Замена звука «Р» на звуки «Й» и «Г»




Схема работы

1. Артикуляционная гимнастика. К тем упражнениям, которые

рекомендуются в подготовительном этапе при постановке

звука «Р», следует добавить упражнения по расслаблению языка,

чтобы снять движения языка назад.

2. Развитие фонематического слуха.

Подготовить модели заменяемых звуков, объяснить разницу

в артикуляции на примере моделей.

Круг в модели артикуляции звука «Р» означает, что губы

округлены, а в модели артикуляции звука «Й» прямоугольник

— губы растянуты.

При произношении звука «Р» кончик языка вибрирует у

верхних резцов — на модели волна выше середины. А при произнесении

звука «Й» кончик языка находится у нижних резцом

и несколько отстает от них — (.) в центре фигуры.

Модели звуков имеют похожую артикуляцию губ — круг,

но способ, место образования у этих звуков разные. Звук

«Р» — дрожащий, переднеязычный, а звук «Г» — смычный,

заднеязычный, образуется в результате смычки языка с небом.

При проведении артикуляционной гимнастики подобрать упражнения,

способствующие подъему кончика языка вверх и

снятию напряжения со средней части языка.

3. Постановка основана на различии в артикуляционном

укладе звуков. Объяснить разницу в артикуляции звуков.

Постановку проводить как при отсутствии звука «Р», акцентируя

усиленное внимание на сильный нажим кончика языка

на альвеолы. (При этом не даем возможность отходить языку

назад).

Звук «Р» заменяется на звук «Р*»

Схема работы

1. Артикуляционная гимнастика (см. звук «Р» — отсутствует

»).

2. Развитие фонематического слуха.

Подготовить модели заменяемых звуков, объяснить разницу

в артикуляции на примере моделей.

Обратить внимание ребенка на разницу в артикуляции губ.

При произнесении звука «Р» губы принимают нейтральное

положение — на модели круг, а при произнесении звука «Р*»

губы более растянуты — на модели овал, соответственно кончик

языка несколько ниже — на модели волна ниже. Проводим

игры с моделями по различению этих звуков.

3. Постановка основана на различие в артикуляционном

укладе звуков.

При простановке звука «Р» следует обратить внимание на

разницу в артикуляции губ. Попросить ребенка округлить

губы. Если у ребенка не получается, можно рукой придержать

движения губ. Далее — как при отсутствии звука «Р». Обычно

исправления данной замены трудностей не вызывает.

Искажения

Если у ребенка искаженное произношение звука «Р», то

по подражанию этот звук не ставится. В практике чаще всего

встречаются велярное и увулярное искажения.

Причинами искажения звука «Р» могут быть:

- укороченная подъязычная уздечка;

- нарушениемышечноготонусаязыкаилигипотониямышц

одной половики языка при боковом произношении;

- неправильная атака воздушной струи.

Велярное произношение звука «Р» наиболее частый дефект

искаженного произношения звука «Р». При этом произношении

корневая часть языка сближается с нижним краем

мягкого нёба, образуя с ним щель. Выдыхаемая воздушная

струя, направляемая корнем языка на мягкое нёбо, вызывает

его мелкую вибрацию.

При увулярном произношении звука «Р» язык оттянут еще

дальше вглубь ротовой полости, в результате чего выдыхаемая

воздушная струя направляется на увулю и вибрирует только

язычок. Слышится рокот.

При исправлении искаженного произношения звука «Р»

следует развивать мышцы кончика языка — это массаж и артикуляционные

упражнения (см. межзубное произношение звука

«С»). Также помогают расслабляющий массаж корня языка,

артикуляционные упражнения, применяемые при отсутствии

звука «Р», и развитие напора воздушной струи. Когда проводят

упражнения для развития напора воздушной струи, необходимо

стремиться к выработке плавной, воздушной струи на выходе

изо рта, т.е. чтобы ребенок не направлял ее на мягкое нёбо.

Можно включать упражнения, вызывающие вибрацию губ (хорошо

получается у малышей) сильным напором воздуха.

При постановке можно воспользоваться любым из способов,

применяемых для постановки звука «Р» при отсутствии

звука, но при этом особенно обратить внимание на то, чтобы:

- язык был распластанным;

- кончик языка сильно упирался в альвеолы.

Постановка звука «Р*»

Правильная артикуляция

Губы — разомкнуты.

Зубы — сближены на расстоянии 4-5 мм.

Язык — кончик языка поднят к верхним резцам (ниже, чем

при произнесении звука «Р»), вибрирует, средняя часть спинки

языка поднимается к твердому небу, боковые края прижаты к

коренным зубам.

Голосовые складки — сомкнуты, вибрируют.

Воздушная струя — сильная, теплая, проходит посередине

языка.

При произнесении звука «Р*» губы слегка растянуты в

улыбке — на модели овал; кончик языка у верхних резцов и

совершает колебательные движения — на модели волна выше

середины. Звук сонорный — на модели колокольчик.

Постановку звука «Р*» рекомендуется начинать после введения

в речь звука «Р» (это требование не является жестким).

Можно это обыграть на моделях.

Ребенку показывают модели артикуляции звуков «Р» и «Р*».

Объяснить разницу в произнесении заменяемых звуков на

примере моделей.

При произнесении звука «Р» губы нейтральны — на модели

круг, а при произнесении звука «Р*» губы слегка в улыбке —

на модели оваш. Кончик языка при произнесении звука «Р» —

у альвеол, а про: произнесении звука «Р*» — несколько ниже —

у основания в^охних резцов, вибрирует — на моделях волна.

Звуки соноршы — на моделях колокольчик.

После того I, сак ребенок произнес звук «Р», просим его слегка

улыбнутьсяи i немного ниже опустить кончик языка (при оттягивании

угожгов рта в улыбку мы способствуем продвижению

языка вперед 1 1 смягчению звука). Просим мягче произнести

звук, уменьши внапор воздушной струи, слышится звук «Р*».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: