Общение и коммуникация Античности — первый кризис функционального общения.




ПЛАН

1. Общение и коммуникация Античности — первый кризис функционального общения.

2. Коммуникация в Средние века.

Общение и коммуникация Античности — первый кризис функционального общения.

Античная культура на протяжении всего времени своего существовании находится в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения. Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков. Алфавитное письмо дает грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи. Совершенствование ремесла, строительства, военного искусства все больше выходит за рамки освященных мифом образцов.

Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождается борьбой против архаических традиций мифологического сознания, сковывающих свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности. Стремление разрешить это внутреннее противоречие античной культуры составляет движущую силу ее развития.

Общение в рамках античного (греческого и римского) полиса представляет собой первый вариант кризиса функционального общени я. Именно античный полис стал местом первого кризиса традиционной культуры и функционального общения. Он был обусловлен рационализацией традиции, которая поставила под сомнение ее основания и стремилась их углубить. В результате рационализации традиция перестала ощущаться как единственная форма деятельности, между индивидом и традицией возник интервал, который сделал возможным рождение творческой человеческой личности и нового типа отношений между людьми — интерперсонального и ролевого общения. В политической сфере это связано с возникновением демократических институтов власти и суда. В сфере досуга, познания, оценки и художественного творчества это связано с возникновением театра, философских диалогов, пиров и игровых состязаний, межкультурного сотрудничества.

Основные социальные категории античности — аристократы, ремесленники и купцы, военные, рабы. Аристократия имела земледельческое происхождение. Однако это были не земледельцы, а скорее землевладельцы, ибо уже в эпоху классики в Греции и поздней республики в Риме они сами земледелием не занимались. Это делали рабы, крепостные крестьяне или наемные слуги. Владение землей обеспечивало богатство, социальный престиж и власть. Богатство стало достоянием многих, и его авторитет, в конечном итоге, уничтожил авторитет происхождения. И самое главное: торговля и ремесло всегда играли существенную роль в античной экономике.

В эллинистическую эпоху впервые появилась интеллигенция как сословие. В Греции и Риме появляется и еще одна социальная категория — просто человек, имеющий свою личную жизнь. Эта личная жизнь занимает теперь огромное время (известно, например, что в Греции рабочий день длился всего шесть часов, а в Риме праздничные дни занимали почти половину года), и большая часть его отдается общению. Так много люди больше уже никогда не будут общаться.

Античное общение возникло на заре европейского индивидуализма и было слишком связано еще с древней общинностью, которая в Новое время, конечно, уже полностью была преодолена. Профессионализация всех сфер труда (высшая форма его разделения, требующая длительной специальной подготовки) и небывалое даже для нашей эпохи увеличение времени досуга — важнейшие показатели рождения интерперсонального и ролевого общения.

Античное общение является типичной исторически переходной формой, включающей в себя как типы и элементы прежней фазы своей эволюции — функционального общения, причем, и классические, и модифицированные, так и типы, и элементы новой фазы своей эволюции — ролевого и интерперсонального общения.

Рассмотрим все три варианта сложившейся ситуации: сохранившиеся старые формы общения, их модификации и новые формы.

В античности сохранились и были широко распространены старые формы

функционального общения и коммуникации. Речь идет о семейных отношениях. Женщины и дети в античном обществе были полностью лишены прав на свободное участие в его жизни, они во всем зависели от мужчины (мужа или отца). Женщины воспринимались только в качестве существ, предназначенных для продления рода. Дети воспринимались как будущий род, которому позволялось вырасти в случае экономической целесообразности. Выращивание детей считалось необходимой и почетной социальной обязанностью, но это не препятствовало, например, многочисленным убийствам детей. Однако модификация коснулась и этой формы общения. Так античность последовательно проводила принцип моногамии.

Женщина не имела политических прав и всю свою жизнь проводила на женской половине дома (в гинекее). На улице женщины не могли появиться без сопровождения других лиц. Ни одно из знаменитых творений греков, таких, как, например, олимпийские игры или театр, не было ей доступно, ни как наблюдателю, ни, тем более, как участнику. Женщине запрещалось учиться. Мужчина был главой семьи, он обладал правом на свободу, жизнь и смерть не только своей челяди, но, иногда, и детей, а в Риме и жены. Развод фактически осуществлялся только по воле мужчины и часто мотивировался лишь его прихотью, хотя основной причиной являлась бездетность брака.

Спарта представляет собой очень сложный комплекс культурных феноменов. Они значительно архаичнее всего того, что известно об остальной Греции. Поэтому здесь несколько свободнее оказалось положение женщины (она имела право даже на военные тренировки), но сохранилась царская власть (которая, в свою очередь, фактически осуществлялась лишь в периоды военных действий). Общинные формы быта были более ярко выражены (например, военное воспитание детей, общественные обеды мужчин вне семейного дома — сисситии). Обращение с рабами было очень жестоким: известны, например, такие явления, как охота на них (криптии), практиковавшаяся в качестве необходимого компонента воспитания молодого воина. В Спарте умерщвляли детей не только в силу экономических причин, но и из-за их физических недостатков. Сохранились и такие формы древнейшей коммуникации, как человеческие жертвоприношения и инцест.

В Риме женщины имели значительно большую личную свободу. Они являлись полноправными участниками семейного и домашнего общения, но были лишены политических прав, и доступ к общественной роли оказывался для них возможным лишь посредством влияния на облеченных государственными полномочиями мужей.

Рабство в античности приобрело невиданный размах. Рабы по своему статусу ничем не отличались от вещей, они не имели никаких гражданских и политических прав. Свободные граждане практически не подвергались телесным наказаниям (за исключением безболезненной смерти, например, самоубийства), рабы терпели все мыслимые и немыслимые наказания, все возможные формы казни и пыток. Восстания рабов, особенно в эллинистический и римский период, были очень частым явлением.

Внешние контексты общения также демонстрируют нам очень широкий спектр вариантов своего существования: от ролевого до функционального общения и коммуникации. От невероятной открытости и готовности к использованию всего полезного, что можно было обнаружить у других народов, до снобистского именования всех их словом "варвары". Римляне относились к провинциям как к источникам сырья и нещадно разграбляли их, приводя население к полному обнищанию.

Путешествия были очень распространены, они имели как деловые (торговые, служебные, познавательные), так и развлекательные (туристические) цели. Путешествия сопровождались миграциями и колонизациями.

Политическое общение. Античная демократия произошла из первобытнообщинной демократии, с течением времени ее происхождение выразилось в так называемой общительности, "публичности и тесноте" жизни грека и римлянина. Вместе с тем, общительность античного человека существенно модифицировалась, и ее нельзя не отличать от общительности первобытного человека или представителя земледельческих и скотоводческих культур. Поначалу только аристократия реально участвовала в управлении государством. Затем к ней присоединились разбогатевшие купцы. Во времена Перикла все свободные граждане (в первую очередь, ремесленники) получили доступ к общественным должностям, поскольку за эту работу стали платить. Исполнительная власть была коллегиальной.

Политическое общение античности является типичной модификацией

функционального общения. Важнейшим каналом общественной коммуникации была агора, городская площадь, служившая центром политической и религиозной жизни полиса, местом собраний. Прогуливаясь на агоре, греки обменивались новостями и мнениями, вели политические споры, узнавали слухи. Глашатаи оповещали граждан полиса о важных событиях.Демократическое государственное устройство полисов, в которых высшая законодательная власть принадлежала народному собранию, решавшему большинством голосов важнейшие вопросы общественной жизни, превратило полис в «цивилизацию болтовни» (К. Куле).

Между гражданами установилось обоснованное рационально и религиозно функциональное общение, между гражданами и негражданами — так же обоснованная коммуникация, вплоть до жесточайшей эксплуатации и убийств. Преодоление социального неравенства окончательно достигалось только в период Сатурналий (Праздник приходился на вторую половину декабря — время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы. Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обычного труда, имели право носить символ освобождения pilleus «вольный» (круглая войлочная шапка, которую надевали рабы во время процедуры освобождения,) получали разрешение есть за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги).

Метеки (неполноправные, иностранцы) (и другие категории лишенных гражданских прав чужестранцев: плебеи, провинциалы) и илоты (крепостные крестьяне и другие несвободные граждане, например, вольноотпущенники) были существенно поражены в правах на общение со свободными людьми. Они не только не участвовали в политической жизни своих городов, но даже не могли вступить в брак со свободным гражданином. Браки между гражданами и негражданами, а в Риме даже между представителями разных сословий (между гражданином и метеком, между патрицием и плебеем, нобилем (правящие) и всадником) запрещались под страхом утраты гражданства и всех его привилегий.

Война даже между греческими городами была жесточайшей формой межсубъектного взаимодействия. Но все же обычай повелевал: первое — щадить святыни богов; второе — не препятствовать похоронам павших воинов. Граждане отдельных городов были политически разобщены, но ощущали свое духовное и этническое единство. Существовали народные суды присяжных. Судебная и политическая риторика является интереснейшим памятником античного общения. Это общение уже становилось ролевым. Об этом свидетельствует институт логографов и сикофантов. Первые писали речи для участников судебных заседаний, а вторые представляли интересы потерпевшей стороны. Существование ролевого общения доказывают и негативные стороны античной демократии: шантаж сикофантов, лоббирования чьих-либо частных интересов демагогами.

Армия была первым социальным объединением, добившимся полной демократии (хотя поначалу и здесь только разбогатевшие получили равные права с родовитыми); в Греции она представляла собой народное ополчение, в Риме она была профессиональной и добровольной. Жесткость дисциплины сопровождалась демократическим равенством возможностей занятия руководящих должностей и большим влиянием на политическую жизнь невоенного населения (например, на выбор новой императорской династии). В эпоху эллинизма и поздней римской империи власть фактически "становится самодержавной" и даже обожествляется (церемония апофеоза). В Риме отношения между властителем и гражданами только формально напоминают общение.

Религиозное функциональное общение также было модифицировано. С одной стороны, из него был в небывалой для того времени степени выхолощен сакральный компонент. Ритуал стал лишь формой, служащей иным целям, прежде всего, социально-политическим. Религиозное мироощущение античности было пантеистическим. Боги "просто существуют", как существует природа, от которой они неотъемлемы; они совершенны и свободны, то есть таковы, какими бы хотели видеть себя люди. С другой стороны, общение с богами оказывается трагедией и становится теперь подлинным, поскольку в трагедии есть герой (рождающаяся личность), ищущий подлинного бога и обретающий в этом поиске подобие ему. Ощущение неподлинности своего нынешнего состояния является последним шагом на пути к отличению его от подлинного состояния и осознанию как социальной роли. К богу теперь обращаются не только за спасением, но общаются с ним, ибо вступают в соревнование за право большего соответствия его сущности.

Общение с богами может осуществляться и в форме их оправдания, и, следовательно, конструирования. Такое конструирование известно в античном искусстве и, прежде всего, в философии. Наконец, имелась и третья сторона. Старое функциональное общение с богами также сохранилось и имело значительное влияние: достаточно вспомнить элевсинские мистерии, дельфийских оракулов, римских прорицателей и распространение восточных культов в эллинистических царствах. Жрецы как обширный социальный класс существовали только в эллинистическое время. Жрецов, однако, заменяли различные гадатели, прорицатели (оракулы) и колдуны, пользовавшиеся огромным духовным и даже политическим авторитетом. Большинство жреческих должностей было выборным и имело политическое значение (например, в Риме их занимали бывшие светские политики, удачно исполнившие свой общественный долг). Среди небольшого числа сакрализованных форм жречества имелись и такие, которые осуществлялись женщинами (например, весталки). Но за это равноправие приходилось дорого платить: весталки давали обет безбрачия.

Квазисубъекты и субъективированные объекты религиозного общения античности также существенно изменились. Как уже говорилось, ими стали, в первую очередь, образы людей. Терратоморфные (чудовища, воплощения ужаса и хаоса), зооморфные и миксантропические образы (от mix — смешивать и antropos — человек) — вымышленные создания, сочетающие черты человека и животного). существовали лишь на первых этапах развития античной религии. Позднее — уже в микенскую эпоху — они приобрели статус подчиненных антропоморфным богам существ или их атрибутов (орел, например, имел священный статус только в качестве атрибута Зевса). Антропоморфизм сокращал дистанцию между людьми и богами и способствовал установлению общения между ними. Культы героев в Греции, гениев в Риме ("смертных богов человеческой природы") и многочисленных домашних богов (пенатов, в древнеримской мифологии боги-хранители домашнего очага, ларов, покровительствующих дому,) — еще одно свидетельство этого сокращения. Значительную роль продолжал играть культ предков.

Именно в античную эпоху произошло рождение интерперсонального и ролевого общения. Его контекстами были многочисленные формы досуга: театр (и другие формы развлечений: танец), игры (и другие многочисленные виды соревнований: цирк, амфитеатр), симпозиумы (и другие формы бытового общения: термы), публичные политические и религиозные церемонии (процессии, триумфы, апофеозы).

«Отдых — после дел», — говорила римская пословица. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это «делами», а рассматривая скорее как досуг, как «отдохновение духа». Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать. Выбор занятий был широкий: спорт, охота, беседы и особенно посещение зрелищ. Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему было больше всего по душе: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов. Иногда отправлялись просто подивиться на какого-нибудь экзотического дикого зверя. Одни искали тишины и покоя, другие — шумных, неистовых развлечений. Одни удалялись на отдых из города в деревню, к себе в поместье, а иных манили к себе соблазны больших городов. Впрочем, поездки за город требовали целого дня, а то и нескольких дней. Случалось же, что выпадали только свободные часы и надо было уметь правильно их использовать, чтобы расслабиться и развлечься. Такие часы можно было посвятить игре в мяч, которой римляне предавались еще охотнее, чем греки. Играли и взрослые, и молодежь. Гораций (Сатиры, I, 5), описывая, как он вместе с Вергилием, Варием и другими сопровождал Мецената до города Брундизий, вспоминает, что Меценат как-то отправился играть в мяч, у самого же поэта болели глаза, и он не принимал участия в игре.

Термы в Древнем Риме предназначались не только для купаний: при них существовали спортивные площадки, комнаты отдыха, а впоследствии появились даже буфеты и библиотеки. Однако в противоположность греческим гимнасиям римские термы были прежде всего местом приятных купаний, отдыха и непринужденного общения, а не физической подготовки будущих воинов, — спортивные площадки, портики и т. п. имели лишь вспомогательные функции.

Большинство форм деятельности античного человека были пронизаны духом соревнования и игры. Соревнование (агон) и игра, как уже отмечалось выше, суть логическое следствие творческого отношения к миру. Творение и игра в соревновании стремятся обосновать свое право на изменение мира. Победа в соревновании имела для античного человека почти то же значение, что спасение души для средневекового человека, ибо она даровала славу и при жизни, и после смерти. Игры облагораживали людей (достаточно вспомнить эксихирию - двухмесячное военное перемирие во время олимпийских игр). Но агон мог существовать и в форме жесточайшей коммуникации, участники которой стремились победить любой ценой, даже ценой смерти противника (так происходило во время войны или гладиаторского боя).

Соревновались во всем: в телесной красоте, в убедительности и выразительности речи, в качестве изготовленной вещи (в том числе поэтической трагедии или исторического сочинения), в логичности философского утверждения, в физической силе и ловкости. К сожалению, погоня за результатом зачастую лишала агон статуса общения, она могла ухудшить и художественное произведение, подгоняя его содержание к требованиям объявляющей победителя публики.

В атмосфере полемики родились такие удивительные явления греческой культуры общения, как трагический и комический театр, олимпийские, пифийские, истмийские и немейские игры, судебная и политическая риторика, философские диалоги.

Соревнование неотделимо от досуга. Пир (обычный обед — симпозиум) открывал перед человеком путь к свободному творческому самовыражению. И пир, и игра были неотделимы от общения, хотя и не сводились только к нему. Общение отнимало огромное количество времени. Даже термы, как мы говорили выше, представляли собой лишь предлог для осуществления развлечений и общения. В конце концов, такое количество общения стало приводить к его выхолащиванию. Досуг все-таки превращается в праздность, дерзко выставляющую свои требования в знаменитом лозунге "Хлеба и зрелищ!".

Важнейшим фактом рождения интерперсонального общения был античный гомосексуализм. Античный гомосексуализм был, с одной стороны, следствием сегрегации (принудительное отделение) полов и дискриминации женщин. Однако, с другой стороны, он был следствием открытия в другом человеке личности, а не только полового партнера, он был, таким образом, формой символического и практического общения людей. Собственно сексуальная сторона подобного общения очень часто вообще отсутствовала, превращая его в исключительно духовный процесс.

2. Коммуникация в Средние века. Средневековые формы общения в западноевропейской, восточноевропейской и исламской культурах является разновидностью функционального общения. В средневековых обществах традиционная культура восстановила свой первоначальный статус, однако она воспользовалась для этого достижениями античного рационализма.

Восстановление господства традиции и функционального общения не смогло последовательно завершиться. Ряд достижений античности, в том числе и в сфере общения, сохранился; средой их существования оказалась, в первую очередь, городская субкультура, однако многие формы функционального общения были модифицированы по античным образцам в религиозной и аристократической субкультурах. Рационализированная (каноническая) традиция — предельно возможный тип ее развития, содержащий множество внутренних противоречий. Следствием этих противоречий оказалась возможность начала длительного возникновения в рамках одной из локальных разновидностей средневековья (западноевропейской культуры) нового — креативного — типа культуры и нового - интерперсонального и ролевого — типа общения.

Средневековое мировоззрение и общественная структура допускали существование только трех сословий (духовного, аристократического и третьего: крестьян, торговцев и ремесленников), фактически же третье сословие представляло собой в культурном и социальном плане двойственное явление, четко различаясь на деревенских крестьян и городских торговцев и ремесленников. Средневековые сословия различались не только в правовом или имущественном отношении, их культура и формы общения были различными. В исламском мире не существовало религиозного сословия, тем не менее, никто не сможет отрицать существование там значительной религиозной субкультуры и ее определяющего влияния на все другие субкультуры, в остальном же сословная структура не отличалась от западноевропейской.

Совершенно очевидно, что в этих условиях мы обнаруживаем множество уже встречавшихся ранее (немодифицированных) форм общения и культуры. Основной средой их существования оказывается, естественно, народная культура, связанная с наиболее традиционным из источников средневековья — земледельческими, а иногда и первобытными формами деятельности и общения (вместе с тем, семья, например, имеет мало различий в средневековых субкультурах и представляет собой пример немодифицированного функционального общения, но и в народной среде существовали модификации

традиционного общения).

Религиозная и политическая (аристократическая) культуры и функциональное общение между их представителями, в свою очередь, неминуемо модифицируются. И, наконец, город остается средой формирования новых типов общения (интерперсонального и ролевого) и креативной культуры. Все эти типы культуры много взаимодействуют, обогащая друг друга и вступая в конфликт. Вместе с эпохой средних веков начинается время не прекращающегося до сих пор и весьма разнообразного диалога культур.

В народной культуре сохранились древние формы функционального общения. Крестьяне составляли большинство населения средневековых стран. Вместе с тем, горожане пренебрегали ими, господа их ненавидели, и только церковь сочувствовала. Охота на ведьм была проявлением как раз взаимодействия и одновременно ненависти аристократической культуры к народной, приведшей к почти полному уничтожению последней. Признание колдовства ересью есть, с одной стороны, следствие рационализации народной культуры, а с другой стороны, мифологизации культуры официальной, то есть причудливого диалога между ними.

В политическом отношении крестьяне делились на свободных и зависимых, при-чем последняя группа количественно заметно увеличивалась на протяжении всего средневековья. Крестьянские восстания — весьма частое явление в средневековой западной Европе, арабском средневековье, в Византии и на Руси. Свободные крестьяне входили в сохранившиеся от первобытности общины, но так же, как и зависимые, подчинялись без посредства общин одному из низших сеньоров иерархической феодальной лестницы.

Крестьянин был чем-то средним между вещью и личностью. Человек средневековья, и в первую очередь, крестьянин ощущал, что его "собственное "Я" — это судьба рода, коллектива "; хотя ощущение свободы воли отсутствовало почти полностью, уже было понятно, что не всякое событие в жизни человека предопределено. В средние века божественный статус человека в эмпирической плоскости з акрыт покровом морального и физического унижения. Убийство человека, совершившего преступление (особенно против Бога), считалось благодеянием для него, ибо оно рассматривалось как путь спасения его души. Человеческая личность рассматривалась как своего рода вместилище божественных или дьявольских сил. Вместе с тем, за убийство человека полагались жестокие духовные и физические наказания, лишение причастия на всю жизнь или запрет на какую-либо общественную деятельность.

Религиозный мир средневекового крестьянина определялся сложным синтезом исконных языческих традиций и возникшей сравнительно недавно и перенесенной в различные национальные и культурные условия рационализированной религии (христианства и ислама). Господствовал монотеизм, его идеология соответствовала идее политического единства общества и государства. Однако этот монотеизм включал и культ святых, и культ предков, и многие языческие культы природы. Посредниками в общении между трансцендентным Богом и земными людьми служили такие же земные, но избранные люди — святые и церковь.

Христианство создало крайне противоречивое отношение к браку: с одной стороны, одобряются прочные семейные узы, осуждается супружеская неверность, предписывается почитание родителей детьми и дается прямой совет вступать в брак, с другой же стороны, неоднократно высказывается мысль о том, что люди, которые не имеют детей, более угодны богу и им легче достигнуть блаженства. Семейное общение остается вполне традиционным и патриархальным в жизни всех сословий Средневековья, однако наиболее последовательно эти традиции соблюдаются в религиозной и крестьянской среде. Существовали запреты на вступление в брак с родственниками, духовными или кровными, а также многочисленные ограничения и тщательная регламентация сексуальных контактов, считались преступлением измена, развод, контрацепция или внебрачные связи, ограничивалось число браков. Строго карались любые отклонения от "естественной сексуальности". Однако эти требования постоянно нарушались. Брак по-прежнему заключают родители, не спрашивая молодых о взаимности.

Общественной жизни стало намного меньше, чем в античности, и поэтому мужчины теперь много времени отдают семье; однако они по-прежнему освобождены от домашних обязанностей. Женщина приобретает большие имущественные и моральные права (особенно в среде купцов и банкиров, однако именно в этой среде отношение к женщине часто бывало даже более враждебным, чем у других сословий) по сравнению с античным полисом, но ее положение остается весьма зависимым от мужчины. Ее подлинная общественная задача — только домашнее хозяйство и воспитание детей. Воспитывают более тщательно мальчиков, чем девочек.

В средние века отсутствует восприятие детства как специфического возраста человека, к ним относятся как к взрослым. Впрочем, даже животных в средние века могли воспринимать в правовом отношении одинаково с человеком.

Своеобразная модификация функционального общения отмечена и в народной культуре. Речь идет о знаменитых карнавалах. Карнавальное равенство утверждало право на самоцельное общение людей, но его пародийный характер возвращал ему, казалось бы, преодоленные социальные функции.

В аристократической и религиозной субкультурах средневековья функциональное общение было модифицировано. Военное и религиозное (даже монашеское) сознание объединялись в идее и практике священной войны и всемирной теократии, в многочисленные ордена и священные армии, но в мирное время очень часто конфликтовали. У обеих категорий общества были общие враги — язычество (а иногда и другие средневековые традиции: иудаизм, христианство или ислам).

С иноверцами и еретиками воевали по-разному. Это могли быть резня и казни еретиков, прямые военные столкновения, вроде крестовых походов или джихада меча. Все же, если для христиан иудеи и мусульмане — "недочеловеки", которых надо уничтожить, то для мусульман иудеи и христиане — близкие по вере "люди книги", которые достойны уважения. Христиане поначалу вообще отказывались от военной службы, поскольку убийство человека считалось ими величайшим грехом. Впоследствии, однако, политические и религиозные интересы породили на свет доктрину священной войны. Крестоносцы не щадили ни женщин, ни детей. Их фанатизм и жестокость были внове для исламского востока, где в то время сравнительно мирно уживались различные конфессии. В армии сохранялась мирная социальная иерархия. Гостеприимство сохранилось только у мусульман. Ереси были многочисленны, но безжалостно и в каждом случае истреблялись. Но борьба с еретиками и иноверцами превращалась иногда в сложные богословские споры, не лишенные даже взаимного уважения, какие разворачивались в христианской апологетике и схоластике или мусульманской религиозной философии. Излюбленным жанром средневековой схоластики были многочисленные обращения к язычникам вроде "Педагога" Климента Александрийского или "Суммы против язычников" Фомы Аквинского.

Арабы в первые века своего господства не уничтожали никаких религиозных традиций, но только устанавливали политическое господство. Византия довела до совершенства такую форму представительного общения и диалога культур, как дипломатия. Несмотря на открытое, в целом, отношение Византии многообразным культурным влияниям разных народов, их культурное развитие пошло под знаком нивелирующего господства христианства. Вся жизнь воина и монаха пронизана ощущением конфликта добра и зла, можно говорить даже о единстве или расколотости такого сознания, которое стремится соразмерять свое поведение с обычаями добродетельной нравственности. В управлении монастырем следовали уставу, воле епископа и демократическому выбору всей братии.

Монастырские уставы регламентировали жизнь человека до малейших деталей, и выполнить их было подчас крайне сложно; за недостаточную набожность карали. Стремясь к уединенному молитвенному общению с Богом, монахи организовывали небольшие скиты и становились затворниками, которые пользовались особым почтением в Византии. Были распространены различные формы самоистязания и аскетизма монахов (вериги, столпничество, длительные голод, холод и бодрствование). Вместе с тем, монастыри оказывались не только местами благочестия, но и разврата. Показательно, что интеллектуальная жизнь сосредоточивается на первых порах именно в обосновании (оправдании) собственной веры. Вера и разум подкрепляют друг друга во многих памятниках средневековой философии. Разум больше не стремится к творческому первенству, наоборот, его идеал — утверждение веры; в этом мире нет места мнениям, личным взглядам: есть только "истины" и "заблуждения". Но схоластика, благодаря опоре на античную философскую традицию, явила своеобразный диалог между разумом и верой.

Если в античности авторство и открытия оспаривались (хотя не до такой степени, как в Новое время, поскольку плагиат не считался преступлением и понятие авторского права отсутствовало; достаточно вспомнить, например, такой факт: большинство античных эпосов — Вергилий, Аполлоний Родосский, Нон Панополитанский — в значительной мере состоит из скрытых заимствований иногда очень больших фрагментов текста гомеровских поэм), то теперь авторство скрывается и даже приписывается авторитетному для той или иной традиции человеку (самый поразительный пример — ареопагитики, созданные намного позже времени жизни евангельского Дионисия Ареопагита, но подписанные его именем).

В условиях языковой непонятности и стандартизации ритуала, молитва, личный пример, братское милосердие, проповедь и исповедь становятся одной из важнейших форм " живого" общения между мирянами и священниками. Впрочем, содержание проповедей и исповедей также стандартизировалось и сводилось к трем основным формам: заклятию, благословению и отлучению. Среди контекстов религиозного общения людей следует выделить многочисленные праздники и паломничества ко святым местам.

Подобно микрокосму собора существовал микрокосм замка, способный открываться навстречу гостям, принадлежащим тому же сословию. Были распространены судебные поединки и дуэли. В рыцарской среде возникла такая форма отношения к женщине, как куртуазная любовь. Она не была направлена на реальную женщину, скорее бывшую только символом для служения созданному традицией культу идеальной Прекрасной Дамы, восходящего к культу Девы Марии; куртуазная любовь выражалась во множестве условностей и подвигов рыцаря, во имя своей Дамы стремившегося к совершенству.

Политическая и религиозная жизнь пронизаны идеей всеобщей (универсальной) светской и духовной власти, структурированной в форме последовательной иерархии уровней. Во всех средневековых странах за преступления против представителей разных сословий полагалась иерархия наказаний, соответствовавшая сословной иерархии. Интересно отметить, что в феодальном обществе не имущественное расслоение было первоосновой знатности, а, наоборот, знатность и привилегированное положение становятся предпосылкой богатства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: