Воображение моё так живо воспроизводило лица любимых моих героев ( ) Мстиславского, князя Курбского и Палецкого.




1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.
2) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
3) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.
4) Ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.

31. Определите количество пропущенных знаков препинания.

По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцве-тает черёмуха.

1) Две запятые, тире. 3) Одна запятая, двоеточие.
2) Три запятые. 4) Две запятые, двоеточие.

32. Определите количество пропущенных знаков препинания.

Ему дали место он сел вздохнул облегчённо и положив руки на острые колени добро-душно улыбнулся.

1) Двоеточие, три запятых. 3) Двоеточие, две запятых.
2) Четыре запятые. 4) Две запятых, тире.

33. Определите количество пропущенных знаков препинания.

И точно дорога опасная направо висели над нашими головами груды снега готовые кажется при первом порыве ветра оборваться в ущелье.

1) 4; 2) 3; 3) 5; 4) 2.

 

 

 


По значению части бессоюзных сложных предложений показывают
одновременность и последовательность действий: За окнами неслись облака, жарко светило солнце. В сенях послышался шорох, с лязгом упал железный замок, щелкнула задвижка.
противопоставление: Все хотели солнца оно не показывалось.
условные и временные отношения: Любишь кататься люби саночки возить. Стемнеет всюду по степи зажигаются огни (Овечк.)
следствие: Солнце выглянуло — степь повеселела.
причину: Ты не провожай меня: я дорогу знаю.
пояснение или дополнение: Хочу от вас только одного: поторопитесь с выездом (Аж.). Было ясно: мы опаздываем.

 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Запятаяставится между частями бессоюзного сложного предложения, которые невелики по объему и тесно связаны между собой по смыслу.
Составные части такого бессоюзного предло-жения обозначают одновременность или последовательность действий, явлений Мне сегодня заполночь не спится, песня-дума зреет в голове. (С.) Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, лошади поскакали. (П.)
Точка с запятой ставится, когда части бессо-юзного сложного предложения не так тесно связаны по смыслу, значительны по объему, распространены, внутри хотя бы одной из частей имеются другие знаки препинания   Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее наша задача (Мичурин). После рабочего дня молодежь уходила в поле; там юноши и девушки повторяли военные упражнения, учились стрелять, метали гра-наты.
Писатели XIX века употребляли точку с запя-той для разделения предложений, рисующих отдельные картины Барабан умолк, гарнизон бросил ружья; меня сшибли с ног, я встал и вместе с мятежника-ми вошел в крепость. (П.) Солнце село, но в лесу еще светло, воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (Т.)
Современные писатели в подобных случаях обычно употребляют запятую или точку Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья ме- шали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца. (Пауст.)
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает содержание или при-чину, а в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами.
1. Если второе предложение указывает на при-чину того, о чем говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного пред-ложения можно вставить союз ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО и превратить его в сложно-подчиненное предложение с придаточным причины). Любите книгу: она поможет вам разобраться в сложных жизненных ситуациях. (= Любите книгу, потому что она поможет вам разоб-раться в сложных жизненных ситуациях.)
2. Если второе предложение поясняет, рас-крывает содержание первого (между частями Большинство сходилось на одном: старые законы никуда не годятся. (= Большинство
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении поясняет, раскрывает содержание или при-чину, а в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами.
бессоюзного сложного предложения можно вставить союз А ИМЕННО ЧТО). сходилось на одном, а именно: старые законы никуда не годятся.)
3. Если второе предложение дополняет смысл первого (между частями бессоюзного сложно-го предложения можно вставить союз ЧТО и превратить его в сложноподчиненное пред-ложение с придаточным изъяснительным). Вдруг чувствую: кто-то дергает меня за ру-кав. (= Вдруг чувствую, что кто-то дергает меня за рукав.)
4. Если в первом простом предложении опус-каются слова И УВИДЕЛ, ЧТО; И УСЛЫ-ШАЛ, ЧТО; И ПОЧУВСТВОВАЛ, ЧТО. Серёжа оглянулся: к нему бежал соседский мальчонка. (= Серёжа оглянулся и увидел, что к нему бежал соседский мальчонка.)
Тире– это знак следствия, вывода, противопоставления, резкой смены событий, пред-ставленных во второй части бессоюзного сложного предложения.
1. Если первое простое предложение указыва-ет на условие того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз ЕСЛИ и превратить его в сложноподчиненное предложение с придаточным условия). Будет завтра хорошая погода – пойдем в лес. (= Если будет завтра хорошая погода, по-йдем в лес.)
2. Если первое простое предложение указыва-ет на время того, о чем говорится во втором (в начале первой части можно поставить союз КОГДА и превратить его в сложноподчинен-ное предложение с придаточным времени). Лес рубят – щепки летят. (Когда лес рубят, щепки летят.)
3. Если второе простое предложение содержит вывод, следствие из того, о чем говорится в первом (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить наре-чие ПОЭТОМУ или союз ТАК ЧТО и пре-вратить его в сложноподчиненное предложе-ние с придаточным следствия). Жара все усиливалась – становилось тяжело дышать. (= Жара все усиливалась, так что становилось тяжело дышать.) Ударил сильный гром – задрожали все окна. (= Ударил сильный гром, поэтому задрожали все окна.)
4. Если простые предложения в составе бес-союзного сложного противопоставлены друг другу по смыслу (между частями такого бес-союзного сложного предложения можно вста-вить союз А или союз НО). Шестнадцать лет служу – такого со мной еще не было. (= Шестнадцать лет служу, но такого со мной еще не было.) Смелые побеждают – трусливые погибают. (= Смелые побеждают, а трусливые погиба-ют.)
5. Содержание первого предложения сравни-вается с содержанием второго (между частями такого бессоюзного сложного предложения можно вставить союзы СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО и превратить его в сложноподчинен-ное предложение с придаточным сравнения). Молвит слово – соловей поет. (= Молвит слово, будто соловей поет.)
6. Если во второй части содержится неожи-данный результат, дается указание на быс-трую смену событий. Он нажал на тормоз – скорость не уменьши-лась.
7. Если вторая часть представляет собой при-соединительное предложение (перед ним можно вставить слово ЭТО). Вечерами над горизонтом надолго зависало багровое тусклое солнце – дурной знак.

 

ПОРЯДОК СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1. Определи вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное

или побудительное).

2. Определи вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невоскли-

цательное).

3. Подчеркни грамматические основы, найди границы частей ([ ],() или [ ],[ ]). Определи,

из скольких простых состоит.

4. Определи средства связи (союзы, союзные слова, интонация, по смыслу).

5. Сделай вывод: союзным, бессоюзным или предложением с разными видами связи явля-

ется это предложение. (Если союзным, то какие союзы — сочинительные или подчини-

тельные — выступают в качестве средства связи.)

 

6. Если предложение сложносочиненное, далее разбор веди по плану:

1) укажи, какими именно союзами (соединительными, противительными или раздели-

тельными) соединены простые предложения в сложном;

2) определи значение сложносочиненного предложения (перечисление событий, проти-

вопоставление, чередование и т. д.);

3) начерти схему предложения;

4) объясни постановку знаков препинания;

5) проведи разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложного, по схе-

ме синтаксического разбора простого предложения (а именно: проанализируй особен-

ности основы (односоставное или двусоставное). Если предложение односоставное,

укажи, какое именно (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безлич-

ное); выдели другие члены предложения, выяснив, распространенным или нет являет-

ся данное предложение, полным или нет, чем предложение осложнено).

Примечание. Не забывай указывать разновидности членов предложения и надписывать части речи. Кроме того, при записи следует нумеровать предложения по порядку.

 

7. Если предложение сложноподчиненное, далее разбор веди по плану:

1) укажи главное и придаточное предложения;

2) выяснив, к чему относится придаточное, на какой вопрос отвечает, чем присоединяет-

ся, сделай вывод о виде придаточного (подлежащное, сказуемное, определительное,

дополнительное или обстоятельственное);

3) начерти схему предложения, показав место придаточного предложения;

4) объясни постановку знаков препинания;

5) проведи разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложного, по схе-

ме синтаксического разбора простого предложения (а именно: проанализируй особен-

ности основы (односоставное или двусоставное). Если предложение односоставное,

укажи, какое именно (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безлич-

ное); выдели другие члены предложения, выяснив, распространенным или нет являет-

ся данное предложение, полным или нет, чем предложение осложнено).

 

8. Если предложение бессоюзное, далее разбор веди по плану:

1) укажи, какими отношениями связаны части;

3) начерти схему предложения;

4) объясни постановку знаков препинания;

5) проведи разбор каждого простого предложения, входящего в состав сложного, по схе-

ме синтаксического разбора простого предложения (а именно: проанализируй особен-

ности основы (односоставное или двусоставное). Если предложение односоставное,

укажи, какое именно (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безлич-

ное); выдели другие члены предложения, выяснив, распространенным или нет являет-

ся данное предложение, полным или нет, чем предложение осложнено).

 

 

 

Синтаксический разбор сложного предложения.

1. Телевизор отвезли в мастерскую, и там его починили.

2. Я остановился на мысли, что пора задуматься о будущем.

3. Здесь был в то время очень опасный спуск с одной горы и тяжёлый подъём на другую, и потому случались разные происшествия с путниками: падали лошади, переворачивались экипажи и прочее в этом роде.

4. Ветер с неба хлопья облак вытер; синим оком светит водоём; жёлтою жемчужиной Юпитер над седым возносится холмом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: