Стратегический анализ ОАО «Булочно-кондитерский комбинат »
Краткая характеристика предприятия и основные показатели его
Деятельности.
Приказом № 31 по Хабаровскому Куступравлению хлебопечения «Главхлеб» от 7 февраля 1939 года, Хабаровское Куступравление хлебопечения «Главхлеб» переименовано в городской хлебокомбинат «Главхлеб ».
В 1949 году Хабаровский хлебокомбинат был объединен с Хабаровским горпищекомбинатом, а в 1960 году к нему присоединили Хабаровскую кондитерскую фабрику.
В мае 1976 года в состав хлебокомбината вошли хлебзаводы № 5, № 6, № 7, № 8 и макаронная фабрика.
В октябре 1988 года Хабаровский хлебокомбинат был ликвидирован. На его базе создан сухарно-бараночный комбинат.
Открытое акционерное общество «Булочно-кондитерский комбинат » учреждено 30 марта 1994 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества » от 1 июля 1992 года № 721, Указом Президента РФ «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации » от 24 декабря 1993 года № 2284.
Полное официальное наименование акционерного общества - открытое акционерное общество «Булочно-кондитерский комбинат ».
Юридический адрес: 680000 г. Хабаровск, ул. Ленина, 12 б.
Основными видами деятельности «Булочно-кондитерского комбината » являются:
- производство и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий;
- осуществление внешнеэкономической деятельности;
- оказание производственных, посреднических и коммерческих услуг;
- осуществление проектно-конструкторской, научно-исследовательской
строительно-монтажной и ремонтной деятельности.
Общество состоит из четырех подразделений, являющихся цехами: пекарня № 2 (ул. Ленина, 12 б), пекарня № 3 (ул. Фрунзе, 53), хлебозавод № 4 (ул. Жуковского, 4 а), кондитерская фабрика (проспект 60- летия Октября, 148).
Пекарня № 2 специализируется на производстве хлебобулочных изделий, сухарей, бараночных изделий (бублики, сушки, баранки) и теста. Хлебозавод № 4 производит кондитерские и хлебобулочные изделия, пряники и печенье, кондитерская фабрика - торты, пироженные, печенье, мармелад, восточные сладости, кексы и рулеты, пекарня № 3 - хлеб и хлебобулочные изделия.
Учредителем общества является Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края.
Уставный капитал общества - 13 147 000 рублей.
Уставный капитал разделен на 13 147 обыкновенных акций. Номинальная стоимость одной акции - 1000 рублей. Контрольный пакет акций, составляющий 51 процент, находится в собственности государства, остальные 49 процентов распределены между членами трудового коллектива.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об акционерных обществах » от 24.11.95 года, органами управления акционерного общества «Булочно - кондитерский комбинат » являются: Собрание акционеров, Совет директоров, а также правление во главе с Генеральным директором.
Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края осуществляет контроль за деятельностью данного акционерного общества через доверенное лицо, которым является работник управления хлебопродуктов и хлебопекарной промышленности Администрации края. Кроме него деятельность «Булочно-кондитерского комбината » контролируют специалисты Управления по работе с акционерными обществами.
Основными видами продукции выпускаемой «Булочно-кондитерским комбинатом» является хлеб (455,90 тонн), что составляет 30,47 процента от общего объема выпуска, бараночные изделия (224,95 тонн) - 15,04 процента, пряники (561,42 тонн) - 37,53 процента и торты (80,90 тонн) - 5,41 процента.
Несомненно, что увеличение ассортимента предлагаемой на рынке продукции является фактором, положительно влияющим на рост прибыли предприятия, но только лишь в том случае, если предварительно проведено исследование рынка, и новая продукция удовлетворяет требованиям потребителей. Производиться должны те виды продукции, которые пользуются повышенным спросом у потребителей.
Таблица 1.
Ассортимент выпускаемой продукции
Наименование | Количество наименований | Произведено в 2000 г. (тонн) | % |
Хлеб | 6 | 455,90 | 30,47 |
Булочные изделия | 46,85 | 3,13 | |
Пироги | 2 | 0,08 | 0,01 |
Сухари | 30,45 | 2,04 | |
Бараночные изделия | 224,95 | 15,04 | |
ИТОГО хлебо - булочные изделия | 758,23 | 50,68 | |
Пряники | 561,42 | 37,53 | |
Печенье | 30,40 | 2,03 | |
Торты | 80,90 | 5,41 | |
Пирожные | 17,87 | 1,2 | |
Кексы, рулеты | 1,71 | 0,11 | |
Восточные сладости | 0,55 | 0,04 | |
Мармелад | 5,51 | 0,37 | |
ИТОГО кондитерские изделия | 698,36 | 46,68 | |
Тесто | 38,21 | 2,55 | |
Панировочные сухари | 1,2 | 0,08 | |
ВСЕГО: | 1496,00 | 100,00 |
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Планирование - это процесс подготовки на перспективу решений о том, что должно быть сделано, как, кем, когда и какие и сколько должно быть использовано ресурсов.
Планирование разбивается на 3 части: стратегическое планирование на срок от 2 до 5 лет; текущее - сроком на 1 год; оперативное - на срок менее 1 года.
Управление как процесс начинается со стратегического планирования, т.к. оно обеспечивает основу для всех последующих управленческих решений.
Стратегическое планирование - набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, т.е. детальных, всесторонних, комплексных планов, предназначенных для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее долговременных целей.
В современных быстроменяющихся условиях фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного объема информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах, поэтому именно стратегическое планирование является единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средства создания плана на длительный срок, основу для принятия решений и формально способствует снижению риска при принятии этих решений.
Таким образом, стратегия - это долгосрочное определение направлений развития организации, ее цели при предоставлении свободы исполнителям в меняющихся условиях. Стратегическое планирование также является процессом и состоит из следующих последовательных, взаимосвязанных этапов, представленных на рис. 1.
![]() | ![]() | ||||||
![]() | ![]() | ||||||
Миссия Цели Оценка и анализ Обследование
Сильных и слабых внешней среды
орг-ции орг-ции сторон организации
![]() | |||||||
![]() | ![]() | ![]() | |||||
Контроль Реализация Выбор Анализ стратегических
реализации стратегии стратегии альтернатив
и оценка
стратегии
Тактика
![]() |
Политика
![]() | |||
![]() |
Правила
Процедуры
Рис. 1. Процесс стратегического анализа.
Для ОАО «БКК» рассмотрим этапы стратегического анализа.
Миссия организации
Выбор миссии является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании, поскольку миссия служит ориентиром для всех последующих этапов планирования и одновременно накладывает определенные ограничения на направления деятельности организации при анализе альтернатив развития.
В менеджменте под миссией организации понимают основную общую цель, четко выраженную причину существования организации.
Миссию ОАО «БКК» можно сформулировать следующим образом: максимальное удовлетворение потребностей самого широкого круга клиентов в хлебобулочной продукции и услугах путем производства и реализации широкого ассортимента хлебобулочной продукции, отличного качества. Усовершенствование технологического процесса производства хлебобулочной продукции, развития сети розничной продажи, оказания различных дополнительных услуг и оперативного реагирования на потребности рынка.
Основная общая цель организации (миссия) образует фундамент для установления ключевых общеорганизационных целей, на достижение которых должно ориентироваться высшее руководство.
С учетом сформулированной ОАО «БКК» миссии можно выделить следующие проблемы, стоящие перед организацией:
1) расширение круга предлагаемых услуг и продукции;
2) постоянное обновление ассортимента;
3) установление приемлемых цен на все виды продукции;
4) поиск и внедрение новейших технологий и техники;
5) повышение квалификации сотрудников;
6) изучение потребностей потребителей.
Построение дерева целей.
Количество и разнообразие целей, стоящих перед организацией, настолько велики, что без системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида и формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение дерева целей. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательное разбиение главной цели на подцели.
С учетом всех правил составления дерева целей построим дерево целей, отражающее этапы достижения следующей цели, стоящей перед ОАО «БКК»:
1) Выход на новые рынки (Рис. 2)
Рис.2 Дерево целей
2) открыть новый цех по производству тортов и оснастить его оборудованием (рис. 3).
Рис. 3. Дерево целей