Информационные ресурсы Интернета




Информационные ресурсы: гипермедиа, аудио, видео

Гипермедиа — термин, введённый Тедом Нельсоном, и использованный в его работе Complex information processing: a file structure for the complex, the changing and the indeterminate 1965 год. Гипермедиа — это гипертекст, в который включены графика, звук, видео, текст и ссылки, для того чтобы создать основу нелинейной среды информации. Гипермедиа соотносится с определением мультимедиа, которое используется чтобы описать неинтерактивные последовательные данные также как и гипермедиа.

Всемирная Паутина — классический пример гипермедиа, где интерактивные единицы соседствуют с мультимедийными.

Программы для создания гипермедиа

· d2h --- программа, которая генерирует оглавление, базируясь на информации, извлечённой из несжатого файла диаграммы Dia (XML файла).

Оглавление вставляется в каждый текстовый файл, указанный в диаграмме. Медиа файлы указываются в оглавлении, но правка в них не вносится. Таким образом, текстовые и медиафайлы автоматически связываются гиперссылками.

· hypernon --- программа для создания и управления ссылками между гипермедиа страницами.

Информационные ресурсы Интернета


Под ресурсами Интернета ( англ. “Internet Resources”) понимается совокупность информационных запасов всей совокупности сетей, предоставляемых пользователю Интернета. Отметим, что к концу 2004 года в России насчитывалось около 15 млн., а в Москве – около двух млн. пользователей Интернета.

Цель размещения информационных ресурсов Интернета заключаться в качественном и оперативном предоставлении их пользователям, создании им возможности работы с разнообразной информацией, размещённой в различных регионах планеты. Для достижения этой цели, кроме создания эффективно действующих правовых механизмов, необходимо решить следующие задачи: классификации и систематизации обширной информации по отраслям знаний; определения способа нахождения необходимого пользователю ресурса. К сожалению, полной классификационной картины информационных ресурсов Интернета пока не существует, но исследования в этом направлении ведутся.

Предлагаются различные их деления. В Интернете множество видов информационных ресурсов, отличающихся: тематикой (по археологии, музыке и т. п.), направленностью, содержанием, доступностью или охватом предлагаемой пользователям информации (например, ресурсы правительства).

Тематические информационные ресурсы обычно отражают коллекции художественных произведений, стихов, фантастики, фотографий и др. Они могут включать много или несколько различных тем, а также быть посвящёнными одной проблеме и при этом затрагивать различные типы, виды, содержание и др. Кроме общепринятых, к ним следует отнести БД рефератов, курсовых и дипломных работ.

По виду информационные ресурсы Интернета можно разделить на: документы, аналогичные традиционным (документы, периодические издания, книги, брошюры и т.п.); графические изображения (картины, фотографии, диаграммы и т.п.); интерактивные (банеры и т.п.) и мультимедийные ресурсы (звук, видео, анимация).

По принадлежности и содержанию можно выделить: государственные (Правительства РФ и Субъектов Федерации), территориальные (региональные), политические, военные, общественные, научные, научно-технические, правовые, коммерческие, образовательные, художественные, СМИ (новости, ТВ), развлекательные, рекламные и иные информационные ресурсы.

Существуют информационные ресурсы, представляющие организации, учреждения, фирмы, в том числе библиотеки и информационные службы.

По назначению информационные ресурсы можно разделить на: возрастные, гетерогенные, национальные, религиозные, территориальные, коммерческие, производственные, технологические, учебные, туристические и спортивные, развлекательные, справочные и др.

Ряд информационных ресурсов трудно отнести к какому-либо виду, например, появившийся в 1994 году частный сайт “Библиотека Мошкова” (https://lib.ru), представляет значительные собрания условно систематизированных электронных документов, в большинстве художественного характера.

Информационные ресурсы в Интернете размещаются на серверах и представляют сайты, порталы (государственные, политические, общественные, коммерческие, религиозные, учебные, частные и иные) и БД.

Для поиска в Интернете широко используют поисковые системы (поисковые машины). Это специальный веб-сайт, на котором пользователь по заданному запросу может получить соответствующие ссылки на сайты и документы. Поисковая система состоит из:

1) поискового робота;
2) индекса системы;
3) программы, которая: обрабатывает запрос пользователя, находит в индексе документы, отвечающие критериям запроса, и выводит список найденных документов в порядке убывания релевантности.

В мире насчитывается 45 тыс. поисковых машин для открытого (“поверхностного”) Интернета. Среди множества поисковых отечественных и зарубежных машин, предоставляющих информационные ресурсы в Интернете, отметим: AltaVista, Google и Рамблер, Яндекс и другие.

В общем случае информация, представленная на сайтах и порталах в Интернете – потребительские информационные ресурсы. По мнению специалистов в сети на порядок больше документов, которые скрыты от широкого круга пользователей, что на 99% видимое содержание (контент) сайтов не представляет никакой ценности. Однако цели и назначение предлагаемых информационных ресурсов, а также интересы пользователей многогранны и разделяются по различным критериям.

Среди информационных ресурсов, ориентированных на большую аудиторию пользователей, совершенно очевидно выделяются средства массовой информации (СМИ).

СМИ достаточно быстро осознав преимущества и достоинства Интернета, активно ведут в нём различные виды деятельности. Важным аспектом представления пользователям публикаций являются создаваемые в Интернете электронные газеты и журналы. Они могут отражать материалы существующих печатных оригинальных изданий или быть полностью электронными, т.е. не имеющими печатных аналогов.

В середине 1995 года около 300 коммерческих газет работали или планировали работу с электронными видами услуг (из них 199 находились в США и 55 в Европе). Это электронные доски объявлений, электронные информационные службы (в том числе новостей), электронные газеты и сайты. Например, сайт Global Network Navogator (https://www.gnn.com) является одной из первых публикаций в WWW и содержит множество интересных соединений, путеводителей, тематических статей. New York Times (https://nytimesfax.com) – сетевой вариант газеты “New York Times”, а GAZETA.RU ( https://www.gazeta.ru) – электронная газета Российских политических новостей и т.д.

Одним из представителей электронных изданий, не имеющих печатных аналогов, является научный электронный журнал “Электронные библиотеки” (www.iis.ru/el-lib/).

Также многообразна развлекательная информация в Интернете. Кроме текстовых и графических данных, в Интернете можно слушать музыку, смотреть фильмы и мультфильмы, играть в игры и др.

 

Следует знать, что гипертекстовые технологии используются в информационных сетях, базирующихся на веб-технологиях. WWW (World Wide Web) – это глобальный механизм обмена информацией и популярная служба Интернета. Её основой являются HTTP и HTML, т.е. гипертекстовые технологии.

HTTP (Hyper Text Transfer Protocol) –транспортный протокол передачи гипертекстовых данных для связи веб-серверов и веб-клиентов, а HTML (Hyper Text Markup Language) – язык гипертекстовой разметки. Благодаря ему, можно не только формировать гипертекстовые документы, но осуществлять связь текста и изображения с документами, расположенными на другом веб-сервере и др. HTML использует механизм гиперссылок.

Гиперссылка или гиперсвязь (Hyperlink) – это фрагмент HTML-документа, указывающий на другой файл, который может быть расположен в Интернете или содержать полный путь к этому файлу. В качестве фрагментов или объектов могут быть представлены графические статические и динамические изображения, звук и др.

Гиперссылка для пользователя – это графическое изображение, текст на сайте или в письме электронной почты, устанавливающие связь и позволяющие переходить к другим объектам Интернета. При этом гипертекстовый документ – это файл, содержащий различные виды информации и имеющий в своей структуре гиперссылки на другие файлы или сам являющийся документом, на который есть ссылка в другом файле, расположенном на некотором сервере в любой точке планеты.

Гипертекстовый документ, размещённый на сервере с использованием WWW, называют Web-страницей (веб-страницей). Структура таких документов формируется с помощью последовательности тегов – элементов языка HTML, включающих тексты в формате ASCII. Тег или тэг (англ. “Tag” – метка) является признаком объекта, который управляет соответствующим кодом. Обычно тэги бывают парными, т.е. открывающими и закрывающими команду (дескриптор). Однако существуют операторы, не требующие их выключения (закрытия). Для указания признака объекта и (или) его состояния к тегам добавляются атрибуты и т.д.

На смену HTML пришёл новый язык разметки документов – XML (eXtensible Markup Language). Его использование позволит значительно упростить процессы взаимодействия между информационными системами, обеспечить эффективное управление предприятиями, использовать системы электронной коммерции и др.

Для создания гипертекстовых документов и веб-страниц применяют как обычное ПО, так и специальные программы. Важно при этом добиваться оптимальных (а лучше минимальных) размеров гипертекстовых файлов, чтобы сократить время на их загрузки на компьютер пользователя. Для решения этой же задачи, следует не перегружать страницы, особенно графическими и мультимедийными данными. Кроме того, замедление загрузки файлов возникают и по техническим причинам, включающим низкое быстродействие компьютера и модема пользователя, а также самой сети, подключение к которой предоставляет интернет-провайдер.

Для поиска в Интернете и просмотра найденных данных используют специальные программы-браузеры: Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera и др.

Гипертекстовые технологии широко используются в настольных издательских системах, в системах управления документами (СУД), в системах подготовки электронных документов и др. Одним из перспективных направлений развития гипертекстовых систем является технология гипермедиа – соединение технологий гипертекста и мультимедиа (интеграция текста, графики, звука, видео). Гипертекстовые технологии способствовали созданию в информационных сетях информационных хранилищ, доступ к которым получают самые различные категории пользователей.

В результате в Интернете сформированы огромные и свободно доступные широким массам пользователей (открытые) самые разнообразные информационные ресурсы. В Интернете присутствует множество информационных ресурсов, отличающихся: тематикой (по археологии, музыке и т. п.), направленностью, содержанием, доступностью или охватом предлагаемой пользователям информации (например, ресурсы правительства). Они размещаются на серверах и представляют сайты, порталы (государственные, политические, общественные, коммерческие, религиозные, учебные, частные и иные) и БД.

Для поиска в Интернете широко используют специальные поисковые системы (поисковые машины): AltaVista, Google и Рамблер, Яндекс и другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: