Исследовательский проект в подготовительной к школе группе
«Краски своими руками»
название проекта: «Краски своими руками»
участники: дети 6-7 лет, родители, педагоги
длительность проекта: 3 месяца
тип проекта: познавательно-исследовательский
Цель проекта: выявление красящих способностей различных растений, возможностей получения растительных красок в домашних условиях и рисования этими красками.
Задачи:
проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения и использования;
расширить представления о разнообразии и способов использования природных красок;
попробовать получить природные (естественные) краски в домашних условиях;
провести социологический опрос среди детей и взрослых, чтобы узнать их мнения по теме исследования;
создать коллекцию колера природных красок;
нарисовать рисунки, используя природные краски;
провести для дошкольников мастер-класс по рисованию картин красками, изготовленными из природных компонентов.
Этап. Создание мотивации.
Формулировка исследовательского вопроса.
Однажды в нашем детском саду давали свекольный салат, Егор испачкал свою новую футболку, чему был очень огорчен. Он стал тереть пятно рукой, но оно не оттиралось. Футболка окрасилась в красный цвет. Стали мы успокаивать Егора. Костя вспомнил и рассказал, что однажды, играя с мячом, он упал в траву, и у него на майке осталось зелёное пятно. А Алиса вспомнила, что когда они с бабушкой собирали ягоду, у них окрасились руки, стали красно-фиолетовыми. Милана задала вопрос: «А что, ягодой можно рисовать?» В беседе подошли к выводу: можно попробовать сделать краски для рисования. Дети задумались: «Какие ещё растения, растущие в нашей местности, подойдут для этой цели?»
Гипотеза: если мы узнаем, из чего можно получить краски, то сможем сами их сделать, расскажем другим и будем использовать в рисовании.
Поэтому объектом нашего исследования стали растения, растущие в нашем районе, а предметом исследования – их способность окрашивать.
Таким образом, тема образовательного проекта была инициирована самими дошкольниками.
Начиная исследование, мы предположили:
Если растения имеют яркую окраску своей надземной части, то они могут окрашивать предметы в разные цвета (имеют способность окрашивать).
Если растения могут окрашивать предметы, то из них можно сделать краску и рисовать ею.
Если есть красящие растения, то зачем синтетические краски?
2 этап. Теоретическая часть. История возникновения красок.
Возникли вопросы: как появились краски? Чем рисовали древние художники?
В этом вопросе наши родителивзяли инициативу на себя:найти ответы на эти вопросы с помощью изучения информации, полученной из различных источников (посещение художественных музеев, познавательная литература, интернет, видеофильмы).
3 этап.Практический.
Проведены эксперименты детей и родителей:
Эксперимент 1.
Цель – выяснить, все ли растения имеют способность окрашивать, в какие цвета окрашивают растения бумагу и ткань.
Эксперимент 2.
Цель – выяснить возможность создать картину, используя красящие способности растений.
Проведены опыты
Опыт 1. Изготовление красок для рисования.