминающую восьмёрку (рис.7,2 ).
Рис 7. Боковое притяжение и «восьмерка».
Движение разбивается на фазы:
I - притяжение;
II - короткая гребковая проводка для исключения удара движущейся байдарки о весло;
III - холостая обратная проводка с движением весла в воде боковой кромкой;
IV - захват воды для притяжения. Этот способ бокового притяжения применяется как тренировочный прием и при работе в воротах.
В отработке бокового притяжения есть три основных момента: создание опоры на весло, работа рук и координация работы туловища, рук и ног. Совершенствуя боковое притяжение, гребец для лучшей координации движений должен мысленно представить себе, что он подтягивает не весло к байдарке, а к неподвижно закрепленному веслу подтягивает себя с байдаркой, которую держит ногами. Чтобы прочувствовать работу туловища и ног, рекомендуется следующий прием. Байдарка ставится на мелководье (глубина 20—30 см), гребцы втыкают лопасти в дно около себя гребковой плоскостью по направлению к борту судна. Разворачиваются на весло, принимают исходное положение рук для бокового притяжения и затем медленно, работая в основном ногами, последовательно отодвигают и притягивают байдарку от весла и к веслу (рис. 43, вверху). На данном этапе отработки бокового притяжения можно сильно кренить байдарку, чтобы лучше прочувствовать удержание ее ногами. Следить за положением рук и разворотом туловища на весло, добиваться полной синхронности действий гребцов.
После овладения этим движением приступают ко второму упражнению — созданию опоры. Гребцы отводят байдарку на более глубокое место (60—80 см), разворачиваются на один из бортов; положение рук: нижняя полусогнута, кисть на уровне груди, верхняя полусогнута, кисть на уровне подбородка. Лопасти развернуты на байдарку, весло почти параллельно поверхности воды (рис. 43, внизу).
По команде с берега пли самостоятельно гребцы сильно накреняют судно ногами и в момент крена, как бы выпадая туловищем и опуская нижнюю руку, создают опору «шлепком» лопасти по воде. Выпрямляя верхнюю руку и опуская нижнюю (причем тело несколько повернуто на весло), выполняют гребок прямо к борту байдарки; используя опору на весло, гребцы работой ног ставят судно на ровный киль. Постепенно прямой гребок к байдарке переводится на дугообразную траекторию.
На этом этапе обучения возможны перевороты, и надо позаботиться, чтобы гребцы не получили травмы при ударе о дно.
Полуподтяг. При необходимости незначительного притяжения кормы или носа с сохранением скорости движения байдарки выполняются полуподтягивающие гребки. При этом вода захватывается лопастью несколько в стороне от судна и выполняется гребок дугообразной траектории с притяжением ногами байдарки к веслу. Иногда этот гребок сочетается с управляющим гребком рычагом.
Циркуляция. Прием, позволяющий делать плавный поворот байдарки без снижения скорости. Дает возможность отрабатывать синхронность работы гребцов при сочетаниях различных управляющих гребков и кренов. Рассмотрим циркуляцию на примере поворота направо (рис. 44, слева). Сочетание гребков для первого и второго номеров следующее:
Первый номер: 1-й гребок — отталкивающий от носа слева рычагом, иногда на перехвате; 2-й гребок — полуподтягивающий справа, если работа без перехвата, или короткая проводка, если весло на перехвате слева. Второй номер: 1-й гребок — кормовой рычагом или полуподтягивающий к корме слева. Как правило, выполняется на перехвате для большей эффективности; 2-й гребок - короткая прямая проводка справа, в основном для поддержания синхронности.
Циркуляция выполняется с креном-отклоном влево для повышения эффективности работы. Начинать отработку упражнения лучше на гладкой воде, в медленном темпе, без крена, с обязательным соблюдением синхронности гребков первого и второго номера. Постепенно на левых гребках (для нашего примера) вводить подкренивание с опорой на весло, т.е. больше накрывать воду для сохранения баланса. По мере повышения тренированности экипажа можно переходить на постоянный крен (отклон).
Завес - один из важнейших технических приемов. Применяется для резких изменений направления движения байдарки с использованием разности скоростей потока и судна. Выполняется постановкой весла гребковой стороной под определенным углом навстречу движению байдарки с разворотом корпуса и приложением веса тела гребца к веслу. Движение судна будет зависеть от этого угла и места расположения лопасти относительно судна.
Рассмотрим это явление применительно к байдарке-одиночке (рис. 44, справа). Разгоним ее на гладкой стоячей воде и поставим весло гребковой стороной под некоторым углом, а навстречу движению судна. Будем считать, что весло и судно связаны через гребца в жесткую систему. На лопасть действует сила давления FR, которую можно разложить на составляющие: FT — силу торможения и Fc — силу сдвига. Благодаря наличию плеч H u h относительно центра тяжести (будем считать его центром вращения) возникают моменты — MT = H•FT от тормозящей силы и Mc = h•F0 от действия силы сдвига. В зависимости от соотношения величин моментов может возникнуть три варианта движения байдарки:
1) Мт = Л1с — происходит параллельный сдвиг за счет действия силы Fc и торможение за счет действия силы;
2) МТ>МС — происходит поворот вправо (для нашего случая) и торможение;
3) МТ<МС — происходит поворот влево, т.е. в сторону, противоположную завесу; так бывает при откидывании гребца назад, является, как правило, неожиданным и может привести к перевороту.
Соотношение моментов (а, следовательно, и характер движения судна при завесе) регулируется положением весла относительно байдарки и углом раскрытия весла α.
Особенность завеса — приложение веса тела гребца к веслу, поэтому выполнение приема связано с довольно большими нагрузками на руки. Руки при завесе, особенно в момент заглубления весла в воду, должны быть полусогнуты, чтобы демпфировать удар весла о воду. Если же они выпрямлены, то при ударе в результате значительной динамической нагрузки может произойти вывих плечевого сустава.
В зависимости от приложения веса различаются собственно завес при средних давлениях, закол —максимальное приложение веса и «флажок» — приложение веса незначительное.
Завес на параллельный сдвиг. Отрабатывается на гладкой воде. Байдарка разгоняется, затем гребцы принимают исходное положение, как при боковом притяжении, верхняя рука обязательно полусогнута, весла находятся в воздухе, угол раскрытия весла ≈45°. По команде второго номера гребцы синхронно заглубляют весла вначале без сильной опоры на весло (байдарка движется по инерции). Подбирая положение весла и углы раскрытия, гребцы добиваются параллельного сдвига (рис. 4-5, а), угол введения весла в воду 45—60°. Эти положения весел для каждой байдарки и экипажа индивидуальны, так как зависят от балансировки судна и физических параметров гребцов. Заканчивается завес боковым притяжением, по мере того как сила давления воды падает и теряется опора на весло.
Как и при боковом притяжении, стараться держать байдарку ногами на ровном киле. Во избежание переворота в случае «провала» на весле завес можно начинать отрабатывать по номерам — один гребец выполняет завес, второй страхует байдарку, держа весло готовым для создания опоры.
Завес на разворот. Применяется, как правило, при заходах в суводь или при выходе из нее на струю с разворотом, но отрабатывается на гладкой воде. Байдарка также разгоняется. Положение рук первого номера, как и в предыдущем случае, но лопасть развернута навстречу движению на 70—80°, угол введения весла в воду около 45—60° (рис. 45, б). Верхняя рука согнута над головой, нижняя полусогнута и отведена в сторону, но не назад. Тело гребца развернуто и наклонено на сторону завеса. Крен байдарки внутрь поворота поддерживается ногами. Заканчивается завес боковым притяжением. Во время исполнения завеса первым номером второй производит либо табанящий гребок со стороны завеса, либо полуподтяг или кормовой гребок с противоположной стороны. При этом гребцы могут наклоняться, вывешиваться с разных бортов.
Закол. При большой разнице скоростей потока и байдарки завес выполняется, как закол. Весло резко ставится почти вертикально к поверхности воды, близко к борту байдарки, лопастью, полностью раскрытой к направлению движения (рис. 45, в). При заколе нижняя рука согнута сильнее, чем при завесе, а удар воды демпфируется закручиванием тела гребца. Благодаря значительным тормозящим усилиям перед лопастью создается водяная подушка, которая позволяет поддерживать опору по вертикали. Весло можно представить как неподвижную стойку, и гребец вращается вокруг нее, держа байдарку ногами. Заканчивается закол аналогично завесу боковым притяжением.
При отрабатывании закола, да и при использовании его на трассе нужно быть готовым к «провалу» весла, ибо оно почти вертикально; поэтому второй номер должен держать баланс и быть
готов к опоре на весло.
«Флажок». При относительно небольших маневрах на трассе с воротами с использованием разности скоростей потока и байдарки применяется завес типа «флажка». Нижняя рука полусогнута и отводится вперед-вниз, верхняя— согнута, локоть перед грудью, кисть легко придерживает цевье весла и лежит на противоположном плече. Туловище не разворачивается, а только слегка наклоняется на сторону «флажка» (рис. 46, слева). Лопасть весла можно представить как руль, вынесенный вперед под небольшим углом навстречу движению. Заканчивается «флажок» гребком с полуподтягом.
Подхват. Эффективность управляющих гребков тем выше, чем дальше от байдарки выполняется гребок и чем эффективнее работа туловищем передается на весло.
Подхват выполняется первым номером. При подхвате спортсмен переносит весло через байдарку на противоположный борт и большим рычагом, используя вращение тела, производит гребок к носу.
Рассмотрим выполнение подхвата на примере разворота налево (подхват слева). Первый номер делает отталкивающий гребок на перехвате рычагом справа, проводка удлиненная, с сильным закручиванием тела вправо. Затем, используя инерцию закрученного тела, гребец разворачивается на левый борт (рис. 46, справа). Весло почти параллельно переносится на левый борт, правая рука выпрямлена, кисть на уровне груди. Левая рука согнута, локоть отведен в сторону, кисть на уровне плеча. Опусканием правой руки правую лопасть боковой кромкой заглубляют в воду, как бы подхватывая ее. Для демпфирования удара левая рука поднимается вверх, тем самым уменьшается рычаг и давление на лопасть может быть снижено. Затем левая рука снова сгибается, кисть опускается на плечо, что снова увеличивает рычаг. Выпрямлением левой руки, но уже не вверх, а вперед и разворотом туловища вправо производят гребок к носу. Правая рука во время гребка остается прямой и передает усилие вращающегося тела на весло. Сгибанием и подъемом правой руки и опусканием левой гребок заканчивают и лопасть извлекают из воды.
Следует обратить внимание на то, чтобы лопасть заглублялась перпендикулярно поверхности воды, так как если лопасть хотя бы слегка накрывает воду, то весло начинает глиссировать, если же лопасть сильно захватывает воду, весло может резко заглубиться.
Подхват — очень эффективный прием, но и опасный с точки зрения переворота: при выполнении подхвата опора первого номера на весло практически отсутствует, возможен провал на весло, кроме того, при задержке с окончанием гребка байдарка может ударить по веслу. Частая ошибка, особенно на этапе разучивания, — низкое, на уровне поясницы, положение кисти толкающей руки. В этом случае гребец не может контролировать давление на весло и выполнять гребок, положение его закрепощенное. Основная задача здесь второго номера — жесткий контроль баланса (он делает либо табанящий с опорой гребок со стороны подхвата, либо кормовой гребок с противоположной стороны).
Реверсные гребки
Реверсные гребки применяют при торможении, обратном движении кормой и в некоторых случаях при маневрировании. Выполняют их нормальным хватом весла, ни в коем случае не поворачивая его в руках. Различают два вида реверсных гребков — табан и реверс из завеса.
Табан — основной реверсный гребок, осуществляется тыльной стороной весла. Руки полусогнуты, гребок производится вращением туловища без наклонов. При длинных циклах реверсной гребли руки высоко не поднимаются, весло почти горизонтально. При работе в воротах табанящие гребки делаются с высоким подъемом верхней руки, вертикальным веслом. Гребковой стороной табанящие гребки выполнять нельзя, так как для этого необходима прокрутка весла в руках, а при проводке возможны подсечка весла и потеря опоры (рис. 47, слева).
Реверс из завеса. Как следует из названия, положение тела гребца и рук аналогично положению при завесе, но тело более сильно развернуто назад. Весло ставится навстречу движению, близко к борту байдарки, позади гребца. Гребок производится разворачиванием туловища и продвижением нижней руки вдоль борта. Применяется как эффективный одиночный гребок, в основном при движении в воротах, при заходе на кормовые ворота. Иногда сочетается с притяжением кормы. Обычно выполняется вторым номером (рис. 47, справа).