Занятие 2
Учимся выявлять проблему текста
I. Что делаем до того, как сформулировать проблему? (предтекстовая работа)
1) информация об авторе
2) информация задания 22
2) информация задания 26
II. Выявляем проблему (аналитическая работа с текстом)
а) рамка текста (начало и конец)
б) ключевые слова: объективные и субъективные
в) особенности синтаксиса текста (абзацное членение, знаки препинания…), шрифтовые выделения и т.п.
г) логико-смысловая схема текста (при необходимости)
Теоретический материал
Что такое проблема текста?
Типы проблем
Практикум
Задание 1
Выявляем проблему текста
И типичные ошибки при формулировании проблемы
Тип ошибки | Пример из сочинения | Комментарий |
1. | В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов. | |
2. | В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека. | |
3. | Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна. | |
4. | Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. | |
5. | Проблема текста в том, что история человечества – это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком. |
Практикум
Задание 2
Выделяем проблему текста с помощью ключевых слов и готовимся к комментированию проблемы
|
(1)Это случилось давно, осенью 1988 года, когда неожиданно рано, напутав с календарём, наступила зима. (2)Огромные, толстые льды покрыли северные моря и прижали к берегам Аляски несколько серых калифорнийских китов. (3)Животные метались на узкой полоске чистой воды между ледяными торосами и скалистыми берегами мыса Барроу. (4)С каждым днём полоска воды становилась всё меньше, и киты должны были погибнуть. (5)С берега за китами наблюдали жители посёлка, но помочь им не могли: не было ледоколов, способных взломать такие льды и пробить водный путь для погибающих морских животных.
(6)Помощь пришла из страны, обладавшей тогда самым мощным ледокольным флотом в мире. (7)Флагманский ледокол Дальневосточного пароходства «Адмирал Макаров» и дизель-электроход «Владимир Арсеньев» устремились на помощь.
(8)С рассветом подошли к огромным полям льда, тянущимся почти до самого берега, а там, впереди, за этими ледовыми нагромождениями, прижатые к берегам, погибали киты.
(9)Первым, круша льды, пошёл красавец ледокол, способный взламывать даже мощнейшие паковые торосы, за ним — дизель-электроход. (10)На обоих судах: опытные полярные капитаны, много лет работающие в Заполярье. (11)Спокойные команды, выверенные, чёткие решения, безукоризненное исполнение. (12)Тут понимают друг друга почти без слов.
(13)Работа предстояла сложная. (14)Пробить такой лёд этим гигантам было нетрудно, но как выйти точно на китов, что мечутся на узкой полоске свободной воды? (15)Как заставить их пойти в пробитый проход, поверив людям? 16) Как не дать льдам вновь сомкнуться, похоронив под собой животных?
|
(17)Такой практики эти морские волки не имели. (18)Ещё неделю назад шли в Заполярье на помощь гибнущим сухогрузам и успешно спасали и людей, и корабли, и грузы. (19)То была часть обычной для них героической работы, а здесь — киты, которые боятся человека и не понимают его действий. 20) Им не скажешь: «Следуйте за мной, я проведу вас к спасению, на чистую воду, свободную ото льда». (21)Их не убедишь, что ты спасатель, а не китобой.
(22)Но эти суровые, немногословные люди, много раз смотревшие в глаза опасности, сделали невероятное и вывели морских исполинов в море. (23)Киты ушли в своё бесконечное плавание, забыв сказать добрым и смелым людям спасибо, а отважные полярники опять пошли мимо мыса Дежнёва в наши северные моря очередной пароход ждал их помощи. (24)Там была обычная их работа — проводить торговые суда через полярные льды, потому что без этих судов и их грузов невозможно поддерживать жизнь на Крайнем Севере нашей страны. (25)Потому что огромная держава должна твёрдой ногой стоять на этих холодных и далеких берегах, где живут замечательные и смелые люди.
(26)Ныне во Владивостоке, в чудесном месте с видом на Амурский залив стоит памятник спасённым китам, который привезли к нам в дар из Америки (27)И бывший капитан ледокола «Адмирал Макаров» Сергей Фёдорович Решетов может прийти сюда и вспомнить то дорогое и удивительное время и, возможно встретить здесь своего коллегу, капитана дизель-электрохода «Владимир Арсеньев» Руслана Зайнигабдинова и других отважных, скромных, так и оставшихся неизвестными участников той ледовой эпопеи.
|
(По С. Сальникову)
Сергей Сальников (род. в 1949 г.) – современный писатель, публицист
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Киты оказались между ледяными торосами и скалистыми берегами мыса Барроу в результате раннего прихода зимы.
2) На обоих судах были малоопытные капитаны, не знавшие, что киты доверяют людям и понимают их действия.
3) Команде ледокола Дальневосточного пароходства «Адмирал Макаров» и до 1988 года приходилось участвовать в спасении китов.
4) Флагманский ледокол Дальневосточного пароходства «Адмирал Макаров» сумел пробить толстые льды, прижавшие к берегам Аляски несколько серых калифорнийских китов.
5) В Калифорнии поставлен памятник капитанам судов, спасших серых китов около мыса Барроу в 1988 году.
«Описать всю сложность положения, в котором оказались пришедшие на помощь китам моряки, автору помогает синтаксическое средство________(предложения 14-16). Характеризуя личности моряков Заполярья и подчёркивая особенности их ежедневного труда, С. Сальников использует лексическое средство выразительности _______________ («морские волки» в предложении 17), синтаксическое средство ____________(в предложении 18), а также троп ___________ («героической работы» в предложении 19, «отважные полярники» в предложении 23)».