Чтобы справиться с этой частью правила, необходимо знать признаки каждой из частей речи.
Существительные и наречия.
В наречиях пишется столько же Н, сколько и в словах, от которых они были образованы:
взглянул беше?о – беше?ый (см. часть №1 правила: образовано от глагола бесить несовершенного вида, без приставки и суффиксов –ОВА/-ЕВА = бешеНый = бешеНо)
óПомни!
Прежде чем будешь применять правило, посмотри, не является ли это слово исключением! К ним относятся:
мошеННик тружеНик
племяННик придаНое
ставлеННик
даННик
беспридаННица
Алгоритм действий.
6. Определи, какой частью речи являются слова, в которых пропущены –Н- или –НН-. Это необходимо для того, чтобы знать, какой часть правила пользоваться.
7. Вспомни, не является ли это слово исключением.
8. Подумай, от какого слова образованы разбираемые слова.
9. По правилу определи написание.
ÑРазбор задания.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Манеры его не отличались простотой, а были изыска(1)ы. В лабиринте кривых, узких и немоще(2)ых улиц вечно шмыгал народ. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже(3)а.
1) 1,2 2) 1,3 3) 1,2,3 4) 1
Манеры (каковы?) изыска(1)ы. Это краткое прилагательное, так как его можно заменить полной формой изыска…ый. Определяем написание полной формы: изыска…ый образовано от глагола изыскать, в котором есть приставка из-. Таким образом, как в полной, так и в краткой форме пишем две НН.
Немоще(2)ых (каких?) улиц. Это полное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида мостить. Приставка не- не влияет на написание, суффиксов –ОВА/-ЕВА нет, зависимые слова тоже отсутствуют. Пишем одну Н.
|
Машина недогруже(3)а (что сделана?). Это краткое причастие, так как можно заменить глаголом недогрузили. В кратких причастиях пишется одна Н.
Таким образом, правильный вариант – ответ №1.
? Потренируйся.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, еще пахло смолой.
1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 2, 3
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девичья фигура в белоснежном платье с плете(3)ыми рукавами.
1) 1 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 2
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгоряче(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец.
1) 1 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 3
А13.
Правописание корней.
Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:
Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне, с которым ты познакомился еще во втором классе.
& Правило.
Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.
J «Запоминалки»
GЛовушка №1!
Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом - ЫВА-(-ИВА -):
|
хорОший – прихорАшИВАться.
Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.
GЛовушка №2!
В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:
вОРОта – привРАтник,
хОРОнить – охРАна,
зОЛОто – зЛАто,
хОЛОдный – прохЛАда.
Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на - ра-\-ла- (старославянское).
В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.
аб…туриент -?
в…кторина -?
ор…гинал -?
Корни с чередование гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть!
J «Запоминалки»
Формулировки задания А13 могут быть разные:
ü × В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
ü × В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
ü × В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
Алгоритм действий №1.
1. В каждом варианте ответа выделить корни.
2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.
3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.
4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!
|
ÑРазбор задания.