Народ без письменности - нем, история бесписьменного народа – коротка и переменчива. Поэтому собственная азбука – главная святыня каждого народа. Есть страны, где родная азбука отлита в золоте и хранится, как величайшая драгоценность государства, а создатели ее почитаются как святые, равные Апостолам.
Вот почему враги наши, стремясь уничтожить Россию и русский народ, прежде других памятников уничтожили памятники создателям нашей письменности Кириллу и Мефодию, а в числе первых имен, вычеркнутых их наших учебников, были их имена.
И вдруг, после 70 лет, казалось бы, полного беспамятства, из заполярного хладного Мурманска 24 мая 1986 года вырвалось и разнеслось на весь славянский мир: «Вспомнили! Мы вспомнили, кто дал нам ключи, которыми вот уже тысячу лет каждый русский ребенок открывает для себя храм учености, культуры и искусства»! И пошел из Мурманска, вновь пошел по единой русской, украинской, белорусской земле тысячелетний праздник. – День славянской письменности.
А в мае 1990 года, в Мурманске же, на краю славянского материка, встал первый после великого разорения памятник Первоучителям славянства. А вслед за Мурманском, 24 мая 1992 года и в самой Москве был открыт памятник Кириллу и Мефодию.
Поклон вам мурманчане! То, что сделали вы, названо в славянском мире духовном подвигом мурманчан.
24 мая – День славянской письменности и культуры – наш праздник, - мурманский, русский, славянский.
В этот день с раннего утра перед ликом Первоучителей, перед главной мурманской библиотекой среди цветов теплятся свечи, свечи. Поставим же и мы свою свечу тоже и поклонимся и скажем в душе своей теплое слово благодарности.
Не забудем при этом о других учителях, о тех, которые встречали нас на пороге первого класса, при расставании с которыми не удавалось сдержать слезу на последней школьной линейке. Пусть самыми главными словами в День 24 мая будут слова «Спасибо тебе, учитель!» А рядом с портретами Кирилла и Мефодия, рядом с портретами любимых писателей и поэтов пусть проплывет по проспекту в праздничном обрамлении портрет твоего любимого учителя. Пусть будет так! Пусть всегда будет прекрасен наш праздник.
|
«Придем же и поклонимся…»
По окончании шествия – праздник «Слово» на площади Первоучителей, концерт, здесь же книжная торговля, торговля мороженым, викторины. Будут объявлены победители конкурсов, лауреаты премии Баева-Подстаницкого. В празднике примут участие гости из Москвы, Сыктывкара, Нарьян-Мара, Ловозера, Мончегорска, Териберки.
Свечи и цветы – с лотков у библиотеки.
В библиотеке – выставка сочинений и стенгазет. Здесь, сразу после праздника «Слово» - Встреча победителей конкурса с руководством области и с гостями праздника.
В 19 часов в лучшем зале города – большой торжественный вечер «Спасибо вам, учителя наши!», посвященный Дню славянской письменности и культуры. Участвуют коллективы из разных районов области – «Полянка», «Звездочка», «Одеянка», два Поморских народных хора и др.
В праздновании принимает участие Русская Православная Церковь.
Оргкомитет 1Х съезда СП СССР Колову С.П.
СП РСФСР Романову Б.С.
СП УССР Мушкетику Ю.М.
СП БССР Чигринову И.Г. № 27/3104. 14.04.1991г.
В соответствии с Постановлением Президиума ВС РСФСР в 1991 году впервые будет отмечаться как официальный праздник России День славянской письменности и славянских культур: дело национального возрождения своих народов, ради которого писатели поднимали этот праздник, получило государственную поддержку.
|
И вдруг оказывается, что 1Х съезд СП СССР назначен именно на 24 мая, и таким образом, праздник, центром которого в нынешнем году является Смоленск, останется без главной движущей силы, определявшей лицо праздника в Киеве, Минске, Новгороде, Вологде, Мурманске, - без писателей.
Учитывая, что славянская письменность и славянский язык на протяжении веков были (А официально и сейчас остаются) духовным мостом между народами страны, в знак уважения к сему мосту, предлагаю составить расписание съезда так, чтобы делегаты могли принять участие в празднике. Прецедент есть: сессия ВС Белоруссии в прошлом году прерывала ради этого свою работу. Какова будет форма нашего участия – торжественное собрание в главном зале столицы или выезд в полном составе в Смоленск – Москве виднее, но решение надо принять безотлагательно, дабы использовать сложившуюся ситуацию для взаимного усиления, как писательского съезда, так и славянского Праздника.
В. Маслов, председатель Мурманского отделения
Всероссийского фонда культуры,
Ответственный за проведение первого Дня
Славянской письменности в 1986 году,
Делегат 1Х съезда СП СССР.
ФОНД славянской письменности и славянских культур,
Председателю фонда В.М. Клыкову.
В ответ на Ваш запрос о главных направлениях и задачах и на письмо из присутствия Фонда за № 32/90 от 20.12.90г.
|
В сложившемся положении в стране и в славянском мире, считаю не самой первой по времени (хотя и неотложной), но первостепенной задачей – создание Общеславянского комитета, способствующего в решении сегодняшних, определенных названием Комитета, проблем и воплощению в жизнь заветов, оставленных как Братством Костомарова-Шевченко, так и широким Аксаковским движением. Вижу предполагаемый Общеславянский комитет – как неделимую общеславянскую организацию, куда вошли бы все существующие и возникающие Фонды славянской письменности и славянских культур, Кирилло-Мефодьевские Братства, Православные Общества и Братства и т. п., - как российские, так и зарубежные, в том числе и наш Фонд.
Первейшая задача, которая сама по себе способна объединить и будет объединять и сплачивать все вышеназванные образования, - создание общеславянской Дрнвне-русской академии (Киевской имени Нестора), призванной готовить специалистов для славянских гимназий и первичных церковных школ, с целью скорейшего открытия широкой и достаточно густой сети таких гимназий и школ во всех славянских республиках, странах, общинах, на первых порах хотя бы по одной на область (губернию). Причем Академия должна обеспечить возможность преподавания (в соответствии с программой Шевченко-Костомарова) во всех вышеуказанных гимназиях всех славянских наречий и литератур. К выполнению этой задачи в рамках Общеславянского комитета должны быть привлечены Киролло-Мефодьевский центр Болгарской Академии наук, Белорусская и Украинская академии наук, эта же задача сразу должна быть поставлена перед Российской возрождаемой академией.
Еще одна задача – создание общеславянских, связанных между собой транспортной сетью, центров православного паломничества, первым из которых мог бы, на мой взгляд, стать Соловецкий монастырь – с кремлевскими храмами, Святым озером, Святой Секирной горой, с общеславянским подготовительным факультетом российской академии художеств в глуби архипелага и т.д., и т. п. (Но Соловки – особая тема, тут первое слово за РПЦ. Некоторые из моих предложений есть в Архангельском Епарх. Упрвлении). Затем – Ближний Восток (а может быть – надо на это работать и св. Афону).
Для осуществления этой задачи при нашем Фонде надо (при Председателе) иметь на первых порах лишь одного человека, не более. Но это должен быть высококультурный интеллигентный человек и чуткий дипломат. На ставке. Остальных необходимых сам, с председателем и сопредседателями, совещаясь, подберет.
Вторая задача – душевная боль главным образом для РПЦ, Фонд (или Комитет) – лишь способствуют всем имеемыми силами. Уровень руководства общего должен быть, безусловно, выше, чем уровень епархиальный. Во главе - два человека, не более. Если б у РПЦ было легче с кадрами… В целях создания будущей транспортной сети стоит, может быть, войти в состав учредителей мурманского, так называемого, Дома Деда мороза («Деда Ивана»), с которым сейчас тут носятся, поскольку в центре учредительной группы – морское пароходство. Но, к сожалению, у меня лично есть сомнения…
Что касается текущей работы фонда, - совершенно необходим постоянно действующий Совет Дня славянской письменности, ежегодно заменяемый, примерно, на одну треть или чуть - побольше, - в составе примерно восьми человек. О составе его и методах работы мною была подана записка официальная Брагину, должна быть в архиве.
10.01.91. Муманск. В. Маслов, член Совета.