(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…
1) она издохнет (предложение 2)
2) что хочется (предложение 3)
3) что хорошо и должно делать (предложение 4)
4) научает способность (предложение 4)
Это задание повышенной сложности.
Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.
Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.
Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.
Верным является Вариант 4.
А10
Синтаксический анализ предложения (обобщение)
(Соответствует Демоверсии-2012)
В задании А10 для разбора предлагается, как правило, сложное предложение, что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения. Наглядно представим краткую информацию о различиях простого и видах сложного предложений, знание которых тебе потребуется для успешного выполнения задания.
|
& Правило
предложение | количество грамматических основ | Особенности построения | Основные признаки (средства связи, если есть) |
1. Простое предложение | одна грамматическая основа | Может быть осложненным и неосложненным, но оно все равно будет считаться простым, например: - подлежащее + однородные сказуемые; Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. - однородные подлежащие + сказуемое во мн.ч.; В садах цвели яблони, груши, вишни и сливы. - грамматическая основа + причастный оборот/деепричастный оборот; Дорога, мощенная булыжником, поднималась на вал. Проводив товарищей, Аня долго стояла молча. - вводные слова, словосочетания и конструкции; вставные конструкции (попутные указания, замечания, выделяющиеся из синтаксической структуры). Они могут иметь грамматическую основу, но не входят (!) в состав предложения. Как говорят старожилы, зима будет снежная. Я не понимал (теперь я понял), что я делал с близкими мне существами. | - |
2. Сложно-сочиненное предложение | минимум две грамматические основы | Основы связаны друг с другом интонацией и сочинительными союзами. Основы равноправны (то есть от одной основы нельзя задать вопрос к другой). [Ветердул с суши], и [у берега водабыла спокойна]. | Союзы: и, но, а, либо, однако, или, не только… но и |
3. Сложно-подчиненное | минимум две грамматические основы | Основы связаны друг с другом интонацией и подчинительными союзами. Основы неравноправны (от одной основы можно задать вопрос к другой). (Когда ветердул с суши),[у берега водабыла спокойна]. Когда вода была спокойна? Когда ветер дул с суши. | Союзы и союзные слова: когда, как, будто (словно), что, чтобы, потому что, так как, если; который, какой, чей, кто и т.д. |
4. Бессоюзное предложение | минимум две грамматические основы | Основы связаны друг с другом только интонацией. Графически бессоюзное предложение можно распознать с помощью знаков препинания между основами (,: -;) Ветердул с суши,у берега водабыла спокойна. | - |
5. Сложное предложение с сочинительной и подчинитель-ной связью | минимум три грамматические основы | Должны быть признаки пунктов 2, 3, 4 |
Алгоритм действий
|
1. Попробуйте действовать методом исключения неверных вариантов! Чаще всего, два варианта ЕГЭ заведомо неправильные, а остальные весьма похожи.
2. Выделить грамматические основы, определить их количество. Одна основа – предложение простое, если две и более – сложное.
3. Обратить внимание на способы связи грамматических основ и на знаки препинания между ними.
óПомни! Сочинительные союзы связывают не только грамматические основы, но и однородные члены предложения, а подчинительные – только грамматические основы!
4. Если предложение сложноподчиненное, то определить главное и придаточное (задать вопрос от одной основы к другой).
ÑРазбор задания
1. Какая характеристика соответствует предложению:
Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.
1) сложное с сочинительной и подчинительной связью
2) сложноподчиненное
3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью
|
4) сложносочиненное
Выделяем грамматические основы и союзы:
Видно, мало мыразмышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.
Таким образом, в предложении 2 грамматические основы (видно является вводным словом, поэтому только осложняет первую основу). Варианты 1 и 3 исключатся, так как они предполагают наличие не менее трех основ. Так как в предложении присутствует подчинительный союз что, то это предложение сложноподчиненное (вариант 2).
2. Какая характеристика соответствует предложению:
Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил, которые можно было разбавить водой.
1. сложное с сочинительной и подчинительной связью
2. сложное с бессоюзной и подчинительной связью
3. сложноподчиненное
4. сложное с бессоюзной и союзной (сочинительное и подчинительной) связью
Определяем количество грамматических основ и связь между ними:
Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсенпоселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил, которые можно было разбавит ь водой.
Три основы (правда – вводное слово) связаны только подчинительной связью (союз когда и союзное слово которые).
Вариант ответа – 3.
3. Какая характеристика соответствует предложению:
Интересно, что за год до экспериментального открытия позитрона его существование было теоретически предсказано английским физиком Полем Дираком (существование именно такой частицы следовало из выведенного им уравнения).
1. сложноподчиненное
2. сложное с бессоюзной и подчинительной связью
3. сложносочиненное
4. сложное со всеми видами связи.
Сложность этого задания заключается в том, что в скобках дана вставная конструкция. Конечно, на первый взгляд, она содержит грамматическую основу, но вставная конструкции не является членом предложения. В предложении основами являются интересно и существование было предсказано. Варианты 2 и 4 исключатся, так как они подразумевают наличие не менее трех грамматических основ. В предложении присутствует союз что, который указывает на подчинительную связь.
Таким образом, правильным является Вариант 1.
А11, В2
Морфологический анализ слова
Данные задания предлагают определить принадлежность заданного слова к той или иной части речи. Чтобы успешно выполнить задание, следует помнить:
ü Слова в предложении стоят в определенной форме, а часть речи легче определить по начальной форме (для имен и причастий – это мужской род, единственное число, для глагола – инфинитив).
ü Следует помнить вопросы, на которые отвечают различные части речи, и значение, свойственное этому классу слов.
ü Многие суффиксы помогут вам определить часть речи.