Медицинская академия имени С.И. Георгиевского
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Смирнова С.Н.
Рабочая тетрадь
По биологии студента 1 курса
_________________ медицинского факультета
группа ____
(фамилия, имя, отчество)
Преподаватель____________________________
Г. Симферополь
Дата: Практическое занятие №1
Уровни организации живого. Клеточные и неклеточные формы жизни. Оптические системы в биологических исследованиях.
Практические задания:
1. Обозначить строение вируса.
Строение вируса: ферменты, капсид, белковая оболочка, нуклеиновая кислота, липопротеидная оболочка.
2. Обозначить элементы рисунка, учитывая размеры эритроцита человека, бактериальной клетки и различных вирусов.
На рисунке изображено: эритроцит человека, кишечная палочка (Escherichia coli), бактериальные рибосомы, полиовирус или вирус полиомелита (Enterovirus C), бактериофаг MS2, бактериофаг Т4, вирус натура́льной или чёрной о́спы (Variola vera), вирус табачной мозаики (Tobacco mosaic virus).
3. Обозначить устройство светового микроскопа.
Устройство светового микроскопа:окуляр, тубус, макровинт, микровинт, основание, штатив, зеркало, конденсор, винт подъема конденсора, предметный столик, объективы, револьвер.
4. Рассмотреть под малым увеличением микроскопа асимметричную букву шрифта: сделать заключение о том, какое изображение дает световой микроскоп.
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Рассмотреть и зарисовать микропрепарат «Волос человека» под «малым» и «большим» увеличением.
Малое увеличение Большое увеличение
|
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Изготовить временный препарат из волокон ваты, рассмотреть под микроскопом при малом и большом увеличении. Зарисовать, на рисунке отметить артефакты в виде соринок и пузырьков воздуха.
Малое увеличение Большое увеличение
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя______________________________________
Дата: Практическое занятие №2
Прокариотические формы жизни. Морфология клетки. Структурные компоненты цитоплазмы и ядра. Клеточные мембраны. Транспорт веществ через плазмалемму.
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Строение прокариотической клетки.
2. Строение эукариотической клетки.
3. Цитоплазма и ее компоненты: гиалоплазма, органоиды, включения.
4. Классификации органоидов цитоплазмы.
5. Органоиды общего назначения.
6. Строение и функция одномембранных органоидов: ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы (виды), пероксисомы, вакуоли растительных клеток.
7. Строение и функция двумембранных органоидов: митохондрии, пластиды (хлоропласты, хромопласты, лейкопласты).
8. Строение и функция немембранных органоидов: рибосомы, клеточный центр, микротрубочки.
9. Органоиды специального назначения: микроворсинки, реснички, жгутики, миофибриллы, нейрофибриллы.
|
10. Включения: трофические, секреторные, специальные.
11. Организация потоков веществ, энергии и информации в клетке.
12. История развития представлений о строении клеточной мембраны.
13. Молекулярная организация биологической мембраны (модели Даниели и Даусона, Ленарда (мозаичная)).
14. Современная жидкостно-мозаичная модель строения биологической мембраны Сингера-Николсона.
15. Химический состав плазматической мембраны.
16. Функции мембраны.
17. Пассивный транспорт веществ через мембрану: осмос, простая диффузия, облегченная диффузия.
18. Эритроциты человека в изо-, гипо- и гипертонических растворах.
19. Активный транспорт. Принцип работы натрий-калиевого насоса.
20. Эндоцитоз. Этапы фагоцитоза. Пиноцитоз.
21. Экзоцитоз.
1. Рассмотреть микропрепарат «Пленка кожицы лука» при малом и большом увеличении. Нарисовать и обозначить строение растительных клеток.
1- 2- 3- 4- 5- 6- |
Большое увеличение
2. Рассмотреть микропрепарат «Эритроциты лягушки» при малом и большом увеличении. Нарисовать и обозначить строение животной клетки.
1- 2- 3- 4- |
Большое увеличение
3. Рассмотреть микропрепарат «Эритроциты человека» при малом и большом увеличении. Нарисовать и обозначить строение животной безъядерной клетки.
1- 2- 3- |
Большое увеличение
4. Рассмотреть микропрепарат “Жировые включения” при малом и большом увеличении. Нарисовать и обозначить строение животной клетки с липидными включениями.
1- 2- 3- 4- |
Большое увеличение
|
5. Рассмотреть микропрепарат “Пигментные включения” при малом и большом увеличении. Нарисовать и обозначить строение животной клетки с пигментными гранулами.
1- 2- 3- 4- |
Большое увеличение
6. Обозначить строение бактериальной клетки.
Строение бактериальной клетки: цитоплазма, рибосома, мезосома, капсула, плазмида, клеточная оболочка, цитоплазматическая мембрана, ДНК, фимбрия, нуклеоид, жгут.
7. Написать отличия между животной и растительной клеткой.
Признаки | Растительная клетка | Животная клетка |
Пластиды | ||
Способ питания | ||
Синтез АТФ | ||
Расщепление АТФ | ||
Клеточный центр | ||
Целлюлозная клеточная стенка | ||
Включения | ||
Вакуоли |
8. Изучить схему строения животной и растительной клеток, отметить детали их строения.
Клетка животного происхождения; растительная клетка; ядро с хроматином и ядрышком; плазматическая мембрана; клеточная стенка; плазмодесма; гранулярный цитоплазматический ретикулум; гладкий ретикулум; пиноцитозная вакуоль; аппарат Гольджи; лизосома; жировые включения в гладком ретикулуме; центриоль и микротрубочки центросферы; митохондрии; полирибосомы гиалоплазмы; центральная вакуоль; хлоропласт.
9. Изучить строение клеточной мембраны и обозначить рисунок.
Строение клеточной мембраны: наружная поверхность цитоплазматической мембраны, углевод, гликопротеин, гликолипид, холестерол, гликокаликс, гидрофильная область, гидрофобная область, интегрированный белок, фосфолипид, периферический белок, внутренняя поверхность цитоплазматической мембраны.
10.Рассмотреть осмотические процессы в растительной клетке.
· Тургор. Приготовить временный препарат клеток пленки лука в капле воды (изотоническая среда); наблюдать тургорное состояние клеток при большом увеличении микроскопа.
· Плазмолиз. Приготовить временный препарат клеток лука в капле 10% раствора NaCl (гипертоническая среда). Наблюдать при большом увеличении постепенное отслаивание цитоплазмы от оболочки и уплотнение протопласта – явление плазмолиза.
· Деплазмолиз. Плазмолизированные клетки промыть водой, вновь приготовить препарат в капле дистиллированной воды (гипотоническая среда) и при ув. 7х40 наблюдать явление деплазмолиза.
Зарисовать эритроцит человека, обозначить клеточную мембрану и протопласт.
а) б) в)
Эритроцит человека в: а) изотонической среде (вода) – тургор.; б) гипертонической среде (10% р-р NaCl) – плазмолиз; в) гипотонической среде (дистиллированная вода) – деплазмолиз.
10.Рассмотреть и обозначить процессы транспорта веществ через мембрану
_____– простая диффузия;
_____– диффузия через мембранные каналы;
_____– облегченная диффузия с помощью белков-переносчиков;
_____– активный транспорт
Подпись преподавателя______________________________________
Дата Практическое занятие №3.