Схема сонатно-симфонического цикла




Жанры музыки

Жанр (от лат. genus - род, вид) –это вид музыкального произведения с определенным содержанием, назначением и типом исполнения.

По происхождению и жизненному назначению жанры подразделяются на:

Первичные жанры – это жанры, которые возникли благодаря народному творчеству и связаны с бытом человека (песня, танец, марш).

Вторичные жанрыэто жанры профессиональной музыки (симфония, концерт, сюита, оратория, опера, балет и т.д.).

Классификация жанров по составу исполнителей и способу исполнения:

· Инструментальная музыка:

Ø Оркестровая (симфония, увертюра, концерт);

Ø Ансамблевая (трио, квартет, квинтет);

Ø Сольная (соната, рондо, баллада, прелюдия, этюд и др.).

 

· Вокальная музыка:

Ø Хоровая, ансамблевая, сольная (песня, романс, вокализ, ария и др.).

· Вокально-инструментальная музыка:

Ø Кантата, оратория, месса, реквием и др.

 

· Театральная музыка:

Ø Опера, балет, музыка для драматического театра или кино.

 

Марш

Марш - от французского mагсhе - означает «ходьба». Это жанр в музыке, произведения которого предназначены для синхронного движения большого количества человек. Марш обладает четким ритмом и размеренным темпом, не меняющимся на всём протяжении композиции.

 

Характерные признаки марша:

· Фанфарные интонации.

· Квадратное строение мелодии (деление мелодии на равные отрезки по 8 тактов или по 4).

· Пунктирный ритм

· Размер 4/4, наиболее удобный для ходьбы.

· Трехчастная форма.

· Простая и чёткая фактура аккомпанемента, отбивающего каждую четверть и акцентирующего сильные доли.

 

Виды марша:

1. Походные марши (сопровождают военные походы)

2. Церемониальные марши (торжественные церемонии, парады;

3. Траурные марши (сопровождают траурные шествия);

4. Сказочные марши (создание сказочных образов);

5. Комические марши (создание шутливых образов)

6. Детские (кукольные) марши (создание детских, комических образов.)

 

Балет

Слово «балет» произошло от итальянского balletto – танец. Это вид сценического искусства, в котором объединены танец, музыка, драматическое и изобразительное искусства.

В XVIII веке появился балет в современном понимании этого слова. Французские балетмейстеры создали специальный «хореографический язык», которым пользуются до сих пор.

В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, который запечатлен в либретто.

Итак, основными компонентами балета являются:

· Классический танец;

· Характерный танец;

· Пантомима.

Классический танец – сложился во Франции, характеризуется красивыми и изящными движениями. Танец, основанный на тщательной разработке различных групп движений, позиций ног, рук, корпуса и головы.

Вариация – сольный танец классического балета. Этот танец – характеристика героя (как в опере ария).

Адажио – танцевальный номер балета в исполнении одного, двух и более исполнителей.Здесь чередуются совместные и сольные танцы (вариации) танцовщика танцовщицы.

 

Pas de deux ( па – де – де) – танец двоих исполнителей.

Pas de trois (па – де – труа) – танец троих героев.

Pas de quatre (па – де - катр) – танец четверых танцоров.

Кордебалет – большая группа артистов, которая принимает участие в больших сценах (как в опере - хор). Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят разнообразие в балет.

Дивертисмент – вереница танцев в балете.

Одежда

Пачка – специальная юбка для балетных танцев, короткая и очень пышная.

Пуанты – специальная балетная обувь, с помощью которой артисты балета могут танцевать на пальцах.

Опера

Опера представляет собой синтетический жанр искусства: в ней, кроме музыки, представлены литература, хореография, изобразительное искусство, драматическое искусство.

 

В основу оперы положено либретто - литературный текст, кратко пересказывающий содержание произведения.

Открывается опера оркестровым вступлением, создающим общее настроение всей оперы. Оно может называться прелюдией, увертюрой, вступлением или интродукцией.

Структура оперы

Опера состоит из действий (актов).

Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.

Действия состоят из сцен, сцены из номеров.

Номера подразделяются на сольные и ансамблевые.

Оперные голоса

Мужские:

Бас – низкий мужской голос;

Баритон – средний мужской голос (лирический, драматический);

Тенор – высокий мужской голос (лирический, драматический, альтино).

 

Женские:

Контральто, альт – низкий женский голос

Меццо – сопрано – средний женский голос

Сопрано – высокий женский голос (лирическое, драматическое, лирико-драматическое, колоратурное).

 

Симфония

Симфония – произведение для симфонического оркестра, написанное в форме сонатно-симфонического цикла. В 18 веке симфония стала самостоятельным жанром симфонической музыки и приобрела свой классический вид в творчестве венских классиков Й. Гайдна и В. Моцарта.

Итак, симфония - произведение, состоящее из нескольких частей (обычно из 4-х). Вместе эти части образуют сонатно-симфонический цикл. Такое строение позволяет композитору выразить самые разные чувства, создать музыкально обобщенный образ.

Схема сонатно-симфонического цикла

Вступление   1 часть 2 часть 3 часть 4 часть Кода
Форма Сонатная - Вариации, - Трехчастная и др. Жанровая часть: - Менуэт - Скерцо и др. Финал -Сонатная; - Рондо - Рондо-соната
Тональность Основная Родственная: - параллельная; - S илиD. Основная Родственная и др. Основная
Темп Allegro Andante Moderato Allegro

 

Первая часть симфонии – энергичная, действенная, в быстром темпе. Чаще всего она является в симфоническом цикле главенствующей. Именно ее пишут в форме сонатногоAllegro, дающей возможность сопоставить контрастные образы. Эти образы потом развиваются, изменяются и в результате приобретают новый характер, новые черты.

Вторая часть симфонии обычно медленная. Это лирическая или созерцательная передышка после бурных событий первой части. Но бывают и исключения, например, в «Героической» симфонии Бетховена, вторая часть – траурный марш.

Третья часть симфонии в творчестве Гайдна и Моцарта – чаще всего менуэт. Бетховен заменил его на скерцо – музыкой стремительного, живого характера, нередко с юмористической, а порой и саркастической окраской.

Четвертая часть симфонии – финал всего цикла. Он также пишется в быстром темпе, как и первая часть. Если смысл первой части заключается в том, чтобы показать конфликт образов, драматическое действие, то задача финала – подведение итогов. Поэтому не случайным является то, что финалы часто пишутся в форме рондо, в которой постоянно возвращается одна и та же главная мысль.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: