Зримые образы духовности




Сокольский район

 

Начало возведения каменного здания Бохтюжской церкви приходится на 60-е годы XVIII столетия. По более поздним источникам известно, что в 1770 году был построен первый этаж храма, где поставлен и освящен предел «Архистратига Михаила». Храм был возведен в стиле позднего барокко. Имя архитектора осталось неизвестно, но есть версия, что это был мастер из Тотьмы.

В 1850 году в Бохтюжской церкви было два священника: Николай Еливфериев Монастырев и Александр Аркадьев Дмитревский. При данных священниках в 1861 – 1863 годах производил живописные работы в Бохтюжской церкви академик Платон Семенович Тюрин (1816-1882), уроженец с. Архангельское. Платон Тюрин прошёл непростой, но яркий путь от крепостного крестьянина до академика портретной живописи. Большой художественный интерес представляет деятельность Платона Тюрина в качестве монументалиста, мастера исторической живописи. Настенные росписи в Михайло-Архангельской церкви сохранились, и в настоящее время идёт реставрация.

К великому сожалению, полный объем росписей в том порядке, какой был изначально, восстановить уже невозможно. Оставшиеся фрагменты росписи П.С. Тюрина присутствуют только в четверике верхнего храма. Наилучшую сохранность представляют несколько композиций, например, главная сцена «Небесной иерархии»; изображение двух больших композиций «Воскресение Христово» и «Поклонение волхвов»; изображение 12 апостолов. Несмотря на утраты, живопись в куполе, своде, на стенах впечатляет совершенством исполнения, продуманной профессиональной технологией и необычным иконографическим составом росписей, отражающих тему небесной иерархии.

Краткое описание: кирпичная двухэтажная церковь, построенная в 1770. Четверик, увенчанный декоративным пятиглавием, небольшой трапезной соединён с колокольней в стиле классицизма. Приделы Никольский и Дионисия и Амфилохия Глушицких. Закрыта в 1932. Возвращена верующим в 1990-х, отремонтирована.

Церковь расположена в центре села Архангельское на возвышенном берегу реки Бохтюга, вблизи дороги регионального значения Вологда – Устье Кубенское, Харовск, в 8-ми км. от г. Сокол. Двухэтажное каменное здание церкви состоит из храма с апсидой и примыкающих к храму трапезной, паперти и колокольни. Основной храм 3-х ярусный, пяти-купольный, с одним световым барабаном и 4-мя глухими, колокольня 3-х ярусная с коническим шпилем. Построен на месте деревянного храма, который существовал с 15 в.

 

Источники информации:

https://arhm-arh.cerkov.ru/

https://www.temples.ru/card.php?ID=11174

https://vologdatourinfo.ru/objects/mihailo-arhangelskaa-bohtuzskaa-cerkov-v-sokole

 

«Платон Тюрин: храмовые росписи в Архангельском»

В 2012 году исполняется 150 лет настенным росписям Михайло-Архангельской церкви в селе Архангельском Сокольского района, созданным уроженцем вологодской земли академиком живописи Платоном Тюриным (1816-1882). Сегодня это имя достаточно известно на Вологодчине, но на протяжении прошлого века оно редко упоминалось в искусствоведческой литературе. Первый вологодский академик живописи Платон Семенович Тюрин родился в селе Архангельском Бохтюгской волости Вологодского уезда Вологодской губернии в семье крепостного крестьянина Семена Андреевича Тюрина. Получив вольную от помещика А.А. Холмова, он покидает родное село и едет в Санкт-Петербург, где становится студентом Императорской академии художеств. Обретя известность как мастер исторического портрета, П.С. Тюрин получает звание «академика живописи портретной». Вскоре его приглашают участвовать в росписи храма Христа Спасителя в Москве и церкви святой Екатерины при Академии художеств в Петербурге.   С начала 1860-х годов жизнь и творчество Платона Тюрина связаны с Вологдой. Он расписывает интерьеры каменной Никольской церкви в имении на Святой Горе в Тотемском районе, а в 1862-1863 годах – церковь Михаила Архангела в своем родном селе Архангельском. Позднее художник создает росписи в Вознесенском соборе Спасо-Суморина монастыря, в храме Кирика и Улиты в деревне Толстиково Вологодского уезда, пишет иконы для храмов Вологды и других городов губернии.
   

Храмы имеют свою судьбу

В 20-х годах прошлого века в селе Архангельском на берегу речки Бохтюги насчитывалось около 70 дворов, 2 кузницы, несколько мельниц, маслобойный завод, пять школ, училище. Находящаяся в центре села Михайло-Архангельская Бохтюжская церковь была одной из самых крупных и богатых в Вологодском уезде. Строительство этого каменного двухэтажного архитектурного комплекса, состоящего из теплого храма и трапезной первого этажа, холодного храма с трапезной второго этажа и колокольни, относится к 1770 году.

Впоследствии, в ХХ веке, Михайло-Архангельская церковь разделила судьбу большинства русских храмов и монастырей. В 1932 году богослужения прекратились, церковь была закрыта и долгое время использовалась не по назначению: в здании размещалась химчистка. Однако на протяжении нескольких десятилетий многих неравнодушных людей не покидало искреннее желание сохранить храм и живопись П.С. Тюрина, хотя сделать это силами горстки энтузиастов было практически невозможно. В 1987 году Министерство культуры РСФСР выделило на реставрацию 40 тысяч рублей, но даже эти средства оказались мизерными по сравнению с огромным объемом предстоящих работ.

В начале 1990-х годов церковь находилась в аварийном состоянии. Благодаря незначительному финансированию из муниципального и областного бюджетов были начаты исследование и реставрация сельского храма, выполнена фотосъемка и подготовлена проектная документация. За несколько лет восстановлена кирпичная кладка стен, куполов, колокольни и алтаря. С 1998 года ведутся кровельные, штукатурные и столярные работы: побелены фасады, восстановлена кровля, застеклены окна; соединение первого и второго этажей осуществляется с помощью заново изготовленных деревянных лестниц. С 2003 по 2009 год вологодскими и новгородскими реставраторами проделана значительная работа по реставрации архитектуры и настенных росписей.

Озабоченность судьбой памятника архитектуры и искусства высказывали академик Дмитрий Лихачев и писатель Василий Белов. Увековечению памяти П.С. Тюрина среди прихожан содействуют настоятель местной церкви протоиерей Анатолий Балясин и отец Владимир Соколов. Традиционными стали научные конференции, посвященные наследию художника, которые проходят в Соколе с 1996 года. В год 190-летия со дня рождения академика Платона Тюрина в его честь в селе Архангельском, с южной стороны восстановленного здания церкви Михаила Архангела, поставлен гранитный камень с памятной доской.

   

Зримые образы духовности

В настоящее время в Михайло-Архангельской церкви незначительными темпами продолжаются консервационно-реставрационные работы. К великому сожалению, полной сохранности красочного слоя мы уже не увидим. Находясь в неблагоприятных условиях, под дождем и на сквозняках, часть живописи осыпалась, на штукатурке образовались значительные трещины, на поверхности скопилось много птичьего помета. Оставшиеся фрагменты уникальной живописи П.С. Тюрина присутствуют только в четверике верхнего храма.

Наиболее сохранными являются несколько композиций: сцена «Небесной Иерархии» в северном лотке свода, посвященная Архангелу Михаилу, две большие композиции «Воскресение Христово» и «Поклонение волхвов» на южной и северной стенах и изображения ближайших учеников Иисуса, находящиеся в простенках окон нижнего яруса стен.

Несмотря на утраты, живопись верхнего храма, в том числе сохранившаяся на собранных с пола отдельных кусках, впечатляет необычностью иконографического состава композиций и совершенством технико-технологического исполнения.Роспись храма выполнена Тюриным в масляной технике в течение двух летних сезонов. За все время существования стенопись не поновлялась и не реставрировалась, лишь в барабане при выполнении строительных работ часть ее оказалась под слоем извести. Работая над фресками, Тюрин умело использовал особенности интерьера храма, учитывая всевозможные ракурсы и секреты храмового освещения. «В росписи Тюрина мы наблюдаем профессиональное владение объемной, пластически осязаемой формой, свидетельствующей о хорошем знании анатомии и значительных навыках работы на стене. Большое значение художник придает написанию лиц персонажей, вероятно, используя при этом практику работы над портретами. Он наделяет своих героев конкретными человеческими чертами. Особую важность живописец придает глазам, исполненным внутренней экспрессии и передающим глубину сакрального действа. Соединяя в одно целое талант монументалиста и мастерство портретиста, Тюрин воплотил в росписях храма свое понимание религиозности», – пишет в своем отчете художник-реставратор О.А. Соколова. Кого бы ни писал художник – апостола, ангела или херувима, – в каждом лике отражается индивидуальность автора, его размышления о жизни и поиске высшего идеала.

По материалам, предоставленным
художником-реставратором АУК ВО «Вологдареставрация»

Ольгой Соколовой



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: