Способы выявления предпочтительности альтернатив.




Сортировка, попарное сравнение, ранжирование и частично балльное оценивание, а также попарные сравнения с градациями. Каждый из перечисленных способов обладает определенными, свойственными ему характери­стиками качества, в частности такими, как точность, надежность, оперативность, сложность получения и др. Сразу оговоримся, что здесь мы перечислили эти технологические приемы в порядке возрастания точности измерения предпочтений и сложности полу­чения результата.

Сортировка. ЛПР должно разделить элементы множества предъ­явления на некоторые предложенные классы. Например, множество возможных сценариев развития некоего конфликта отнести к клас­сам «благоприятные» (конфликт быстро угаснет) и «неблагоприят­ные» (перманентный конфликт). Сортировка требует от ЛПР не­значительной сосредоточенности, но высокой профессиональной подготовленности, так как объекты сравниваются по целой сово­купности свойств. Поэтому оценки могут оказаться не вполне на­дежными. Сортировка дает результаты в номинальной (классифи­кационной) шкале.

Попарное сравнение — сравнительно простой способ выявления элементарных предпочтений. Чаще всего при попарном сравнении ограничиваются простой констатацией того, что один из элемен­тов предпочтительнее другого или объекты равноценны. В этом

случае попарное сравнение есть измерение в номинальной шкале. Это удобно и просто. Чаше всего выбирают шкалу со следующими 'значениями: 1 — отражает факт предпочтительности первого эле­мента над вторым (соответственно 0 — непредпочтительности), а 0,5 — факт равноценности этих элементов по предпочтительности. В общем случае попарное сравнение не дает полного упорядоче­ния элементов, поэтому иногда, когда можно выявить степень Предпочтения, используют порядковые или близкие к интерваль­ным шкалы.

Ранжирование. Это способ выражения предпочтений, заклю­чающийся в расположении предъявленных элементов в порядке возрастания (так называемое прямое ранжирование) или убывания (обратное ранжирование) их предпочтительности. При ранжирова­нии каждому элементу в упорядоченном ряду приписывают нату­ральное число, называемое рангом элемента. Таким образом, при прямом ранжировании более предпочтительному элементу будет приписано меньшее натуральное число, а при обратном — большее. Для упрощения процедуры иногда допускают нестрогое ранжиро­вание. При нестрогом ранжировании несколько элементов могут занимать одинаковое место в ранжировке по предпочтительности, и им будет приписан одинаковый ранг. Ранжирование — это измере­ние в порядковой шкале.

При большом количестве элементов ранжирование удобно проводить способом «медианного сравнения», который требует лишь попарного сравнения. Вначале берут два любых элемента из множества и упорядочивают их. Затем берут третий элемент и сравнивают его с лучшим из первых двух, уже упорядоченных. Ес­ли новый элемент лучше, чем лучший из уже упорядоченных, то его размещают в упорядоченном ряду на первом месте; если он хуже лучшего, то его сравнивают с худшим и таким образом опре­деляют его место. Затем берут следующий (четвертый) элемент и сравнивают его в паре с медианным (средним в ряду уже упорядо­ченных) элементом из трех первых элементов, определяя «левый» или «правый» полуряды для дальнейшего уточнения места четвер­того элемента, и так далее.

Элементарные суждения в виде результатов попарного сравне­ния, сортировки и ранжирования выражаются всегда в качествен­ных шкалах.

Балльное оценивание заключается в том, что каждому элементу из множества предъявленных ставят в соответствие число (балл), характеризующее меру его предпочтительности перед другими. Ука­занные числа — балльные оценки — выбирают из специальной балльной шкалы. Оценивание в балльной шкале рекомендуется проводить тогда, когда предпочтительность элемента устанавливается по строгим правилам, не допускающим неоднозначного толко­вания. При этом обязательно следует иметь в виду, что чем правила назначения баллов проще, размытее, тем ближе шкала балльных оценок (по своим свойствам и допустимым преобразованиям над их значениями) к ранговой. И наоборот, чем правила начисления бал­лов строже, точнее, детальнее, тем оценки в балльной шкале ближе по своим свойствам к интервальным, количественным.

Для выражения предпочтений в случае неоднозначного «ме­ханизма ситуации» часто используют так называемые субъектив­ные вероятности. В этом случае от опрашиваемого лица необхо­димо получить оценки степени возможности появления тех или иных альтернатив, проявления именно тех или иных условий и т.п. Эти оценки выражают в виде неотрицательных чисел, сумма которых равна единице, причем каждое их них отражает степень уверенности ЛПР в том, что при проведении операции может реализоваться та или иная из предъявленных ему для сравнения ситуаций.

Разумеется, такое «прямое» оценивание нельзя считать точным. Поэтому процедуру оценки субъективных вероятностей ситуаций часто совмещают с более надежными методами выявления элемен­тарных суждений, такими, как сортировка и ранжирование или по­парное сравнение.

 

Эвристические методы

Эвристические методы основаны на логике, интуиции и опыте лиц, принимающих решение (ЛПР). Данные методы позволяют «уловить» и использовать эти процессы при разработке альтернатив. В зависимости от используемого подхода эвристические методы подразделяются на формально-эвристические и неформально-эвристические.

Основа формально-эвристических методов – формализация приемов решения сложных задач человеком путем моделирования его мыслительных процессов. Включают метод эволюционного моделирования, лабиринтные методы и др.

Эволюционное моделирование предполагает наличие исходного опыта по процессу принятия УР. Этот опытный, информационный материал необходим, чтобы запустить модель эволюции. На основе имеющегося опыта разрабатывается несколько вариантов решения, позволяющих подойти к ликвидации проблемы и достижению цели решения с разных позиций. Каждый вариант исследуется на основе заранее определенных критериев.

В режиме испытаний исходное, опорное решение («родительское») изменяется случайным образом, в результате чего производится «потомок» (генерированная идея). Если «потомок» хуже «родителя», он отбрасывается, и путем очередной мутации рождается новый «потомок». Если же «потомок» лучше, то отбрасывается «родитель», а «потомок» занимает его место, и процедура повторяется вновь. Основное достоинство данного метода: возможность использования вычислительной техники, что позволяет проводить поиск довольно быстро. Однако нельзя получить выдающегося, нестандартного, творческого решения.

Лабиринтные методы основаны на пошаговом поиске с последующей оценкой возможного продолжения пути ликвидации проблемы. Если направление «тупиковое», происходит возврат в исходную точку, и процесс повторяется вновь, пока не будет найден путь дальнейшего перемещения.

Концептуальное моделирование основано на сборе исходной информации при анализе ситуации и построении структурной модели, позволяющей вычленять наиболее важные элементы отношений. Основное средство для достижения цели – метод структуризации, базирующейся на принципе декомпозиции (разъединении).

В основе неформально-эвристических методов лежит управление интеллектуальной деятельностью человека. Необходимость такого управления обусловлена особенностями его мышления (неформальность, способность к обобщениям, к ориентации в неопределенной ситуации, склонность к рассеиванию и к потере информации). Для усиления первых трех свойств и нейтрализации двух последних используется психоинтеллектуальная генерация идей.

Процесс решения сложных задач с использованием генерации идей осуществляется в виде целенаправленной, управляемой беседы-дискуссии двух непосредственных участников: ведущего и решающего. Ведущий ставит перед решающим вопросы, на которые решающий должен высказать свои суждения. Вокруг этих суждений завязывается дискуссия. В помощь ведущему могут быть выделены оппоненты и эксперты. Задача оппонентов – критика суждений решающего и вовлечение его в дискуссию.

Задача экспертов – помочь ведущему оценить суждения и наметить последствия дальнейшего обсуждения. Несколько возможных схем организации сеансов генерации идей:

– по числу ведущих: полиуправление (несколько ведущих), моноуправление (один ведущий), автогенерация (отсутствие ведущего);

– по числу решающих: односторонние схемы (один решающий), многосторонние схемы (много решающих);

– по виду контакта: с непосредственным контактом (в одном помещении), с опосредованным контактом (через технические средства).

 

Условия для обеспечения целенаправленности генерации идей:

– необходимо обеспечить психологический комфорт (создание удобства рабочего места, приподнятого настроения и чувства раскованности решающего);

– обеспечить структуризацию процесса поиска решения (разработать психоэвристическую программу, содержащую перечень обсуждаемых вопросов, цели дискуссии и рекомендации);

– создать системы информационного и технического обеспечения.

В результате генерации должен быть получен набор данных, составляющих основной информационный массив или поле возможных решений.

На концепции психоинтеллектуальной генерации идей базируется целый ряд методов психологической активизации. Выбор способа генерации производится в зависимости от характера задачи. При решении неотложных вопросов наилучшими методами могут являться прямая мозговая атака или деловые игры. В изобретательском творчестве – разновидности мозговой атаки и синектические методы. В задачах прогностики – анкетные методы, морфологический анализ и др.

Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций, поэтому все члены группы, собравшиеся для разработки решения, на начальном этапе излагают свои предложения в письменном виде самостоятельно, независимо от других.

Затем каждый участник докладывает суть своего проекта, представленные варианты рассматриваются членами группы (без обсуждения и критики), и только после этого каждый член группы независимо от других в письменной форме представляет ранжирование рассмотренных идей. Предложения, получившиеся наивысшую оценку, принимаются за основу решения. Особенность данного метода и его достоинство – несмотря на совместную работу членов группы, не происходит ограничения индивидуального мышления.

Методика атаки разносом может быть применена для обнаружения недочетов, ошибочных заключений и выводов в исследовании, находящемся на стадии завершения.

В заседании принимают участие до 50 человек, которые заранее ознакомлены с рабочим документом, являющимся предметом обсуждения. Все участники выступают по очереди. Задачей каждого выступающего является обнаружение возможно большего числа недостатков работы. О достоинствах работы и путях ликвидации недостатков не упоминают. Время одного выступления – 1-3 мин., запрещается повторять недостатки, отмеченные другими участниками. Иногда целесообразно проводить обсуждение в два круга, предоставляя возможность повторного выступления желающим, уточнить свои замечания.

Атака разносом является действующим средством негативного анализа. Поэтому авторам обсуждаемого документа не следует присутствовать на обсуждении. Организация атаки разносом аналогична прямой мозговой

атаке.

Синектические методы базируются на методе мозгового штурма, проводимого специальной группой специалистов, отличающихся гибкостью мышления, широким кругозором. Такие группы, накапливая приемы и опыт работы, добиваются положительных результатов при нахождении новых технических решений.

Синектика – это метод прогнозирования по аналогии, перенесения выводов относительно некоторых признаков с одного предмета на другой.

На первом этапе руководитель ставит задачу, отвечает на вопросы членов группы. На втором этапе каждый из участников предлагает свои идеи, пытаясь взглянуть на проблемы с различных точек зрения, таким образом, преодолевая «психологическую инерцию». Руководитель выбирает одну из них и формирует ее сущность (ключевые представления). На третьем – участник ведут поиск аналогий к ключевому представлению, используя известные факты из других областей знаний. На четвертом – руководитель пытается применить некоторые из аналогий и представлений, предложенных членами группы, к поставленной задаче. Далее осуществляется экспертная оценка выбранного направления, и при положительном заключении работа продолжается до принятия решения.

Морфологические методы при разработке альтернатив – это подход к установлению типичных логических связей и взаимообусловленности.

Чаще всего данная группа методов применяется при выявлении возможных вариантов технических, экономических, организационных решений.

Строится морфологическая таблица. Весь процесс разработки вариантов решения в таблице представляется в области трех полей. Первое поле – информационное – служит для обозначения всех операций сбора, предварительной обработки, хранения и передачи информации. В аналитическом поле представляются операции, связанные с анализом информации и выбором альтернатив. В целевом – формируются выводы, целевые установки, ограничения и требования к решению. Прослеживаются все операции, протекающие в процессе разработки и принятия решения.

На практике ни один из методов не применяется изолированно от других, получение эффективного решения возможно лишь путем целесообразного их сочетания.

Метод сценариев

Метод сценариев – это совокупность приемов изящного изложения

процедур подготовки и реализации любых решений, в том числе и управ-

ленческих. Осуществляется набор прогнозов по каждому рассматривае-

мому решению, возможным положительным и отрицательным последст-

виям. При составлении сценария должна быть решена задача, связанная с

установлением логической последовательности событий, чтобы было

видно, как происходит переход системы из предыдущего состояния в по-

следующее. При этом эксперт должен отбирать только относящуюся к

конкретной ситуации информацию с учетом объективных закономерно-

стей развития. Необходимо показать, какими возможностями располагает

каждое «действующее лицо» для управления ходом процесса, перечислить

возможные варианты развития. Составление сценария с учетом этих тре-

бований – трудная задача.

Сценарий – это попытка подробно описать последовательность со-

бытий, с определенной вероятностью ведущих к конечному состоянию,

или учесть возможные последствия производимого выбора. Сценарии

представляют собой качественные описания, хотя и достаточно детализи-

рованные. Их основное достоинство – они позволяют объединить анализ

множества факторов. Назначение сценарного метода – обеспечение науч-

но обоснованными прогнозами принятия решений в конкретных областях

управленческой деятельности.

Структура сценария состоит из содержательной и количественной

частей. Они напоминают литературные сценарии с прологом (история

развития объекта), основной частью (ситуация, требующая разработки

решения, цель решения, конфликт между участниками) и прологом (ре-

шения и возможные последствия). В содержательном плане сценарий

представляет собой практическую реализацию принципа последователь-

ного разрешения неопределенности. Все процедуры метода основаны на

сочетании содержательного логико-эвристического анализа и формальных

методов исследований.

Процесс разработки сценария реализует следующие функции: описа-

тельную, объяснительную и предсказательную. Сценарий позволяет опре-

делить возможные траектории развития системы. В нем должны четко

быть описаны следующие параметры: внутренние факторы (причины про-

цесса саморазвития объекта); фоновые переменные (факторы внешней

среды); факторы управления (факторы, с помощью которых осуществля-

ется целенаправленное воздействие на систему и ее элементы); сценарные

переменные (факторы, значения которых непредсказуемы); индикаторы

(критичные к предельным состояниям параметра).

Процесс разработки сценария делится на два больших этапа: подгото-

вительный, или предсценарный, и сценарный.

Предсценарный этап – содержательное исследование и описание

прогнозируемых процессов, построение моделей системы и подготовка

всей необходимой информации для синтеза сценариев. Данный этап вы-

полняет описательную и объяснительную функции прогнозных исследо-

ваний.

На предсценарном этапе должна быть проведена вся подготовитель-

ная работа и получены следующие результаты:

– сформулированы цели, задачи и условия прогноза;

– собрана информация и составлено содержательное описание объек-

та прогнозирования, сформулирована рабочая гипотеза о механизме его

функционирования и развития;

– произведена декомпозиция системы (объекта);

– разработана формальная схема функционирования;

– сформулированы основные ограничения процессов функциониро-

вания и развития системы и определены индикаторы состояния системы;

– выбраны средние значения фоновых переменных, сценарных пара-

метров и альтернатив управления и построены базовые сценарии для сис-

темы в целом и ее элементов.

Сценарный этап обычно начинается с проведения расчетов по всем

базовым сценариям. Цель расчетов – проверка содержательных базовых

сценариев на допустимость и реализуемость, уточнение исходных значе-

ний фоновых переменных и сценарных параметров, количественно-

качественный анализ сценариев. Процесс построения сценариев – это вы-

движение различных альтернатив развития рассматриваемой системы и

последующая проверка каждой из них. Последовательное сравнение аль-

тернатив обычно позволяет экспериментально определить основные тен-

денции развития и близкие к оптимальным траектории значений управ-

ляющих параметров. Разрабатываются 2-3 сценария. Преимущества дан-

ного метода: возможность заблаговременно выявить неэффективные с

точки зрения последствий решения; разработать несколько прогнозных

вариантов развития ситуации и спрогнозировать поведение объекта в ка-

ждой из них.

В настоящее время сценарный метод является одним из эффективных

методов разработки стратегических решений. Инструмент данного метода –

стратегические беседы как эффективный метод стратегической аналитики.

Результатом бесед должны стать количественные сценарии бизнес-

развития на определенную стратегическую перспективу. Стратегические

беседы должны быть целевыми, свободными, хорошо организованными.

Для этого необходимо правильно формировать соответствующие группы

персонала, направлять их на результативные обсуждения.

Метод сценариев – это инструмент, позволяющий получать информа-

цию для принятия ключевых решений по стратегии развития организации

в соответствующей перспективе. Он относится к комплексным методам

разработки альтернатив управленческого решения.

Метод «дерево решений»

Метод «дерево решений» – графоаналитический метод, основой ко-

торого _______являются динамическое программирование и теория статистиче-

ских решений. Вначале строится вероятностный граф возможных состоя-

ний. Весь временной период разбивается на отрезки, каждый из которых

связан с моментом принятия обязательных решений и с появлением слу-

чайных факторов. Затем производят объединение моментов принятия ре-

шений и возможных вариантов результативности этих решений при раз-

личных вариантах воздействия внешней среды. Чем выше вариантность,

тем больше достоверность принимаемого решения. Определив точку при-

нятия решений по реализации возможных альтернатив, выделяют точки,

где существует неопределенность, и оценивают альтернативные результа-

ты в этих точках. Оценив вероятности различных событий или результа-

тов действий, затраты ресурсов и экономический эффект, получаемый в

результате реализации различных стратегий, выбирают наилучшие аль-

тернативные варианты решений. Логика анализа такова: движение от ко-

нечного состояния к начальному, последовательный выбор оптимального

в каждой точке. Менее эффективная альтернатива отсекается и из даль-

нейшего рассмотрения исключается.

Основные этапы разработки или выбора УР по методу «дерево реше-

ний»:

1-й этап. Составление новой цели развития или совершенствования

компании.

2-й этап. Сбор материалов о реальном состоянии дел в компании по

новой цели.

3-й этап. Формулирование проблем как разность между новой целью

и обобщенной ситуацией в компании.

4-й этап. Выбор или разработка критериев оценки проблемы.

5-й этап. Декомпозиция проблемы на самостоятельные составные

части.

6-й этап. Поиск ресурсов и исполнителей разрешения проблем.

7-й этап. Разработка вариантов основных решений и их предполагае-

мой эффективности.

8-й этап. Для каждого варианта основных решений разработка вари-

антов детализирующих решений.

9-й этап. Для каждого варианта детализирующего решения разработка

вариантов очередного набора детализирующих решений и т.д.

10-й этап. Оценка каждой ветви взаимодействующих решений на эф-

фективность действий и возможности достижения цели.

11-й этап. Выбор наиболее приемлемых сочетаний вариантов решений.

12-й этап. Практическая реализация выбранного варианта сочетаний

решений.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте этапы процесса анализа УР.

2. Охарактеризуйте этапы процесса формирования новых решений.

3. Перечислите факторы, влияющие на выбор метода разработки аль-

тернатив.

4. В чем сущность аналитических методов анализа УР?

5. В чем сущность статистических методов анализа УР?

6. Охарактеризуйте психологические методы анализа УР.

7. Охарактеризуйте методы подключения новых интеллектуальных

источников анализа УР.

8. В чем сущность экспертных методов анализа УР?

9. Охарактеризуйте эвристические методы анализа УР.

10. Охарактеризуйте метод сценариев анализа УР.

11. Охарактеризуйте метод «дерево решений» анализа УР

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: