Выработка «Р» раскатистого (с вибрацией кончика язьк:га)




Постановка звука «Р»

Правильная артикуляция:

Губы — разомкнуты.

Зубы — сближены на расстоянии

4-5 мм.

Язык — кончик языка подходит к основанию

верхних резцов, напряжен,

вибрирует. Язык принимает форму

ложечки. Боковые края языка прижаты

к верхним коренным зубам.

Голосовые складки — сомкнуты, вибрируют.

Воздушная струя — сильная, теплая,

проходит посередине языка.

Объяснить ребенку модель артикуляции звука «Р»: губы

разомкнуты — на модели круг; «волна» означает, что кончик

языка при произношении звука «Р» вибрирует. Колокольчик

— голосовые складки вибрируют.

В практике выделяют следующие виды нарушений:

1. Звук «Р» отсутствует (ротацизм).

2. Звук «Р» заменяется.

Наиболее распространенными являются следующие виды

параротацизма или замен:

- на «Л», «Й», «Ы», «Г», «В», «Р*».

2. Звук «Р» искажается (ротацизм).

Наиболее распространенными являются следующие виды

искажений:

- велярное;

- увулярное;

- боковое;

- проторное или одноударное;

- носовое;

- двугубное или кучерское;

- щечное.

Звук «Р» отсутствует

Причин отсутствия звука «Р» может быть несколько:

1. Короткая подъязычная уздечка, ограничивающая движение

вверх кончика языка и передней части спинки языка.

2. Слабый напор воздушной струи.

3. Недостаточная подвижность мышц языка (особенно кончика),

приводящая к неумению выполнять языком произвольные

целенаправленные движения.

Если у ребенка короткая подъязычная уздечка и нет показаний

к ее подрезанию (подрезание подъязычной уздечки

проводится в том случае, если она короткая и состоит из неработающей

соединительной ткани), то необходимо проводить

упражнения по ее растягиванию (это артикуляционная гимнастика

и, конечно, массаж).

Массаж или растягивание подъязычной уздечки проводят

из положения языка «Грибок». Растягивание проводят в положении

натянутой уздечки шпателем или делают зонд из обычной

зубной щетки. Для этого необходимо взять зубную щетку

с широким основанием для щетины, отпилить большую часть

основания, сделать края гладкими (обжечь, наждачной бумагой

заровнять и т.д.).

Этот Т-образный зонд удобен и для массажа, и для постановки

звуков.

Растягиванию уздечки способствует специальный массаж.

Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумя пальцами

(большим и указательным) и давящими движениями растирайте,

разминайте уздечку по всей длине. Старайтесь ее растянуть,

но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкую ткань.

В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень

быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности «уздечки

», и эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь

к ней насколько раз в неделю, и через некоторое время

Вы убедитесь в том, что подъязычная уздечка увеличивается.

Особое внимание надо уделить упражнениям по развитию

воздушной струи. Она должна быть сильной, т.к. воздушная

струя приводит в колебательное движение кончик языка.

 

В подготовительном этапе постановки звука «Р» в артикуляционную

гимнастику включить следующие упражнения.

Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» — «Трубочка

», вибрация губ, артикулирование гласных звуков: «А», «О»,

«У», вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челюстях,

при закрытых челюстях, приподнимание плотно сжатых

губ вверх, вниз, движения губ хоботком влево право и т.д.

Упражнения для языка: «Болтушка», «Индюк», «Лопаточка

», «Почистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка»,

«Киска сердится», «Чашечка», «Маляр», «Приклей конфетку

», «Накажем непослушный язык», «Покусывание языка»,

«Лошадка», «Грибок», «Гармошка». «Барабанщик» — (улыбнуться,

открыть рот, постучать кончиком языка по верхним

зубам— «д-д-д-д...»), «Дятел» (аналогично, только многократные

удары кончиком языка по верхним зубам с произнесением

звука «т-т-т-т...»), чередование движений «Лопаточка

» — «Иголочка» и т.д.

Упражнения для выработки плавной, воздушной струи: «Чей

мяч улетит дальше?», «Фокус», упражнение с «султанчиком»,

со снежинками, с листиками, бабочками и все рекомендуемые

упражнения для развития воздушной струи. У ребенка воздушная

струя развита хорошо, если она может вызвать вибрацию

губ.

Есть несколько способов постановки звука «Р».

Постановка звука «Р» обычно по подражанию не проводится.

Если ребенок до 5 лет не научился произносить звук «Р»,

значит есть причины, которые необходимо выяснить и устранить,

иначе можно получить более сложные дефекты, например:

велярное, увулярное произношение звука «Р». При постановке

обратить внимание на то, что бы:

- язык был распластанным;

- кончик языка сильно упирался в альвеолы.

1. От артикуляционного уклада.

а) «Грибок». Предложите ребенку при открытом рте присасывать

язык к небу, затем, не отпуская языка, сильно

подуть на него. В момент отрыва языка от нёба под напором

выдыхаемой струи воздуха возникает короткая

вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет;' у

ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далеес >н

может вызвать этот звук самостоятельно, без механиге-

ской помощи

б) «Болтушка». Просят ребенка поболтать широким я ш -

ком сначала между губами, потом между зубами и даете,

у альвеол. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздуу: с

включением голоса. Язык «набухает», и слышится раскатистый

звук «Р».

2. Смешанный.

Подготовительный этап. Выработка «Р» проторного б((ез

вибрации кончика языка). Для правильного произношения

звука «Р» нужно, чтобы передний край языка стал широким.

Нужно объяснить и привести сравнения: «Сделай язык блинчиком,

пусть он полежит на тарелочке». Если язык сужаесгя,

то в игровой форме можно «Наказать непослушный язычеюю.

Когда ребенок научится распластывать язык, делать его ш г -

ким, ненапряженным, предложите ему поднять язык к верхюгй

губе.

Далее попросите широкий язык поднять вверх, перевесит к

альвеолам «бугоркам». Удерживая язык в таком положении,

попросите подуть на его кончик. Когда ребенок привык к р.т-

ной артикуляции, можно приступить к постановке звука «F>'>.

Постановка звука. Ребенок произносит с указанной вьшие

артикуляцией звук «Ж», это напоминает звук «Р», но без инб-

рации кончика языка. Если вместо «Р» будет слышаться эзв'к

«Ж», надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к резща*.

Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук <А.А>,

мы слышим слог «ра». С другими гласными получаются звукосочетания

«ры», «ро», «ру». Такая подготовка постспеинго

и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию,* ю

без вибрации кончика языка. Полученный звук «Р» называется

проторным.

Выработка «Р» раскатистого (с вибрацией кончика язьк:га)

После того, как ребенок научился удерживать правильное

положение кончика языка у верхних резцов, можно приступпиь

просят поднять широкий язык за верхние резцы и длительно

произносить звук, похожий на «Ж», затем добавить звук «Д»

Попросить быстро, многократно проговаривать сочетание

звуков «Д» и «Ж». Чтобы язык был широким и напряженным,

ему нужно дополнительно сильно надавить кончиком языка на

бугорки за резцами (альвеолы). В это время зондом с шариком

на конце, взрослый производит частые колебательные движения

из стороны в сторону. Слышится вибрация кончика языка.

(Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой, или

сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину.

Получится удобная пластмассовая палочка, углы должны

быть обязательно закругленными.) Далее, обучают ребенка

умению самостоятельно проводить постановку звука. Указательным

пальцем (большим, так, что бы ладонь ребенка была

повернута от него) самого ребенка (чисто вымытым, с коротко

остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык), подложенным

под кончик языка, производите частые колебательные

движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий

звук. Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать

с пальца, ребенок сможет самостоятельно вызывать колебания

языка. Если язык будет неширокий и ненапряженный,

палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Можно сравнить

язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы

вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна

ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится

детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно

сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись

вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность

вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому,

что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а

продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы

ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает

вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит

самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно

и в этом надобность отпадает.

3. Смешанный, от сочетаний звуков «дн», «др», «тр» и с

гласными в середине сочетания «тыр», «дырка», «жир». Схема

постановки такая же, как и от сочетания «дж». При постановке

т у к а «Р», следить за тем, чтобы язык был распластанным и его

кончик сильно упирался в альвеолы.

4. Смешанный, от опорных звуков. Опорными звуками для

постановки звука «Р» являются звуки «Т», «Д» и «С». Звуки

«Т» и «Д» дают подъем кончика языка вверх. Многократные,

быстрые повторения создают небольшую вибрацию кончика

языка. Звук «С» формирует направленную воздушную струю.

В постановке звука «Р» можно помочь ребенку. Когда ребенок

произносит часто звук «Д» ввести зонд под язык. Совершая им

быстрые горизонтальные колебательные движения, привести в

колебание кончик языка.

Если у ребенка слабая воздушная струя и кончик языка не

приводится в колебательное движение, можно воспользоваться

зондом-вилкой. Необходимо поднять боковые края языка,

попросить ребенка сильно подуть на кончик языка, при этом

зондом совершая колебательные движения под языком.

Замены звука «Р»

Если ребенок заменяет звук «Р» на другие звуки, то к возможным

причинам замен добавляется еще и недоразвитие фонематического

слуха. Отсюда при заменах или параротациз-

мах возможны следующие причины:

- нарушение фонематического слуха;

- короткая подъязычная уздечка;

- слабый напор воздушной струи;

- недостаточная подвижность кончика языка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: