Практическая работа по теме № 1




Дисциплина «История мировых цивилизаций»

Группа № ГМ-1901

ФИО студента: Миляев Артём Валериевич

 

Цивилизационная теория Научные труды, где изложена теория Основная идея теории Ключевые понятия теории (понятие + определение/содержание)
Культурно-исторический тип цивилизации (Н.Я. Данилевский) «Россия и Европа». Н. Данилевский основал многолинейную концепцию замкнутого развития культурологии. Он создал теорию исторических типов. Каждый такой тип, подобно живому организму, проходит стадии зарождения, расцвета и гибели. Отвергая идею о существовании единственной мировой культуры, общей цивилизации, Данилевский выделил 10 типов культур, которые исчерпали возможности своего развития. Он провозгласил славянский культурно-исторический тип, который призван объединить во главе с Россией все славянские народы. Во всемирной истории Данилевский насчитывал десять «полноценных» культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-хаддейский, или древнесемитический; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитический, или аравийский; 10) германо-романский, или европейский, и два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие «насильственной смертью» до завершения цикла развития. Всесторонне Данилевский анализирует только два культурно-исторических типа – формирующийся славянский и германо-романский.
Теория пассионарного этногенеза (Л.Н. Гумилев) «Этногенез и биосфера Земли» Описывает исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. Этнические системы являются одновременно: · биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам или муравейникам; · формой приспособления людей к ландшафту; · взаимно комплементарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам; · группами людей со сходным стереотипом поведения; · группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю; · устойчивыми эволюционирующими системами; · иерархическими структурами. Этнические системы, в общем случае, не являются следующими единствами: · языковыми, · религиозными · культурными, · юридическими, хотя и могут ими быть.  
Цивилизационная концепция (О. Шпенглер) «Закат Европы» Шпенглер рассматривал историю как чередование культур, каждая из которых ему представлялась в виде живого организма. Он выделил 8 культур в истории: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-исламскую, западноевропейскую, культуру майя, русско-сибирскую.
Цивилизационная концепция «Вызов-Ответ» (А. Тойнби) «Исследование истории» В этой работе он разработал концепцию локальных цивилизаций, развивающихся независимо друг от друга и мало связанных друг с другом. Позднее он пересмотрел свои первоначальные взгляды и пришел к выводу, что все существовавшие цивилизации основаны на мировых религиях и являются частью всемирно-исторического процесса. Исторический процесс Тойнби представлял как движение от локальных цивилизаций к общемировой единой цивилизации. Развитие человечества, по Тойнби, заключается в совершенствовании духовного мира человека, приобщении к единой религии. Еще одним представителем историко-цивилизационного подхода был К. Ясперс. Согласно его теории существует единая линия развития культуры, в которой можно выделить четыре периода: 1) прометеевский – эпоха первобытнообщинного строя; 2) период великих культур древности – период расцвета Древнего Египта, Китая, Индии; 3) период осевого времени – период зарождения мировых религий, возникновения научного знания (600-500 лет до н.э.); 4) техническая эпоха – создание новых источников энергии, информационных технологий.  
Теория «Осевого времени» (К. Ясперс) «Осевое время» По мнению Ясперса, все учения осевого времени (которые в изменённом виде существуют до сих пор) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. Некоторые доосевые цивилизации (Древний Египет, ассиро-вавилонская цивилизация) не смогли приспособиться к изменениям и прекратили своё существование. Первые два - это возникновение языка, изобретение орудий, начало использования огня. С этими моментами истории связано возникновение в III-V тысячелетиях до н. э. цивилизаций Индии, Китая, Египта и Месопотамии. Третья точка - VIII-II века до нашей эры - это «духовное основоположение человечества», которое произошло одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Третий срез представляет собой своеобразную «ось мирового времени», когда возникает современный человек с его представлениями о возможностях и границах, об ответственности, которые существуют и в наши дни. Источник: https://vikent.ru/enc/1481/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: