Определяем общий КПД привода:
ηобще = ηРем . ηред . ηмуфт .ηnn3
(1)
где ηмуфт = 0.98-КПД муфты;
ηРем = 0.94 – КПД ременной передачи
ηред = 0.96 - КПД редуктора;
КПД пары подшипников качения.
Тогда
η= 0,94. 0,96. 0,98. 0,993= 0,858
Требуемая мощность на входе привода (валу электродвигателя):
(2)
Принимаем передаточное число редуктора из стандартного ряда:
,
передаточное число цепной передачи:
uоткр = 3,37
Тогда общее передаточное отношение привода равно
u= up. uоткр = 13,51 (3)
и частота вращения вала двигателя должна быть
(4)
В соответствии с рассчитанной мощностью и частотой вращения подбираем электродвигатель.
Наиболее соответствует расчетным параметрам электродвигатель 4А132М4Y3 с мощностью , номинальной частотой вращения .
При выборе этого двигателя получим окончательное значение передаточного отношения привода
. (5)
Сохраняя для зубчатой передачи рекомендуемое единым рядом чисел значение передаточного отношения , уточняем передаточное отношение цепной передачи
. (6)
Частота вращения переходного вала электродвигателя равна частоте вращения самого электродвигателя, посредством этого вала электродвигатель передает крутящий момент на клиноременную передачу.
. (7)
Частота вращения быстроходного вала редуктора:
(8)
Частота вращения тихоходного вала редуктора
(9)
Частота вращения вала исполнительного механизма равна частоте вращения тихоходного вала редуктора, т.к. они соединены муфтой
η3=η4 = 108,30 об/мин (10)
Момент на валу электродвигателя (на входе привода)
. (11)
Момент на быстроходном валу редуктора
(12)
Момент на тихоходном валу редуктора
|
(13)
Момент на валу исполнительного механизма (выходном валу привода) . (14)
Выбор материалов зубчатых колес. Определение допускаемых
Напряжений
Шестерня, зубья которой испытывают за одинаковое время работы большее число циклов нагружений, чем зубья колеса, находится в отношении выносливости в менее выгодных условиях. Поэтому необходимо, чтобы материал шестерни имел более высокие механические характеристики, чем материал колеса. В связи с этим для материала шестерни выбираем легированную конструкционную сталь.
Выбор материала для изготовления зубчатой передачи, их термической обработки и механические характеристики материалов представлены в таблице 1.
Таблица №1 – Материалы колес и их механические характеристики
Наименование | шестерня | колесо |
Марка стали | Сталь 40Х ГОСТ 4543-71 | Сталь 45 ГОСТ 1050-88 |
Термическая обработка | улучшение | Улучшение |
Интервал твердости, НВ | 269…302 | 235…262 |
Предел прочности, МПа | ||
Предел текучести, МПа | ||
Предел прочности, МПа | ||
Допускаемое контактное напряжение: шестерни - , колеса - , МПа | ||
Максимально допускаемое напряжение при перегрузках , МПа |
Таким образом, выбраны материалы зубчатых колес и определены допускаемые напряжения для проектного и проверочного расчета зубчатых передач. Дальнейшую методику расчета зубчатой цилиндрической прямозубой передачи рассмотри в пункте 2.3