Понятие и принципы конституционной законности




законность конституционный суд право

Исходной для современного понимания законности в Российской Федерации является ст. 15 Конституции, включающая четыре основных положения, которые следует одновременно считать принципами обеспечения законности. Последнее утверждение вытекает из функциональной направленности положений, которые будут анализироваться ниже, а также из их частного характера по отношению к общей идее (принципу законности).

Первое (ч. 1 ст. 15) состоит в том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Второе (ч. 2 ст. 15) определяет, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Третье (ч. 3 ст. 15) заключается в том, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Четвертое (ч. 4 ст. 15) состоит в том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Непосредственный анализ основных положений, изложенных в статье 15 Конституции Российской Федерации, дает основание для теоретического выделения в понятии законности ряда составляющих, которые по своей значимости могут быть интерпретированы как основные (конституционные) принципы законности в Российской Федерации. Одни из них прямо следуют из анализируемой статьи, а другие, имея те же истоки, определяются иными статьями Конституции.

К числу основных принципов законности в данном случае следует отнести:

. Принцип верховенства Конституции над иными законами и нормативными правовыми актами, который определяет основу иерархии российского законодательства, развитую в других статьях федеральной Конституции.

. Принцип прямого действия Конституции.

. Принцип всеобщей обязательности требований Конституции и законов.

. Принцип обязательного официального опубликования законов.

. Принцип обязательного официального опубликования нормативных правовых актов, которые в той или иной мере затрагивают права и свободы человека и гражданина.

. Принцип примата международного права в отношении национального законодательства.

Итак, из общих норм ст. 15 Конституции Российской Федерации вытекают по меньшей мере 6 главных принципов, которые в совокупности образуют основу понятия законности в современной России. Анализ других статей Конституции позволяет дополнить и развить перечень и содержание этих главных принципов.

Так, к числу главных принципов законности, безусловно, следует отнести еще два, вытекающие из статей 17 и 18 федеральной Конституции. Первый - принцип примата прав и свобод человека и гражданина в законодательстве и правоприменительной практике, составляет краеугольный камень конституционного строя Российской Федерации. Статья 17 Конституции не только признает, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Кроме того, статья 18 гласит, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Следующий принцип, прямо связанный с предыдущим, - принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в той же статье 18.

Несмотря на тесную связь и единый предмет - права и свободы человека и гражданина, определенные главой 2 Конституции, на основе которого формулируются оба принципа, их все же следует считать самостоятельными, ибо приоритетность этих прав и свобод отнюдь не означает их непосредственного действия. Первое может предполагать некое опосредование основополагающих прав и свобод человека и гражданина законами и иными нормативными правовыми актами, что в действительности чаще всего и имеет место. Однако известно, что такого рода опосредование неизбежно связано с той или иной степенью регламентации этих прав и свобод в части их реализации. Конституция же, закрепив принцип непосредственного действия основных прав и свобод человека и гражданина, по существу, снимает вопрос о любых формах регламентации, которые хоть в какой-либо мере искажают их исходное содержание или ставят препоны к их практическому осуществлению.

Смысл такой конструкции конституционных принципов, сформулированных относительно основных прав и свобод, вполне понятен, ибо таким путем законодатели и правоприменители ставятся в жесткие рамки как со стороны вершины правовой пирамиды - Конституции Российской Федерации, так и ее основания, где большей частью в результате правоприменительной практики обретают правовой облик права и свободы конкретных категорий и отдельных граждан. Поэтому, объявив основные права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими, Конституция создала обратную связь во всей множественности законодательных и правоприменительных актов. Причем обеспечение действенности этой обратной связи как раз и должно приводить к постоянной коррекции всей правовой системы и вообще системы власти в направлении, четко очерченном статьей 18 Конституции, где, повторим, постулировано, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Аналогичный механизм предусмотрен и в отношении еще более общего понятия - принципа прямого действия Конституции. Здесь также возможны сколь угодно множественные ситуации, когда в результате законодательной и правоприменительной практики будут приниматься и действительно принимаются законы и иные нормативные правовые акты, как противоречащие Конституции, так и существенно искажающие смысл ее норм. В противовес этому принцип прямого действия Конституции предполагает создание действенного механизма, вынуждающего законодателей и правоприменителей к коррекции соответствующих элементов правовой системы в направлении их постоянного приведения в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации. Все это в совокупности имеет приоритетную направленность на создание в рамках режима законности постоянно действующего механизма, основанного на принципе обратной связи, который обеспечивает незыблемость основ конституционного строя России.

В данном случае важно напомнить, что ныне действующая Конституция содержит в себе нормы и положения, которые пока еще не нашли адекватного практического воплощения. Такая ситуация, по существу, является конституционным закреплением основных направлений и гарантией продолжения идущих в стране преобразований. Это означает, что прямое действие Конституции должно реализовываться не только в сугубо юридической плоскости, но и во всех основных сферах государственной и общественной жизни, подвергаемых ныне глубокому реформированию.

При этом сочетание принципов непосредственного действия основных прав и свобод человека и гражданина и прямого действия Конституции в целом создает ситуацию, когда предусмотренные ее нормами реформы становятся главным вектором, определяющим их направленность на права и свободы. Все это прямо постулировано в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Система права, формирующаяся и функционирующая в любой стране, во многих отношениях определяется устройством самой власти, в основе которого конституционный принцип разделения властей делится на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (статья 10 Конституции Российской Федерации). Состояние законности и сам ее режим во многих отношениях зависят от согласованных действий ветвей власти при их независимости друг от друга.

Разделение властей не только функционально. В его основе лежит логика познания и реализации общезначимых интересов, которые составляют объективное содержание права. При нарушении этого принципа, чем бы оно ни обусловливалось, право теряет свое подлинное содержание и имеет тенденцию к превращению в особого рода нормативные управленческие решения. И чем больше отклонений от демократии и разделения властей, тем выше вероятность трансформации правовых норм, при которой законы перестают быть правом, а законность в ее подлинном правовом понимании вырождается в стремление любыми путями провести в жизнь лишенные правового содержания волюнтаристские решения власти. Отсюда неизбежно следует, что разделение властей органически входит в число конституционных принципов законности.

Сразу же следует оговориться, что такой подход мог бы быть оспорен со ссылкой на то, что разделение властей можно рассматривать на основе все тех же аргументов и в качестве гарантии законности. Однако, на наш взгляд, это не совсем верно. Разделение властей гарантирует правовое содержание законов, т.е. их подлинную законность. А это несколько другое. Речь идет именно о качестве законов, т.е. о законности в ее подлинном содержании, и потому разделение властей должно быть отнесено именно к принципам обеспечения законности.

Следующая группа конституционных принципов законности связана с осуществлением государственной защиты прав и свобод. В конструкции норм Конституции основания этих принципов входят в число соответствующих прав и свобод. Сюда, на наш взгляд, следует отнести следующее.

Исходный - это принцип гарантирования государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 45 Конституции). Данный принцип раскрывается во всей совокупности средств (гарантий законности), которые могут использоваться государством в этих целях. Причем основы соответствующих гарантий опять же закреплены в Конституции в качестве конституционных гарантий законности.

Принцип гарантирования судебной защиты прав и свобод человека и гражданина вытекает из ч. 1 ст. 46 Конституции, устанавливающей, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», которая прямо корреспондируется с требованиями ст. 18, устанавливающей непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, которое обеспечивается правосудием.

Данный принцип отнюдь не следует трактовать как одну из гарантий законности, как может показаться на первый взгляд, ибо суды и правосудие в целом - это действительно гарантия законности, но не ее принцип. В данном же случае гарантируется сама судебная защита, причем именно применительно к правам и свободам, большая часть нарушений которых находится в сфере административной юрисдикции, а их рассмотрение могло бы быть ограничено административным порядком обжалования.

Относительно двух последних принципов заметим также, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и лежат в основе всей правовой системы Российской Федерации, а значит и онтологически предшествуют режиму законности. Это, как представляется, решающий аргумент в пользу того, чтобы считать эти принципы принадлежащими самой законности.

Следующая группа конституционных принципов, лежащих в основе режима законности, обусловлена федеративным устройством России.

Первый из них - принцип конституционного регулирования основ федеративного устройства Российской Федерации. Его источником служит ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что «Российская Федерация - Россия, есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления». В соответствии с этим принципом любое изменение федеративной природы Российской Федерации является предметом конституционного законодательства и не может быть осуществлено актом иной юридической силы. В частности, ч. 2 ст. 65 Конституции России гласит, что «принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом».

Принцип двухуровневого законодательства предполагает наличие, помимо федерального, законодательства субъектов Федерации. Законодательство субъектов Федерации состоит из конституций республик в составе Российской Федерации и уставов других субъектов, а также принимаемых на их основе законов субъектов Российской Федерации.

Статьи 71 - 73 Конституции определяют предметы ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и предметы ведения субъектов Федерации. При этом именно предметы ведения составляют основу компетенции Российской Федерации и ее субъектов в принятии соответствующих законов.

В целом соотношение между законами Российской Федерации и ее субъектами определяется ст. 76 Конституции России.

В части первой этой статьи установлено, что по предметам ведения Российской Федерации (ст. 77) принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Часть 2 говорит о том, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 78) издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

При этом ч. 3 определяет особый статус и верховенство федеральных конституционных законов в отношении федеральных законов и, следовательно, законов субъектов Федерации.

Часть 4 очерчивает сферу исключительной компетенции субъектов Российской Федерации в части издания законов и иных нормативных правовых актов. Сфера эта определяется по методу исключения и охватывает все, что не входит в ведение Российской Федерации и совместное ведение Федерации и ее субъектов.

Часть 5, по существу, устанавливает принцип прямого действия федеральных законов на территории субъектов Российской Федерации, ибо, согласно ей, в случае противоречия Федерального закона законам и иным нормативным правовым актам субъектов Федерации в сфере исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов действует Федеральный закон. При этом, однако, если Федеральный закон выходит за рамки ведения Федерации и совместного ведения, то коллизия должна разрешаться в пользу закона субъекта Российской Федерации (ч. 6 ст. 76).

В целом же изложенное позволяет сформулировать еще один принцип законности - принцип разделения законодательных полномочий Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с предметами ведения Федерации и ее субъектов.

Кроме вышеизложенных, из содержания статьи 76 Конституции Российской Федерации следуют еще два принципа.

Первый связан с конституционным ограничением деятельности федерального законодателя предметами ведения Российской Федерации и совместного ведения. Отсюда следует конкретизация исходного для законности принципа верховенства Конституции в принципе конституционности Федеральных законов. Постулирование этого принципа важно еще и потому, что практика сегодняшней деятельности Российского Парламента явно свидетельствует о том, что значительная часть принимаемых законов содержит положения, либо противоречащие, либо не соответствующие Конституции Российской Федерации. Последнее в целом не способно полностью нарушить принцип верховенства Конституции ввиду присущего ей принципа прямого действия, но отнюдь не исчерпывается им. При этом, в силу слабой обеспеченности, принцип прямого действия зачастую не срабатывает, из-за чего фактически не действуют и отдельные конституционные положения. Ярким примером может служить до сих пор нерешенный законодателем вопрос о принятии важнейших даже с точки зрения сугубо политической федеральных конституционных законов о военном и чрезвычайном положениях, а также проблема законодательного урегулирования вопросов частной собственности на землю.

Конституция не обязывает Президента Российской Федерации издавать свои акты, ориентируясь на законодательство субъектов Российской Федерации. Иными словами, даже их конституции и уставы не могут служить ограничением для правотворческой деятельности Президента, если при этом он не выходит за рамки своих конституционных полномочий и не нарушает федеральных законов. Более того, в случаях, когда правовые акты Президента законны, т.е. соответствуют его конституционным полномочиям и федеральным законам, они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, иначе говоря, имеют прямое действие.

Отсюда вытекают еще два конституционных принципа законности. Это: а) принцип прямого действия законных правовых актов Президента Российской Федерации; б) принцип верховенства законных правовых актов Президента Российской Федерации в отношении законодательства субъектов Российской Федерации.

Еще один важнейший конституционный принцип законности - принцип ограничения круга субъектов права законодательной инициативы, вытекающий из содержания части 1 статьи 104 Конституции. Перечень этих субъектов носит здесь закрытый характер, что изначально упорядочивает весь законодательный процесс и дает исходное основание для установления порядка взаимоотношений органов государственной власти в части законотворческой деятельности. К числу субъектов права законодательной инициативы Конституция относит: федерального Президента, палаты Федерального Собрания и их депутатов (членов Совета Федерации), федеральное Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суд по вопросам их ведения. Важно подчеркнуть, что все законопроекты вносятся в Государственную Думу, что, в свою очередь, упорядочивает взаимоотношения палат Парламента.

Следующее, на чем необходимо в данном случае остановиться, это группа конституционных принципов правосудия.

Из них непосредственно относится к правам и свободам человека и гражданина, сформулированным в главе 2 Конституции Российской Федерации. При этом следует заметить, что многие из перечисленных здесь прав, касающихся осуществления правосудия, да и действий других органов государственной власти, в силу их фундаментального характера весьма близки к принципам. Тем не менее это все же права, которые в наиболее общем виде определяют правовое положение человека и (или) гражданина в тех или иных видах процессуальных правоотношений. Что же касается принципов, то их мы продолжаем толковать как исходные идеи, в данном случае - осуществления правосудия. К их числу, на наш взгляд, необходимо отнести следующие.

Принцип равенства каждого перед законом и судом, установленный частью 1 статьи 19 Конституции. Этот принцип касается как граждан Российской Федерации, так и иных лиц, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации.

Следующий - принцип презумпции невиновности, определяется статьей 49 Конституции в трех основных положениях:

- каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49);

- обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49);

- неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49).

Далее, установленный частью 1 статьи 50 принцип однократности осуждения за одно и то же преступление. Согласно ему, никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление.

Еще один - принцип государственной охраны прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Данный принцип установлен ст. 52 Конституции и обязывает государство не только охранять права указанной категории лиц, но и обеспечивать им доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Кроме того, статьей 53 Конституции установлена обязанность государства возмещать вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 54 устанавливает принцип, который следует отнести не только к правосудию, но и в целом к деятельности всех органов государственной власти. Это принцип запрета обратной силы закона. Согласно ему, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 54). При этом никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ч. 2 ст. 54).

Другая часть принципов правосудия устанавливается нормами главы 7 Конституции России «Судебная власть». В данном случае и особенно в целях настоящего исследования представляется важным разграничение конституционных принципов законности при отправлении правосудия и гарантий законности в этой деятельности. Принципы - это, повторимся, основополагающие идеи, которые определяются Конституцией в отношении правосудия в целом. Эти идеи носят внешний для отправления правосудия характер. Гарантии же законности также могут иметь конституционное закрепление. Причем с точки зрения самого правосудия они нередко приобретают значение принципов. Однако действенность такого рода принципов определяется внутренней логикой самого правосудия.

Исходя из этого, к числу конституционных принципов законности при осуществлении правосудия, согласно нормам главы 7 Конституции, необходимо отнести следующие.

Ч. 1 ст. 118 устанавливает принцип осуществления правосудия только судом. При этом виды судопроизводства определены ч. 2 ст. 118 исчерпывающим образом. Это - конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

Статьей 123 установлен принцип гласности судебного разбирательства. Согласно этому принципу, разбирательство дел во всех судах должно быть открытым. Слушание же дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных Федеральным законом (ч. 1 ст. 123). В аналогичном порядке не допускается заочное разбирательство дел.

К числу конституционных принципов законности при осуществлении правосудия следует также отнести установленный ч. 3 ст. 123 принцип состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве.

Особая роль и специфика полномочий Конституционного Суда Российской Федерации с точки зрения анализа конституционных принципов законности дает основание для формулирования еще одного принципа - принципа официального толкования Конституции Российской Федерации и признания неконституционности актов в процессе конституционного судопроизводства. Согласно этому принципу, соответствующим правом в Российской Федерации наделен только Конституционный Суд Российской Федерации.

Наконец, последний из конституционных принципов, на которых необходимо обратить внимание в данной статье, - это принцип самостоятельности местного самоуправления, установленный статьей 12 Конституции России. Он раскрывается в двух основных положениях:

- местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;

- органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Данные положения являются основой для определения законности актов органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Таким образом, конституционные принципы законности определяют основы Конституционного строя Российской Федерации, систему федеративного устройства, федеральных органов государственной власти и местного самоуправления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: