Энгельсского муниципального района




Муниципальные Педагогические чтения

Учителей начальных классов

Общеобразовательных организаций

Энгельсского муниципального района

«Учимся вместе: новые форматы для новых результатов»

 

Направление: Комфортная образовательная среда: учитываем интересы всех или каждого?

 

Доклад: «Технология формирования социально - коммуникативных навыков "Умелый класс" в начальной школе»

 

Автор доклада:

Алексашенко Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

 

 

2022 г

Доклад: «Технология формирования социально - коммуникативных навыков "Умелый класс" в начальной школе»

У любого ребенка в разные периоды жизни случаются определенные проблемы. Это могут быть страхи, дурные привычки или трудности в обучении чему-либо. Обычно они разрешаются сами по себе, но иногда могут длиться довольно долго, и тогда взрослые начинают искать возможности их решения. В такие моменты они нуждаются в том, чтобы кто-то подсказал им, как помочь ребенку. Освоение навыков – именно такая подсказка.

Программа «Умелый класс» - это метод преодоления детских проблем позитивным и приятным способом через обучение новым навыкам. Метод разработан в 90-х годах в Финляндии и с тех пор стал популярным во многих странах.

Автором программы «Умелый класс» является Бен Фурман – содиректор Хельсинского института краткосрочной терапии, психиатр, психотерапевт, тренер, консультант в области психологии и психотерапии. Автор более 20 книг, из которых переведены на русский язык «Никогда не поздно иметь счастливое детство», «Хостинг терапевтических бесед», «Детские навыки: Практические и игровые решения детских проблем» и др.

Основная идея этого метода довольно проста. Мы не говорим о проблемах, а только о приобретаемых навыках. Какой бы ни была проблема ребенка, всегда есть навык, которому этот ребенок может научиться, чтобы преодолеть проблему. Метод требует нового способа мышления: следует перейти от разговора о проблемах к разговору о навыках. Необходимо думать какой навык соотносится с каждой конкретной проблемой.

Познакомившись на семинаре с методикой Бена Фурмана, я заинтересовалась его работой и с сентября 2020 года сала участником международной экспериментально - исследовательской программы «Умелый класс: формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей»

Сначала с участниками программы были проведены теоретические занятия в виде лекций. Обучение проходило дистанционно как с самим автором методики, так и с педагогами, которые не первый год применяют метод на практике. Коллеги делились опытом, который накопили за время работы над проектом. Рассказы их были яркими и увлекательными, мотивируя новичков к работе. После участия в программе мне также захотелось поделиться своим опытом современных образовательных технологий в работе с классным коллективом, используя методику Бена Фурмана «Умелый класс».

Участники программы «Умелый класс» становятся дети начальной школы, их родители и педагоги. Родители и педагоги воспитывают одних и тех же детей, а успешность в воспитании будет тогда, когда учитель и родитель будут работать совместно и станут в достижении своей цели союзниками. Методику «Умелый класс» можно смело назвать классно-семейным проектом. Он является лучшим примером сотрудничества.

С чего же начать работу над проектом? В первую очередь в работе необходимо сразу подключать родителей. Ведь в отличии от школы семья воздействует на ребёнка каждодневно, а поэтому располагает неограниченными возможностями формирования его личностных качеств. Совместно с группой творческих учителей - единомышленников под руководством педагога была спланирована работа с родителями.

Первым шагом в работе с родителями является - погружение. С этой целью в классе проводится родительское собрание, на котором рассказывается о проекте, аргументируя своё решение принять участие в его реализации. В моём классе родительское собрание прошло в дистанционном режиме, на котором и сообщилось решение участвовать в проекте. Кроме этого вопроса ничего не сообщалось, не обсуждалось, что придало огромную значимость данному проекту. Родители были погружены в планируемую работу и с большим интересом откликнулись на эту затею.

На следующем этапе работы проведение анкетирования родителей. В начале анкеты педагог благодарит за то, что родитель интересуется школьной жизнью своего ребёнка. Затем предлагает оценить по 10-балной шкале на сколько родитель готов участвовать в проекте, и на сколько хорошо владеет навыками их ребёнок в каждом из предложенных на сегодняшний день. Берутся навыки коллективные 6 общие и 22 индивидуальные. После проведения анкетирования, обработки данных и выбора единого общего навыка, родители активно участвуют в отработке умения у своего ребёнка. Всем понятно, что работать над коллективными, а тем более над индивидуальными умениями, ребята не могут только в школе. А выходя за порог школы, и вовсе могут забыть про это умение. Поэтому участие родителей просто необходимо в этом проекте, ведь работать над умением необходимо постоянно.

Последний этап работы с родителями - рефлексия. В конце учебного года проводится родительское собрание, с целью подведения итогов проделанной работе. Наблюдая за поведением ребят во время прохождения проекта заметны изменения: дети становятся терпимее друг к другу, стараются сразу прийти на помощь однокласснику, дети- молчуны - начинают больше говорить о своих успехах, ребята в классе становятся более организованными.

Работа над проектом «Умелый класс» с детьми - также начинается с погруженияв игру через проведение классного часа, на котором учитель с восторгом рассказывает об участии класса в данной игре. Рассматривается вопрос: «Как вы понимаете что такое «Умелый класс?», направляя ответы ребят на освоение универсальных учебных навыков таких как: научиться работать в группе, быть добрыми, внимательными друг к другу, организованными.

При выборе отработки общего навыка дети хорошо осознают, какой навык они хотят освоить. Обычно они сами понимают, что в классе есть какие-то проблемы. Необходимо высказаться: «Почему для класса важно овладеть именно этим навыком?» «Какие положительные стороны могут проявиться при освоении этого навыка? «Кто получит от этого пользу и какую?» Выбранный навык помещается на видное место.

Каждый ребёнок сам способен определить на каком уровне сформирован конкретный навык у класса. Но как понять педагогу какой навык требует серьёзного внимания? В практике используются несколько вариантов выбора: поведения голосования, высказывания своего нения о умении каждого ученика, но самый удобный способ – это анкетирование. В практике наблюдается, что работая над одним навыком, можно параллельно научиться и другим навыкам. Так при сборе портфеля можно научиться быстро готовиться к урокам, удобно распределять содержимое портфеля, содержать рабочее место в прядке.

Выбор общего навыка, заинтересованность детей, мотивируется привлечением других педагогов, а также администрации школы. Важность и значимость проекта даёт письмо директору, которое пишется коллективно и индивидуально подписывается каждым из ребят. Такой подход со стороны взрослых показывает детям заинтересованность взрослых к решению детских проблем, к поддержке и пониманию.

При отработке навыка необходимо найти помощников, которые будут помогать работать над навыком. Это могут быть учителя, родители, одноклассники. Такими же напарниками могут стать сказочные герои. Необходимо детям сообщить, что герой - помощник – эта символ их внутренней силы. Изображение помощника также должно находиться в классе и дома на видном месте. Можно использовать жесты - подсказки, если хорошо справился с навыком, то покажи его «хорошая работа». Можно использовать слова - подсказки «СОБИРАЙ- КА», которые тоже будут напоминать о работе над навыком. Некая таинственность, кодовые слова, жесты делают класс более сплочённым. Также необходимо постоянно хвалить ребят, мотивируя их, подсказывая как быстрее научиться овладению навыков. Дежурство в классе, приём «открытый микрофон», проговаривание о своих успехах - всё это подталкивает на активную работу.

Как же понять, что навык уже усвоен? Во - первых, необходимо определить за какой промежуток времени можно освоить навык. Это происходит от двух недель до одного месяца. Во - вторых, ребята сами должны сказать, что с данным навыком они уже справились. В случае, если класс не освоил навык за отведённое время, то можно продлить реализацию первого этапа на одну или несколько недель. Затягивать этап не надо. Не следует требовать от класса идеального владения выбранным навыком. Цель первого этапа состоит не в том, чтобы ученики достигли совершенства в данном навыке, а то чтобы познакомить с двумя ключевыми идеями «Умелого класса»:

- детям легче преодолевать проблемы, если преобразовать их в изучаемые навыки

- детям легче осваивать навыки, когда они активно помогают и оказывают поддержку друг другу

Работа над навыком заканчивается празднованием. Заранее планируется вместе с родителями и детьми как можно провести праздник. На празднике ребята могут рассказать о навыках, которые они овладели, о том как они практиковали этот навык, как помогали и поддерживали друг друга. На праздник обязательно должны быть награждения, сладкие угощения, чтобы у ребёнка закрепился успех и непреодолимое желание продолжать участвовать в игре.

На втором этапе каждый ребёнок выбирает один навык - из списка 22 личных навыков, который он выучит или станет лучше при помощи своей команды по навыкам. Эта фаза длится три – четыре недели. Учитель делит класс на команды навыков, состоящие из трёх - четырёх учеников, которые будут помогать и поддерживать друг друга в обучении.

После того как ученики освоили свои навыки - или ученики добились значительных успехов – класс может получить сертификат «Умелый класс», который им выдают на запланированном праздновании в конце учебного года.

Этапы «Умелого класса» основаны на 15 - шагах Бена Фурмана, который предлагает плохое поведение не воспринимать как проблему, а видеть в этом возможность научить ребенка чему-то новому и полезному.

 

Список использованных источников:

1. https://youtu.be/QhvY-W1gRGU Youtube канал Б.Фурмана

2. https://youtu.be/W6plW7yS9ac Учитель и дети рассказывают о проекте «Умелый класс»

3. https://youtu.be/MeKWNQhdbsQ Дети рассказывают о проекте Умелый класс

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: