1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.
2) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
3) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.
4) Ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.
31. Определите количество пропущенных знаков препинания.
По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцве-тает черёмуха.
1) Две запятые, тире. 3) Одна запятая, двоеточие.
2) Три запятые. 4) Две запятые, двоеточие.
32. Определите количество пропущенных знаков препинания.
Ему дали место он сел вздохнул облегчённо и положив руки на острые колени добро-душно улыбнулся.
1) Двоеточие, три запятых. 3) Двоеточие, две запятых.
2) Четыре запятые. 4) Две запятых, тире.
33. Определите количество пропущенных знаков препинания.
И точно дорога опасная направо висели над нашими головами груды снега готовые кажется при первом порыве ветра оборваться в ущелье.
1) 4; 2) 3; 3) 5; 4) 2.
По значению части бессоюзных сложных предложений показывают | |
одновременность и последовательность действий: | За окнами неслись облака, жарко светило солнце. В сенях послышался шорох, с лязгом упал железный замок, щелкнула задвижка. |
противопоставление: | Все хотели солнца — оно не показывалось. |
условные и временные отношения: | Любишь кататься люби саночки возить. Стемнеет — всюду по степи зажигаются огни (Овечк.) |
следствие: | Солнце выглянуло — степь повеселела. |
причину: | Ты не провожай меня: я дорогу знаю. |
пояснение или дополнение: | Хочу от вас только одного: поторопитесь с выездом (Аж.). Было ясно: мы опаздываем. |
|
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ | |
Запятаяставится между частями бессоюзного сложного предложения, которые невелики по объему и тесно связаны между собой по смыслу. | |
Составные части такого бессоюзного предло-жения обозначают одновременность или последовательность действий, явлений | Мне сегодня заполночь не спится, песня-дума зреет в голове. (С.) Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали. (П.) |
Точка с запятой ставится, когда части бессо-юзного сложного предложения не так тесно связаны по смыслу, значительны по объему, распространены, внутри хотя бы одной из частей имеются другие знаки препинания | Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача (Мичурин). После рабочего дня молодежь уходила в поле; там юноши и девушки повторяли военные упражнения, учились стрелять, метали гра-наты. |
Писатели XIX века употребляли точку с запя-той для разделения предложений, рисующих отдельные картины | Барабан умолк, гарнизон бросил ружья; меня сшибли с ног, я встал и вместе с мятежника-ми вошел в крепость. (П.) Солнце село, но в лесу еще светло, воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (Т.) |
Современные писатели в подобных случаях обычно употребляют запятую или точку | Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья ме- шали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца. (Пауст.) |
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает содержание или при-чину, а в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами. | |
1. Если второе предложение указывает на при-чину того, о чем говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного пред-ложения можно вставить союз ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО и превратить его в сложно-подчиненное предложение с придаточным причины). | Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (= Любите книгу, потому что она поможет вам разоб-раться в сложных жизненных ситуациях.) |
2. Если второе предложение поясняет, рас-крывает содержание первого (между частями | Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (= Большинство |
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает содержание или при-чину, а в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами. | |
бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А ИМЕННО ЧТО). | сходилось на одном, а именно: старые законы никуда не годятся.) |
3. Если второе предложение дополняет смысл первого (между частями бессоюзного сложно-го предложения можно вставить союз ЧТО и превратить его в сложноподчиненное пред-ложение с придаточным изъяснительным). | Вдруг чувствую: кто-то дергает меня за ру-кав. (= Вдруг чувствую, что кто-то дергает меня за рукав.) |
4. Если в первом простом предложении опус-каются слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫ-ШАЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО. | Серёжа оглянулся: к нему бежал соседский мальчонка. (= Серёжа оглянулся и увидел, что к нему бежал соседский мальчонка.) |
Тире– это знак следствия, вывода, противопоставления, резкой смены событий, пред-ставленных во второй части бессоюзного сложного предложения. | |
1. Если первое простое предложение указыва-ет на условие того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным условия). | Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. (= Если будет завтра хорошая погода, по-йдем в лес.) |
2. Если первое простое предложение указыва-ет на время того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз КОГДА и превратить его в сложноподчинен-ное предложение с придаточным времени). | Лес рубят – щепки летят. (Когда лес рубят, щепки летят.) |
3. Если второе простое предложение содержит вывод, следствие из того, о чем говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить наре-чие ПОЭТОМУ или союз ТАК ЧТО и пре-вратить его в сложноподчиненное предложе-ние с придаточным следствия). | Жара все усиливалась – становилось тяжело дышать. (= Жара все усиливалась, так что становилось тяжело дышать.) Ударил сильный гром – задрожали все окна. (= Ударил сильный гром, поэтому задрожали все окна.) |
4. Если простые предложения в составе бес-союзного сложного противопоставлены друг другу по смыслу (между частями такого бес-союзного сложного предложения можно вста-вить союз А или союз НО). | Шестнадцать лет служу – такого со мной еще не было. (= Шестнадцать лет служу, но такого со мной еще не было.) Смелые побеждают – трусливые погибают. (= Смелые побеждают, а трусливые погиба-ют.) |
5. Содержание первого предложения сравни-вается с содержанием второго (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союзы СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО и превратить его в сложноподчинен-ное предложение с придаточным сравнения). | Молвит слово – соловей поет. (= Молвит слово, будто соловей поет.) |
6. Если во второй части содержится неожи-данный результат, дается указание на быс-трую смену событий. | Он нажал на тормоз – скорость не уменьши-лась. |
7. Если вторая часть представляет собой при-соединительное предложение (перед ним можно вставить слово ЭТО). | Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце – дурной знак. |
|
|
ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. Определи вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное
или побудительное).
2. Определи вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невоскли-
цательное).
3. Подчеркни грамматические основы, найди границы частей ([ ],() или [ ],[ ]). Определи,
из скольких простых состоит.
4. Определи средства связи (союзы, союзные слова, интонация, по смыслу).
5. Сделай вывод: союзным, бессоюзным или предложением с разными видами связи явля-
ется это предложение. (Если союзным, то какие союзы — сочинительные или подчини-
тельные — выступают в качестве средства связи.)
6. Если предложение сложносочиненное, далее разбор веди по плану:
1) укажи, какими именно союзами (соединительными, противительными или раздели-
тельными) соединены простые предложения в сложном;
2) определи значение сложносочиненного предложения (перечисление событий, проти-
вопоставление, чередование и т. д.);
3) начерти схему предложения;
4) объясни постановку знаков препинания;
5) проведи разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложного, по схе-
ме синтаксического разбора простого предложения (а именно: проанализируй особен-
ности основы (односоставное или двусоставное). Если предложение односоставное,
укажи, какое именно (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безлич-
ное); выдели другие члены предложения, выяснив, распространенным или нет являет-
ся данное предложение, полным или нет, чем предложение осложнено).
Примечание. Не забывай указывать разновидности членов предложения и надписывать части речи. Кроме того, при записи следует нумеровать предложения по порядку.
7. Если предложение сложноподчиненное, далее разбор веди по плану:
1) укажи главное и придаточное предложения;
2) выяснив, к чему относится придаточное, на какой вопрос отвечает, чем присоединяет-
ся, сделай вывод о виде придаточного (подлежащное, сказуемное, определительное,
дополнительное или обстоятельственное);
3) начерти схему предложения, показав место придаточного предложения;
4) объясни постановку знаков препинания;
5) проведи разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложного, по схе-
ме синтаксического разбора простого предложения (а именно: проанализируй особен-
ности основы (односоставное или двусоставное). Если предложение односоставное,
укажи, какое именно (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безлич-
ное); выдели другие члены предложения, выяснив, распространенным или нет являет-
ся данное предложение, полным или нет, чем предложение осложнено).
8. Если предложение бессоюзное, далее разбор веди по плану:
1) укажи, какими отношениями связаны части;
3) начерти схему предложения;
4) объясни постановку знаков препинания;
5) проведи разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложного, по схе-
ме синтаксического разбора простого предложения (а именно: проанализируй особен-
ности основы (односоставное или двусоставное). Если предложение односоставное,
укажи, какое именно (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безлич-
ное); выдели другие члены предложения, выяснив, распространенным или нет являет-
ся данное предложение, полным или нет, чем предложение осложнено).
Синтаксический разбор сложного предложения.
1. Телевизор отвезли в мастерскую, и там его починили.
2. Я остановился на мысли, что пора задуматься о будущем.
3. Здесь был в то время очень опасный спуск с одной горы и тяжёлый подъём на другую, и потому случались разные происшествия с путниками: падали лошади, переворачивались экипажи и прочее в этом роде.
4. Ветер с неба хлопья облак вытер; синим оком светит водоём; жёлтою жемчужиной Юпитер над седым возносится холмом.