Программа обучения одновременному бесшажному лыжному ходу




Разработка программы обучения физическому упражнению

Большинство физических упражнений школьной программы изучаются последовательно в нескольких классах. Весь процесс обучения конкретному движению должен предусматривать все этапы (см. табл. 4). При этом общая задача (обучение упражнению) в разрабатываемой программе конкретизируется в виде системы частных задач, определяющих стадии овладения физическим упражнением, в соответствии с которыми разрабатываются основные средства и пути их решения.

Современному учителю физической культуры желательно иметь пакет методических разработок обучения по наиболее важным программным физическим упражнениям. Такие разработки требуют творческого подхода при их создании, предварительного накопления материалов по технике упражнений и методике обучения им. Этот материал можно найти в учебниках по теории и методике отдельных видов спорта, в журнале "Физическая культура в школе", в специальных пособиях.

В содержание программы обучения физическому упражнению входит образец техники его выполнения (описание основы, деталей и количественных характеристик), условия практического применения данного упражнения, система его освоения. Примерный вариант такой программы обучения приводится в данном пособии (см. табл. 7). Получив конкретное задание (одно из физических упражнений) от преподавателя, студент выполняет разработку программы обучения в соответствии с приведенным образцом.


 

Таблица 4

 

 

Структура обучения физическому упражнению (ФУ)

 

Этапы обучения I. Ознакомление с ФУ II. Разучивание ФУ III. Совершенствование ФУ IV. Применение навыков ФУ в практической деятельности
Цель этапа Создать представление о ФУ и сформировать установку на овладение им Научить стабильному выполнению основы техники ФУ в целом. Сформировать двигательный навык выполнения ФУ в основном варианте Научить владеть навыком в бытовой. трудовой и спортивной деятельности
Основные задачи 1. Сообщить необходимые сведения о ФУ. 2. Создать условия для осмысливания задачи обучения, составления проекта ее решения и опробования ФУ. 3. Контролировать адекватность знаний и представлений о ФУ параметрам стандартной техники. 1. Предупредить возникновение грубых двигательных ошибок. 2. Устранить излишнее напряжение при выполнении движений и добиться освоения общего ритма ФУ. 3. Выявлять причины и исправлять возникшие двигательные ошибки. 1.Углубить понимание закономерностей техники изучаемого ФУ. 2. Научить выполнять отдельные движения, входящие в ФУ, без концентрации внимания, автоматизировано. 3. Обеспечить достаточное количество повторений ФУ в стандартных условиях. 4. Оценить умение выполнять ФУ. 1.Индивидуализировать детали техники выполнения ФУ. 2. Научить применять навык в различных сочетаниях с ранее приобретенными. 3. Выработать умение видоизменять навык в соответствии с изменяющимися условиями деятельности. 4. Контроль результативности применения навыка в практической деятельности.

Таблица7

Программа обучения одновременному бесшажному лыжному ходу

Частные задачи Средства Организационные и методические приемы
     
1. Создать представление о цикле хода и сформировать установку на активное овладение упражнением А) Рассказ об особенностях применения. Объяснение структуры цикла.   Б) Показ     В) Попытка занимающихся пройти данным ходом с последующим разбором. Передвижение ходом осуществляется только за счет одновременного отталкивания руками. В цикле хода выделяются две фазы: свободное скольжение (60% времени цикла)и скольжение с отталкиванием. Длина цикла -5-9 м; продолжительность-0,8-1,2 с; скорость -4-7 м/с; темп -50-75 циклов /мин; Применяется на пологих спусках и равнине.   Акцентировать внимание занимающихся на постановку палок на снег под углом 70° с быстрым включением в работу туловища, со сгибанием рук в локтевых суставах до угла ~ 100°; в процессе отталкивания туловище наклоняется до параллельного лыжне положения, кисти рук проходят на уровне коленных суставов; отталкивание завершается, когда рука и палка составляют прямую линию, угол наклона палки =25°.   Учитель комментирует выполнение. Типичные ошибки: - недостаточный наклон туловища при «навале» на палки; -«провал» туловища вниз в начале отталкивания; -отталкивание прямыми руками; -незаконченный толчок палками; -приседания в процессе отталкивания; -резкое выпрямление туловища после отталкивания.
2. Научить имитации движений хода без палок. И.п.- окончание толчка руками: 1-разгибаясь вынести руки вперед; 2- наклон вперед с отведением рук вниз. Движениям учить в одношереножном разомкнутом строе. Руки выносить вперед прямыми, при этом движении начинается с разгибания туловища, мышцы рук расслаблены, вынос кистей до уровня глаз. Наклон туловища незначительно опережает движение рук, локти несколько разведены в стороны и согнуты, в момент обозначения отталкивания руками ноги в коленях не сгибать.
3. Научить граничным позам при отталкивании палками. А) Постановка палок на снег.   Б) Окончание толчка палками Выполняется на месте, ученик фиксирует правильное положение звеньев тела, учитель поправляет его позу в случае необходимости. Палки расположены кольцами к лыжнику, поставлены на снег впереди креплений, вес тела перенесен на переднюю часть стоп. Туловище параллельно лыжне, руки и палки составляют прямую линию, взгляд направлен вперед на лыжню, вес тела смещен на пятки стоп.
4. Научить технике хода в целом. А) Передвижение под уклон.   Б) Передвижение по равнине. Угол наклона 3°. Лыжни индивидуальные, с хорошей опорой для палок. Добиваться слитного выполнения движений. Отрезки 10-12 м.

 

 

 

Таблица 7 (продолжение)

     
5. Закрепить умение передвигаться бесшажным ходом. А) Передвижение за счет сгибания-разгибания туловища (в основном). Б) Передвижение с максимальными отталкиваниями. В) Передвижение на максимальной скорости. Под большой уклон и по равнине. Руки жестко фиксированы в плечевых и локтевых суставах.     Пройти отрезок равнины 30 м, выполнив минимальное число отталкиваний палками. В форме соревнований.   В форме соревнований на отрезке 50 м. (уклон 1°)по параллельным лыжням.    
6. Оценить технику хода. А) Передвижение ходом на средней скорости На учебном кругу, отрезок равнины 50 м., два прохода. «5»- ученик самостоятельно, соблюдая все технические требования, выполняет упражнение слитно, уверенно, свободно; «4»-верно, но допускает одну грубую или три незначительные ошибки; «3»- в основном верно, но с одной грубой и тремя мелкими ошибками, или с двумя грубыми ошибками; «2»- упражнение не выполнено.
7.Совершенствоать технику одновременного бесшажного хода. А)Передвижение на равнине с максимальной скоростью.   Б) Передвижение ходом в сочетании с другими лыжными ходами.   В) Передвижение ходом в пологий подъем.   Г) Соревнования по лыжным гонкам на различные дистанции. В форме встречной эстафеты, этап 100м.     На учебном и тренировочных кругах на равнине и под слабый уклон.   Угол подъема 2°-3°, отрезки до 100 м. Не допускать остановки лыж в цикле хода.     Тактически оправданное применение хода: под уклон, на равнине, на выкате со спуска в подъем, при стартовом разгоне.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: