1. Петров – возраст 50 лет. Имеет среднее техническое образование, служил в армии, демобилизовался в звании капитана. На фирме работает с 1992 г., с 1996 г. - в должности зам. руководителя службы. Оказывает большую помощь руководителю службы маркетинга в организации ее деятельности. Активно проводил мероприятия по реорганизации службы, по оснащению рабочих мест современной техникой. Инициативен, однако решения принимает не быстро и осторожно. Любимая поговорка: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». С окружающими общителен, вежлив. Порой недостаточно требователен. Увлекается рыбной ловлей. Иногда болеет. Женат, имеет сына.
2. Антонов – главный специалист этой службы. Возраст – 40 лет. Высшее образование. На фирме работает с 1993 г. в качестве главного специалиста службы маркетинга. Врешении производственных и иных вопросов Антонов не особенно инициативен. Однако всегда весьма охотно поддерживает полезную творческую мысль, и часто бывает более напорист и энергичен, чем сам автор предложения.
Антонов – очень исполнительный, требовательный, даже строгий. Внешне – всегда опрятный, сосредоточенный. Принципиальный. С окружающими придерживается официальных служебных отношений. С сотрудниками шутит редко, молчалив. К нарушителям трудовой дисциплины и недобросовестным работникам относится нетерпимо. Сотрудники уважают Антонова.
Увлекается шахматами, однако больше любит наблюдать за игрой, чем играть сам. Предпочитает давать советы играющим, особенно проигрывающему. Получает большое удовольствие, когда игрок при его помощи выигрывает.
Женат, имеет двоих детей. Здоров.
3. Русаков – специалист производственной службы. Возраст – 27 лет. Образование высшее, инженерное. На фирме работает 5 лет после окончания института.
|
Русаков инициативен, проявляет творческую смелость при принятии различных решений. Однако часто ошибается. Чувствуется недостаток опыта. Целеустремленный, темпераментный, энергичный, во всем старается разобраться, постоянно советуется с опытными сотрудниками фирмы. Легко вступает в спор со всеми, вплоть до руководителя фирмы. Убеждаясь в ошибочности своих предложений, быстро от них отказывается.
Русаков много читает отечественной и иностранной периодической литературы по профессиональным вопросам. Редко официален, общителен, любит шутить. Хорошо знает настроения сотрудников, их интересы.
Здоров. Увлекается спортом. Женат. Детей нет.
4. Блинов – 38 лет, инженер-экономист. Образование высшее. Работает в коммерческих фирмах с 1991 года, как правило, в финансовых службах. Избирался депутатом городской думы. Имеет значительные деловые связи и авторитет в коммерческих фирмах.
Блинов мало знает о конкретной фирме, но имеет солидные рекомендации от деловых партнеров фирмы. Человек энергичный и принципиальный. Квалифицированный специалист.
Примерные основные требования
Группы требований, характеризующих личность | Желательные качества | Нежелательные качества |
Психологические | Холерик, психологически уравновешенный | Эмоционально-возбудимый, вспыльчивый, раздражительный |
Деловые | Квалификация, специальность, образование, опыт руководящей работы | Низкая квалификация, отсутствие высшего образования |
Моральные | Чуткость, тактичность, вежливость, справедливость, сдержанность | Черствость, грубость, пристрастность, необъективность |
|
Вопросы
1. Выбрать кандидата на должность руководителя с обоснованием выбора по основным требованиям.
2. Используя теорию континуума стилей, обоснуйте соответствие/несоответствие кандидатов с точки зрения стиля руководства всем остальным элементам организации (используйте графическое изображение).
Задание № 3
«Вознаграждение вопреки правилам»
Анна Кузнецова работает в отделе обслуживания покупателей компании, производящей промышленные системы очистки воздуха и запасные части к ним. Компания продает свою продукцию крупным региональным дистрибьюторам, которые, в свою очередь, поставляют ее независимым дилерам в других странах, оказывая поддержку и им.
Однажды вечером Анне позвонил один из дилеров, который оказался чрезвычайно расстроенным. Дилер сообщил, что одному из его покупателей немедленно требуется запасная часть к системе кондиционирования воздуха, а у дилера на складе ее нет. Он утверждал, что на протяжении последних двух часов пытался дозвониться до своего дистрибьютора, но безуспешно. Дилер спросил у Анны, может ли она к утру отправить деталь, выставив счет дистрибьютору, который затем включит стоимость в счет-накладную, которую дистрибьютор направляет дилеру в конце месяца.
Так как обычный рабочий день у дистрибьютора окончился, Анна подумала, что она там никого не найдет. Анна понимала, что здесь не все в порядке, так как в связи с жалобами дистрибьюторов компания прекратила такую форму поставки и расчетов. Компания хотела контролировать все отгрузки, чтобы уменьшить вероятность поставки неплатежеспособным дилерам. Однако хотя Анна знала правила, она решила отступить от них, учитывая характер ситуации. Дилер сообщил, что покупателю запасная часть требуется немедленно. Анна решила, что обслуживание покупателей – это наиболее важный аспект ситуации, поэтому она быстро отправила деталь.
|
На следующий день позвонили местному дистрибьютору. Оказалось, что дилер не является постоянным покупателем дистрибьютора. В результате дистрибьютор отказался оплачивать деталь. Хотя компания попытается получить стоимость детали непосредственно у дилера, Анна тем временем лишилась 5 000 рублей (стоимость детали). Для того чтобы возместить эту сумму, она отказалась от премии.
Через несколько дней Анне позвонил один из исполнительных вице-президентов фирмы Роман Дергачев, который сообщил, что ему позвонил руководитель расчетного отдела, очень раздраженный и настаивающий на принятии мер в отношении Анны, которая нарушила правила компании. Дергачев попросил объяснений. Выслушав Анну, он заявил, что согласен с руководителем расчетного отдела в оценке серьезности ситуации и что действительно необходимо кое-что предпринять. Он заявил Анне, что сообщит о принятых мерах на следующий день.
На следующий день на работе Анну ожидал конверт, который она со страхом открыла, ожидая решения об увольнении. В конверте лежали 5 000 рублей и записка от Дергачева, в которой сообщалось, что она получит надбавку к зарплате и будет включена в кадровый резерв компании.
Вопросы
1. Какими мотивами руководствовалась при разрешении ситуации Анна Кузнецова (для объяснения её поведения выберите какую-либо теорию мотивации)?
2. С помощью какой-либо теории мотивации объясните решение Романа Дергачева. Правильно ли он поступил с точки зрения достижения целей организации?
Задание № 4
«Работать или не работать, наказывать или поощрять?»
«Орион» - это крупная многонациональная компания по производству товаров бытовой химии. Она осуществляет операции в десяти странах СНГ. В России она производит некоторые виды своей продукции на одном из заводов, распложенном в небольшом провинциальном северном городе.
Крупномасштабные складские операции очень важны для поддержания эффективной работы данного завода. Как только продукция сходит с производственной и упаковочной линии в северной части завода, она перевозится на конвейер через главную дорогу в южную часть завода, где расположены складские помещения. Эти операции осуществляются в две смены и без остановки. Если здесь происходит срыв, то вся система стопорится и сделанная продукция не может сойти с производственной линии.
Петр Груздев работает в южной части завода на складе. Ему 28 лет, он не женат и уже семь лет работает на этом заводе. В его обязанности входит погрузка готовой продукции на конвейер и складирование ее в штабеля с помощью ручной тележки или автопогрузчика.
Петр живет в одной квартире с родителями; домой приходит в основном спать. Всем известно, что он любит хорошо проводить время. На общение с людьми у него уходит много времени и сил. Он нередко жалуется, что после этого он бывает «разбитым». Петр тратит очень много денег на свои развлечения. Такое возможно потому, что родителям денег он почти не дает. Его отец, находясь на пенсии, все еще работает и получает неплохую зарплату. Сам Петр умудряется подработать на стороне, выступая время от времени в качестве судьи на соревнованиях местных мужских и женских команд по волейболу. Он также активно занимается спортом для своего удовольствия: зимой – это популярный в этом городе хоккей, летом – футбол, постоянно – волейбол. Ему очень нравится быть среди людей, получать удовольствие от общения с ними не в меньшей степени, чем от самих занятий спортом.
На работе Петр уже не первый год известен своими непредсказуемыми прогулами. Они нередко продолжаются по несколько дней. Последние три годы это выглядело следующим образом:
Позапрошлый год………………………12 дней (5 случаев)
Прошлый год……………………………9 дней (7 случаев)
Текущий год……………………………..10 дней (8 случаев)
Кроме того, Петр часто опаздывает на работу, объясняя это различными причинами. В ряде случаев это прерывает рабочие операции на складе завода.
Его новый начальник участка Галина Николаевна не считает, что активная жизнь Петра вне работы – причина его прогулов и опозданий. Хотя она и не совсем в этом уверена. Она не может понять, почему он на это жалуется каждый раз, когда появляется на работе на следующий день.
Однажды, когда Петр прогулял несколько раз после игр в хоккей, он пытался объяснить это тем, что каждый раз игра вызывала старые боли в спине. Из его личного дела Галина Николаевна действительно обнаружила, что два года назад Петр обращался к заводскому врачу по поводу болей в спине. Это случилось как раз после занятий спортом. Однако записи доктора, сделанные после обследования, свидетельствовали о том, что у Петра нет серьезного заболевания, препятствующего его работе.
Галина Николаевна была уже четвертым по счету начальником участка за последние два с половиной года работы Петра на заводе. Все предыдущие начальники участка сделали в личном деле Петра записи о его нарушениях. Они проводили с ним соответствующие беседы. Каждый раз Петр соглашался с тем, что ему следует исправиться, ссылаясь в то же самое время на плохое самочувствие и болезни как причины своего поведения. Было замечено, что после каждой такой воспитательной беседы его поведение на работе значительно улучшалось.
В принципе Петр является неплохим работником. Когда он работает, ему не за что делать замечания, но и нельзя ожидать сверхусилий. Просматривая его личное дело, Галина Николаевна вспоминала трех предыдущих начальников. Двое из них отличались тем, что давали подчиненным полную свободу в работе с минимальными проверками со своей стороны. А один был действительно «жестким» начальником, держа все и всех под контролем, наставляя и помогая всем своим работникам, ругая их, когда они делали не то или не так. Однако большинству людей на заводе он нравился. Галина Николаевна также обнаружила из личного дела интересный факт. Прогулы Петра были чаще именно у этого «жесткого» начальника и меньше у тех двух «либералов», дававшим людям самим решать, где, как и когда работать.
В восемь часов утра понедельник 6 октября 2013 года Петр Груздев опять не явился на работу, и складская бригада должна была начать работу в сокращенном составе. Анализируя записи в личном деле Петра, Галина Николаевна определила, что у него начался новый период загулов. К тому же недавно, в сентябре он уже прогулял три дня. Она задумалась о том, что же ей необходимо предпринять, чтобы Петр вышел на работу и в будущем подобные случаи не повторялись вообще.
Задания:
1.Каковы, по Вашему мнению, мотивы поведения Петра Груздева. Используйте для объяснения какую-либо теорию мотивации с обоснованием Вашего выбора.
2.Какие меры целесообразно принять Галине Николаевне по поводу Петра (мотивация, карьера и др.)?
3.Что можно рекомендовать руководству предприятия по отношению к системе управления персоналом для устранения подобных случаев в поведении работников?