Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:
1. Строение нуклеиновых кислот.
2. Химический состав и строение ДНК (I, II и III структура). Пространственная модель ДНК Уотсона-Крика.
3. Отличия ДНК от РНК.
4. Генетический код - способ хранения наследственной информации.
5. Свойства генетического кода.
6. Структура и функции разных видов РНК (рибосомная - рРНК, транспортная - тРНК, информационная - иРНК).
Характеристика нуклеиновых кислот.
1. Изучить и обозначить схему строения ДНК и РНК. Зарисовать составные химические компоненты разными цветами.

2. Изучить и обозначить строение тРНК.

Строение тРНК: акцепторный стебель, петля псевдоурацила, антикодоновая петля, петля дигидроуридина.
3. Указать отличия между ДНК и РНК.
| Признаки | ДНК | РНК |
| Местонахождение в клетке | ||
| Местонахождение в ядре | ||
| Строение макромолекулы | ||
| Мономеры | ||
| Состав нуклеотида | ||
| Свойства | ||
| Функции |
4. Изучить и обозначить схему репликации ДНК эукариотических клеток.

Подпись преподавателя______________________________________
Дата: Практическое занятие №4
Организация потока информации в клетке. Биосинтез белка: транскрипция, трансляция. Строение гена про- и эукариот. Гены структурные, регуляторные. Регуляция экспрессии генов. Молекулярные механизмы изменчивости у человека.
1. Строение генов прокариот.
2. Строение генов эукариот. Экзон-интронная организация генов эукариот.
3. Классификация генов: структурные и функциональные (регуляторы и модификаторы: индукторы, супрессоры).
4. Центральная догма молекулярной биологии. Основные этапы биосинтеза белка.
5. Экспрессия генов прокариот. Транскрипция (инициация, элонгация, терминация).
6. Особенности и основные отличия экспрессии генов прокариот и эукариот. Этапы созревания (процессинг) иРНК: 1- сплайсинг, 2 - модификация).
7. Трансляция (инициация, элонгация, терминация).
8. Посттрансляционная модификация белка.
9. Понятие о дифференциальной экспрессии генов. Активные и репрессированные гены.
10. Особенности биосинтеза белка в прокариотических и эукариотических клетках.
11. Молекулярные механизмы изменчивости у человека.
5. Изучить и обозначить схему Lac-оперона. Обозначить наличие (+ или -) глюкозы или лактозы.

- Изучить и обозначить схему биосинтеза белка.

Схема биосинтеза белка: ДНК, цитоплазматическая мембрана, транскрипция м-РНК, зрелая м-РНК, транспорт м-РНК в цитоплазму, трансляция, рибосома, кодон, антикодон, аминокислота, м-РНК, полипептидная цепь.
- Решить задачи.
Задача № 1. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуанидиловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК. Определите: а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК? б) какова длина этого фрагмента?

Задача № 2. Одна из цепей ДНК имеет молекулярную массу 68310. Определите количество мономеров белка, запрограммированного в данной цепи ДНК (молекулярная масса 1-го нуклеотида равна 345).

Задача № 3. Считая, что средняя относительная молекулярная масса аминокислоты около 100, а нуклеотида около 345, определите, что тяжелее - белок либо ген, его кодирующий?

Задача № 4. Белок состоит из 167 аминокислот. Какую длину имеет определяющий его ген? Сколько нуклеотидов заходит в его состав?

Задача № 5. Молекула и-РНК несет информацию о белке, состоящем из 230 аминокислот. Какова длина данной молекулы? Сколько нуклеотидов имеется в участке молекулы ДНК, с которой была транскрибирована данная и-РНК?

Задача № 6. В состав фрагмента молекулы ДНК заходит 3680 нуклеотидов. Определите длину данного участка ДНК.

Подпись преподавателя______________________________________