Детей с моторной и сенсомоторной алалией нужно научить совершать простейшие движения губами и языком. Они не могут обучиться этому самостоятельно, так как плохо «чувствуют», как работают их мышцы. По внутреннему «мышечному ощущению» они не могут, например, «угадать», где в данный момент находится их язык, как расположены губы и что нужно сделать, чтобы придать органам речи другие положения.
Ребенку, понимающему речь, можно объяснять словами, что от него требуется. Если же у ребенка отсутствует понимание речи, для объяснения ему смысла заданий придется привлекать помощника — вы показываете ему упражнение, он выполняет его, затем это же движение должен совершить ребенок.
Выполнение действий по подражанию
Правила выполнения упражнений:
□ Ребенок должен попытаться повторить за вами движение по подражанию.
□ Если это не выходит, помогите ему пальцами.
□ Когда с вашей помощью движение получилось, пусть ребенок сам помогает себе пальцами — так же, как это делали вы (если движение не выходит безо всякой помощи).
□ После того как ребенок совершит нужное действие, помогая себе руками (например, достанет языком до углов рта, двигая его во рту пальцем), нужно уменьшить количество помощи. Дотрагивайтесь до углов его рта, а он пусть ставит туда язык. То есть вы прикосновением обозначаете движение, которое нужно совершить, а ребенок, опираясь на свои мышечные ощущения, возникающие от прикосновения, должен перемещать язык в нужное место.
□ Затем ребенку нужно самому дотрагиваться до нужного места, помогая себе переместить язык. Таким образом он учится планировать действие, которое ему предстоит выполнить.
|
□ В итоге ребенку нужно научиться совершать движения безо всякой помощи.
Все виды движений нужно разучивать и совершать, глядя в зеркало.
♦ Откройте рот. Ребенку нужно повторить движение. Если оно не выходит, потяните его за подбородок. Объясните: Открой рот, как будто ты собираешься кушать.
♦ Если нижняя челюсть напряжена, можно попытаться пальцами разомкнуть ребенку зубы, а затем потянуть за подбородок.
♦ После того как ребенок открыл рот, он должен закрыть его. При необходимости закройте ему рот, надавливая на подбородок.
♦ Нужно поочередно открывать и закрывать рот. Можно тянуть ребенка туда-сюда за подбородок.
♦ Пусть ребенок улыбнется, покажите ему движение, можете потянуть его за углы рта, напомните, как он смеется: ХИ-ХИ-ХИ. Нужно вытянуть губы в трубочку. Можно помочь ребенку пальцами надавив на углы рта и выдвинув губы вперед.
♦ Два предыдущих движения нужно совершать поочередно: улыбка — «трубочка», улыбка — «трубочка». Желательно, чтобы ребенок переключался с одного действия на другое как можно быстрей. Пусть ребенок откроет рот и высунет язык. Скажите: Покажи язычок. Можете трогать пальцем кончик его языка, отодвигая палец все дальше, чтобы ребенок тянулся за ним языком. Говорите: Достань мой пальчик! А ну-ка, достань!
♦ Затем язык нужно убрать обратно. Если это не выйдет у ребенка по подражанию, нажимайте пальцем на кончик его языка, проталкивая его внутрь рта.
♦ Два последние движения нужно выполнять поочередно. Пусть ребенок слегка улыбнется и достанет кончиком языка до одного из углов рта. Можете подтолкнуть его язык пальцем. Затем пусть достанет языком противоположный угол рта. В дальнейшем эти движения нужно выполнять поочередно и как можно быстрее.
|
♦ Пусть ребенок откроет рот и поднимет язык вверх, в принципе — вверх, не важно, к какому месту. Помогите ему пальцем. Очень широко открывать рот не нужно.
♦ Потом ребенок должен опустить язык, также — куда получится. Движения языком вверх и вниз нужно совершать поочередно. В дальнейшем желательно, чтобы ребенок поднимал язык именно к верхним резцам, а опускал за нижние.
♦ Ребенку нужно облизывать верхнюю и нижнюю губу (совершая движения языком сверху вниз).
♦ Для начала можно облизывать обе губы одновременно, высовывая изо рта язык и убирая обратно.
♦ Затем облизывать губы нужно движениями языка справа налево и слева направо.
♦ Покажите ребенку, как водить языком во рту от зубов по направлению к альвеолам и обратно. Пошире откройте рот, чтобы ему было удобно туда заглянуть. Поводите пальцем у него во рту — по нёбу, чтобы он почувствовал, какое действие должен совершить. Пусть сам ощупает у себя во рту нужное место. Первое время двигайте его язык пальцем. Ребенку нужно открывать и закрывать рот, звучно шлепая при этом губами (АП). Для начала захлопывайте ему губы пальцами. Показывайте, какие звуки должны получиться.
♦ Нужно (закрывая и открывая рот) смыкать и, размыкать губы (как бы жевать губами). Губы должны быть мягкими. Помните их пальцами. Покажите, какие звуки при этом должны получиться: АМ-АМ-АМ. Ребенку нужно высунуть язык между зубами и пожевать его. Должны слышаться звукосочетания: ЛА-ЛА-ЛА. Показывая ребенку упражнение, произносите их.
|
Если при выполнении последних трех упражнений у ребенка не будет выходить звучного произнесения (а только одни движения), ничего страшного.
♦ Пусть ребенок открывает рот на разную ширину (очень широко и слегка). Можно ограничивать рукой движение его подбородка. Пусть внимательно наблюдает за своим ртом в зеркале.
♦ Ребенок, приоткрыв рот, должен щупать кончиком языка внутреннюю поверхность верхних и нижних резцов. Покажите ему эти места пальцем.
♦ Нужно совершать различные комбинации движений из тех, которые были описаны. Показывайте цепочку из трех-четырех движений (например, улыбнитесь, вытяните губы в трубочку, поднимите язык, опустите вниз и т. п.), ребенку нужно запомнить действия и правильно повторить их последовательность.
Совершение действий с опорой на непроизвольные движения
Если движения у ребенка не получаются, да к тому же уже на этапе обследования вы заметили, что он с трудом принимает помощь, формировать у него двигательные навыки придется иначе. Нужно отталкиваться от непроизвольных движений, которые он выполняет. Например, он наверняка открывает и закрывает рот во время еды, жует пищу, смеется и т. п.
Принцип занятий такой: вы ловите момент (или преднамеренно создаете его), когда ребенок совершает какое-либо непроизвольное действие органами речи, тут же привлекаете к этому его внимание, показываете ему его же движение и просите, чтобы он повторил его.
Если ребенок не понимает речи, привлекайте к объяснению заданий помощника.
♦ Дайте ребенку яблоко. Когда он откроет рот, чтобы откусить, остановите его, можете попридержать ему зубы пальцами. Скажите: Вот видишь, ты открыл рот. Пусть ребенок посмотрит в зеркало. Если он не понимает речи, просто откройте рот вслед за ним и показывайте ему то на свой рот, то на его в зеркале. Затем попросите его просто открыть рот, помогите пальцами. С первого раза упражнение может не получиться. Повторяйте его, опираясь на другие ситуации, связанные с приемом пищи: например, давайте конфету.
♦ Когда ребенок случайно улыбнется, повторите его улыбку. Скажите: Ты улыбаешься. Улыбнись еще раз. Покажите ему его улыбку в зеркале. Пусть повторит ее. Оттяните ему уголки губ в стороны.
♦ Попросите ребенка поцеловать вас (сначала поцелуйте его сами, вытягивая губы в трубочку). Когда он будет пытаться поцеловать вас, отодвигайте щеку (как бы играя), чтобы он тянулся губами. Говорите: Покажи, как ты целуешь маму.
♦ Поднесите ко рту ребенка леденец и предложите лизнуть его. Если он не понимает речи, покажите, как это сделать. Пусть посмотрит в зеркало на свой высунутый язык.
♦ Касайтесь леденцом кончика его языка, то с правой стороны, то с левой, отодвигайте леденец то к одному углу рта, то к другому, чтобы ребенок совершал движения языком вправо-влево. Намажьте ребенку губы вареньем. Он будет вынужден облизнуть их.
♦ С аппетитом повторите его движение, попросите совершить еще раз. Намазывайте ему вареньем то верхнюю, то нижнюю губу, чтобы он
♦ облизывал их поочередно. Можно мазать ему чем-нибудь вкусным углы рта, чтобы он дотягивался до них языком.
Придумывайте другие ситуации, провоцирующие ребенка к совершению непроизвольных действий, которые затем нужно «превращать» в произвольные. Как только он освоит предложенный здесь объем движений и начнет совершать их самостоятельно (вы можете помогать ему пальцами), обучайте его выполнять более сложные действия, описанные в предыдущей главе.
Правила занятий с детьми
♦ Каждое движение нужно повторять многократно, пока оно не будет
♦ получаться легко, автоматически по вашей просьбе или показу. Не добивайтесь от ребенка сразу идеального выполнения заданий. Когда движение дается свободно, нужно забрать у ребенка зеркало, чтобы он учился совершать его, опираясь только на мышечные ощущения. Уже научившись совершать то или иное действие, ребенок через короткое время может «забывать», как оно выполняется. Это связано с тем, что у него слабая мышечная (кинестетическая) память. Повторяйте «забытые» упражнения. Уделите достаточное внимание упражнениям на выполнение серии действий. У детей с моторной и сенсомоторной алалиями плохо развита способность к переключению с одного движения на другое. К тому же у них нарушена способность запоминать последовательность действий.
♦ У ребенка с сенсорной алалией двигательные функции изначально не нарушены, но, поскольку он никогда не говорил, его органы речи нуждаются в некотором развитии. Выполняйте с ним комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, приведенный в главе, посвященной дизартрии.
Становление начальных речевых навыков
В формировании первоначальных речевых навыков нуждаются дети со всеми видами алалий. Разница лишь в одном: детям с моторной алалией достаточно словесно объяснять и показывать задания, детям же, не понимающим речи, большинство заданий придется объяснять, привлекая помощника и прибегая к различным уловкам и хитростям.
При выполнении упражнений со звуками нужно одновременно учить ребенка различать их на слух и произносить. При выполнении упражнений со словами нужно также одновременно формировать у ребенка понимание слов и умение их выговаривать. Произносить слова он может очень приблизительно.
Как и прежде, мы будем исходить из самого тяжелого случая недоразвития речи — сенсомоторной алалии, проявляющей себя самым упорным образом. Вам нужно подбирать задания, ориентируясь на речевые особенности и способности ребенка.
Задания со звуками речи
Цель занятий зависит от того нарушения, которое есть у ребенка.
□ Детей с моторной алалией нужно научить выговаривать звуки. Их произношение, скорее всего, придется формировать пальцами. Тем не менее заниматься с такими детьми легче, чем с детьми, у которых наблюдаются другие формы алалии, поскольку они способны понимать словесные инструкции.
□ Детей с сенсорной алалией нужно обучить узнавать и различать звуки на слух и одновременно произносить их. Ставить таким детям звуки можно по подражанию, так как у них не нарушены произносительные возможности. Зато объяснять смысл заданий часто придется через помощника.
□ При работе с детьми, страдающими сенсомоторной алалией, комбинируйте те и другие способы.
Некоторые упражнения у ребенка могут не получаться или получаться не сразу. Повторяйте их по нескольку раз. Занятия нужно начать с гласных звуков.
□ Покажите картинку с куклой, сделайте плаксивое лицо, откройте широко рот и скажите: А-А-А. Пусть ваш помощник сделает то же самое. Скажите ребенку: Теперь ты. Он должен открыть рот и сказать: А-А-А.
□ Если у него не получится, попытайтесь произносить А-А-А все вместе — втроем.
□ При необходимости откройте ребенку рот и пощекочите ребра. Звук (А) (или очень похожий на него) выйдет автоматически.
□ Снова откройте рот, покажите ребенку жестом, чтобы он сделал то же самое (и словами скажите: Открой рот). Когда он откроет рот, произнесите: А-А-А. Если он снова не сможет повторить, опять пощекочите его. Тяните [А] вместе с ним.
□ Засмейтесь: ХА-ХА-ХА. Звук |Х] выговаривайте еле заметно, делайте акцент на [А]. Будет получаться придыхательный (A). Пусть ваш помощник смеется подобным образом. Скажите ребенку: Я смеюсь. Папа смеется. Ты смейся (ткните его пальцем в грудь). Можете опять пощекотать его. Смейтесь втроем.
□ Затем смейтесь: ХО-ХО-ХО, произнося звуки, как в предыдущем упражнении. Будет выходить придыхательный [О]. Округлите ребенку губы, нажав на углы рта. Можно снова пощекотать его.
□ Опять посмейтесь: ХА-ХА-ХА (фактически: А-А-А). Скажите ребенку: Смейся! Откройте ему рот. Ткните в грудь пальцем. Нажмите ладонью на свою грудную клетку и потрясите ее вверх-вниз (показывая, как у вас получается смех). Выйдет дрожащий, прерывающийся звук [А]. Потом то же самое сделайте с грудью ребенка. Давите ощутимо. Произносите (А) вместе с ним.
Если в результате всех этих манипуляций ребенок не способен произнести звук [А], скорее всего, у него сильно нарушена способность выполнять действия по подражанию. Он полностью не понимает смысла того, что вы делаете с ним и чего вы от него добиваетесь. Это возможно, когда у ребенка есть отставание в умственном развитии. Проконсультируйте его у специалиста-дефектолога или детского психолога. В любом случае продолжайте заниматься с ним описанными в этой главе способами. Может быть, в результате многократных повторов он все же поймет смысл ваших действий.
Большинство детей с неосложненной алалией (даже сенсомоторной) улавливают смысл заданий по показу без приведенных здесь ухищрений. При различении звуков они опираются на демонстрацию артикуляции, пытаются копировать ее, произносят требуемые звуки и постепенно начинают узнавать их на слух.
♦ Когда ребенок вслед за вами или вместе с вами произнесет звук [А), произнесите его снова и, не прекращая тянуть, вытяните губы в трубочку— послышится [У]. Скажите: Теперь ты. Когда он начнет тянуть [А], можете нажать пальцами на углы его рта и вытянуть губы в трубочку.
♦ Повторите упражнение несколько раз. Затем сразу произнесите звук [У]. Ребенок должен повторить за вами. Можете вытянугь ему губы в трубочку.
♦ Длительно произнесите звук [У| и, сблизив губы, широко улыбнитесь — послышится [И]. Ребенку нужно повторить за вами. Можете помочь ему пальцами вытянугь губы.
♦ Сразу произнесите звук [И]. Ребенок повторяет за вами.
♦ Беззвучно показывайте ребенку артикуляции звуков [А], [У], [И]. Ребенку нужно копировать их и произносить звуки. Показывайте картинки с куклой, волком и лошадкой или изображайте их. Сначала произносите звуки вслух, говорите ребенку: Теперь ты — и показывайте артикуляции. Он должен повторять звуки.
Для дальнейших заданий понадобятся три красных флажка. Суть упражнений — научить ребенка на слух отличать один звук речи от других.
♦ Произнесите звук (А). Ребенку нужно повторить его (если он научился это делать). Затем очень медленно и внятно произносите звуковой ряд, неоднократно включающий в себя звук (А): [А], [Ж|, [Н], [И], [А], [У], [Р|, |М|, |А|. Когда будете произносить [А|, поднимайте флажок.
♦ Объясните: Я показываю флажком (махните флажком) [А|. Все согласные произносите без призвука гласного звука.
♦ Пусть ваш помощник выполнит задание с флажком, показывая ребенку, что тот должен делать. Скажите ребенку: Папа показывает флажком [А].
♦ Скажите ребенку: Теперь ты показывай флажком [А] (на [А] взмахните флажком). Произносите звуковой ряд, ребенку нужно поднимать флажок на каждый звук (А). Если он не понял задания, пусть выполняет его вместе с помощником. Можете делать это втроем. На каждый звук [А] говорите: Мы показали флажком [А].
♦ Пусть ребенок поднимает флажок на звуки |И] и [У]. Ваша инструкция: Покажи флажком [И] (|У]).
Ребенку нужно научиться выделять из звукового ряда звонкие согласные, произношение которых видно со стороны: [М], [Н], (Р). По нескольку раз произнесите каждый звук. Пусть ребенок рассмотрит их артикуляцию и пытается повторять их за вами (кроме [Р]). Звук [Н| произносите, чуть высовывая язык между зубами. Звук [Р] произносите, приоткрыв рот, чтобы ребенку было видно, как «дрожит» язык.
♦ Выполняйте с этими звуками упражнения с флажком. Звуки вводите по одному.
♦ Научите ребенка произносить звуки [М] и [Н]. Помогайте ему пальцами (сжимайте губы на (M); показывайте, куда поставить язык на [Н] — щупайте пальцем кончик его высунутого между зубами языка).
♦ Если звуки не выйдут достаточно звучными, пусть выговаривает их между звуками |А|. Нужно тянуть [А| и закрывать и открывать рот, смыкая губы (будет получаться (А-МА-МА-МА)). Для звука [Н] нужно тянуть (А) и закрывать рот так, чтоб язык оказывался зажатым между зубами (будет выходить [А-НА-НА-НА]). Звук [А] все время нужно произносить максимально звучно.
Теперь выделяйте из звукового ряда звуки: (В], [Д], [Б) (их произношение также хорошо заметно со стороны). Когда будете выговаривать звук [Д], делайте небольшую щель между резцами, чтобы ребенок видел кончик языка. При произнесении звука |Б] сначала надувайте губы и щеки, а потом звучно выпускайте изо рта воздух (иначе звук [Б] по артикуляции не будет отличаться от [М], и ребенок может путать их).
С перечисленными звуками выполняйте упражнения с флажком. Звуки подключайте по одному.
♦ Научите ребенка произносить звук [В|. Пусть закусывает зубами нижнюю губу и с голосом выдувает изо рта воздух. Если звук будет приглушенным, пусть произносит его между звуками [А] (как при постановке звуков [М] и [Н]).
♦ Научите ребенка произносить звук [Б]. Пусть надувает губы и щеки (вслед за вами) и гудит горлом, а потом с голосом произносит [Б]. Губы могут немного вибрировать. Если звук не получится звучным, пусть произносит: |БМ]. Между [Б| и |М| будет проскальзывать призвук гласного звука: БУМ или БЫМ. Пусть ребенок при этом бросает на пол мягкую игрушку. Перед этим со стуком бросьте ее сами и скажите: БУМ — упал ([У] произносите вскользь). Когда ребенок будет бросать игрушку и говорить БУМ, комментируйте: БУМ — упал. Таким образом вы формируете у него новое глагольное звукоподражание.
♦ Звук [Д| произносите многократно: [Д-Д-Д-Д]. Язык почти не сдвигайте с места, он должен виднеться между зубами. Изображайте, что стреляете из игрушечного пистолета. Скажите ребенку: Теперь ты. Пусть «стреляет» из пистолета и произносит серию звуков (Д).
Если вам не удастся добиться достаточно звучного произношения звуков, не расстраивайтесь. На первых порах просто нужно, чтобы ребенок хотя бы как-то начал их произносить. Когда он научится лучше слышать звуки и понимать инструкции (это касается детей с сенсорной алалией) и лучше овладеет своим речевым аппаратом (это касается детей с моторной алалией), нужно уточнить их произношение. Первое время ребенок может смягчать звуки — это нормально.
Наречия где, вот и тут. Слова да и нет
Материал этой и следующих глав в основном ориентирован на детей с сенсорной и сенсомоторной алалией. Цель занятий — научить их понимать смысл самых простых слов (а заодно и произносить их). Детям с моторной алалией смысл этих слов изначально ясен, поэтому основной упор делайте на произнесении слов.
♦ Играйте в игру: прячьте в комнате игрушку (собачку), чтобы ребенок видел, куда вы ее положили. Спрашивайте: Где АВ-АВ? Где собачка? Он должен принести ее. Наречие где произносите внятно. Если ребенок не поймет задания, объясните через помощника. Задавайте ему те же вопросы, он должен приносить игрушку. Снова прячьте игрушку и спрашивайте у ребенка, где она.
♦ Это упражнение делайте с другими игрушками, которые можно назвать знакомыми ребенку звукоподражаниями.
♦ Прячьте игрушку тайком от ребенка и спрашивайте, где она. Ему нужно ходить по комнате и искать ее. Когда он приближается к ней, подбадривайте его: да, да. Когда уходит в сторону, говорите: нет, нет. Нужно добиться, чтобы в поисках игрушки ребенок ориентировался на ваше да и нет. Первое время можете сопровождать слова соответствующими жестами.
♦ Пусть ваш помощник спрячет на глазах у ребенка игрушку. Вы ищете ее и спрашиваете у ребенка: АВ-АВ — тут? Показывайте пальцем в разные места комнаты. Ребенок должен отвечать утвердительным или отрицательным жестом. Когда он кивает головой, говорите: да, да; когда он трясет головой: нет, нет.
Научите ребенка говорить да. Разложите картинки или игрушки. Спрашивайте, показывая пальцем на картинку или игрушку: Это АВ-АВ? Когда ребенок будет кивать головой, говорите да. Пусть он смотрит на ваш рот и повторяет за вами. Покажите, куда поставить язык, пощупайте его кончик пальцем, пусть сам щупает его (язык должен слегка высовываться между зубами). На звук [А] широко открывайте рот, можно потянуть ребенка за подбородок. Звук [Д] может выходить приглушенным.
♦ Показывайте на куклу и спрашивайте: Это АВ-АВ? Ребенок будет качать головой. Вы комментируете: нет, нет.
Покажите, как произнести слово нет. Звук [Н'] выговаривайте, высовывая кончик языка между зубами. На следующий гласный звук можете оттягивать ребенку губы в стороны пальцами. Вместо нет у него может выходить не.
♦ Пусть ребенок спрячет игрушку (вы тайком подсматривайте, куда он ее положил). Спрашивайте у него, показывая пальцем то в нужное место, то в какое-либо другое: АВ-АВ — тут ими тут?
Научите ребенка произносить наречие тут. На звук [Т] пусть высовывает кончик языка между зубами. На [У] округляйте ему губы пальцами. Вместо тут может выходить ту. Чтобы ребенок понял, как произнести звук (T), почти беззвучно, шепотом пощелкайте языком на зубах (чуть высовывая кончик), при этом выдувая изо рта воздух. Будет слышаться несколько «чавкающий» звук [Т] ([Т-Т-Т]). Пусть ребенок повторит за вами. Пока он будет произносить, вытяните ему губы в трубочку (или пусть он сделает это сам), послышатся невнятные звукосочетания: ТУ-ТУ-ТУ. Для улучшения произношения попросите ребенка посильней выдувать изо рта воздух. Покажите, как это делать. Говорите ТУ, дуя ему на руку.
♦ В дальнейшем спрашивайте у ребенка: АВ-АВ, собачка, — тут? Он должен отвечать: тут.
♦ Положите две картинки с изображениями животных, звукоподражательные названия которых известны ребенку. Спрашивайте: Где АВ- АВ? Он должен показывать пальцем. Комментируйте его жест: вот, вот АВ-АВ.
Научите ребенка выговаривать наречие вот. При произнесении звука [В] пусть прикусывает нижнюю губу верхними резцами и звучно выдувает изо рта воздух. На звук [О] можете округлять ему губы пальцами. У ребенка может выходить во.
♦ Показывая нужную картинку, пусть ребенок говорит: вот.
♦ Это же упражнение делайте с тремя картинками (если получится, с четырьмя).
♦ Пусть ваш помощник спрячет игрушку. Вы с ребенком ищете ее. Вы говорите ему: Где АВ-АВ? Где? (и разводите в недоумении руками). Затем обращаетесь к помощнику: Где? Тот достает игрушку.
Научите ребенка произносить наречие где. На звук [Г] широко откройте рот и покажите, где у вас язык (в горле). Несколько раз произнесите звук [Г]. Пусть ребенок повторит. Если он не сможет «задвинуть» язык вглубь рта, продвиньте его туда шпателем. Пока ребенок повторяет звук, потихоньку отодвигайте шпатель, чтобы звук получался сам по себе. Затем внятно скажите: где (высовывая на звук [Д'] кончик языка между зубами). Пусть ребенок повторит Вместо где может получаться де.
♦ Пусть ваш помощник снова спрячет игрушку, вы с ребенком отыскивайте ее. Спрашивайте у помощника: Где АВ-АВ? Тот качает головой, пожимает плечами. Повернитесь к ребенку: Спросим у папы вместе: где? Только после того, как ребенок произнесет где, помощник дает игрушку.
Имена домашних
Слова мама, папа, баба, собственное имя, имена братьев и сестер, клички домашних питомцев ребенок, вероятнее всего, различает на слух (если у него есть хотя бы какое-то понимание речи). В этом случае нужно просто научить его их произносить (это касается и детей с моторной алалией). Если ребенок совсем не понимает речи, предварительно нужно сформировать у него понимание значения этих слов.
♦ Спросите у ребенка: Где мама? Он должен показать на вас пальцем. Добейтесь, чтобы он сказал: вот. Если он не опознает слово мама, произносите его многократно, очень внятно, указывая на себя пальцем: вот мама. Ребенок должен видеть ваш рот.
♦ Это же упражнение выполняйте с именами других домашних.
♦ Соберите всех домочадцев в комнате и спрашивайте у ребенка: Где мама? Где папа? — и т. п. Он должен показывать и говорить: вот.
Нужно научить ребенка произносить слова мама, папа, баба, другие имена домашних, включая его собственное. Для братишки и сестренки (а также котенка или щенка) придумайте простые по произношению уменьшительные
имена, желательно состоящие из одного слога или, если получится, — из двух
повторяющихся слогов.
Мама. Покажите, как произносится слово. Если у ребенка не получится повторить по подражанию, сжимайте ему губы пальцами на звук |М| и открывайте на звук |А| (он может делать это сам).
Пана. Покажите, как произнести звук [П]: сжимайте губы, слегка их надувая, и порциями выпускайте из них воздух, чтобы получался «шепотный» взрывной [П]. Пусть ребенок повторит за вами. Затем произнесите слог ПА следующим образом: [П-П-П-ПА-ПА-ПА]. Пусть ребенок повторит. Можете помогать ему пальцами, как при формировании слога МА. Баба. Напомните ребенку, как произносится звукоподражание: БУМ (упал). Пусть повторяет его (бросая на пол игрушку). Затем вслед за вами пусть произнесет слог БА. Можете помогать ему пальцами.
♦ Скажите: Позовем папу (папа может выйти за дверь). Вместе с ребенком кричите: Папа! Тот должен входить в комнату и брать ребенка на руки. Затем пусть ребенок зовет его сам.
♦ Точно так же зовите других домашних.
Глаголы и глагольные звукоподражания
Ребенка нужно научить различать слова-действия и глагольные звукоподражания на слух, а также произносить. Как можно скорей их нужно вводить в предложение.
♦ Бросьте со звуком на пол собачку. Скажите: БУМ — упала. АВ-АВ — БУМ, снова бросьте ее. Спросите: Что сделала собачка — АВ-АВ? Ребенку нужно ответить: БУМ. Можете произносить звукоподражание вместе.
♦ То же самое сделайте с кисой (другой игрушкой).
♦ Попеременно бросайте на пол то кису, то собачку. Спрашивайте: Кто БУМ? Ребенок должен отвечать: АВ-АВ или МЯУ.
Ребенка нужно научить произносить звукоподражания.
Собачка кусается: АВ-АВ. Тяните [А] и прикусывайте нижнюю губу с хищным видом. Ребенок повторяет за вами.
Корова мычит: МУ-МУ. Звукосочетание должно получиться у ребенка по подражанию. Если — нет, оттолкнитесь от слова мама. Пусть ребенок попеременно произносит мама и МУ-МУ, можете вытягивать ему пальцами губы в трубочку.
Мишка бубнит: БУ-БУ. Оттолкнитесь от слова баба, как в предыдущем задании.
Мышь пищит: ПИ-ПИ. Оттолкнитесь от слова папа. При произнесении звука |П'] пусть ребенок сильно улыбнется, а вы еще и дополнительно оттяните ему губы в стороны и прижмите подбородок, чтобы он не открывал рот. Гусь гогочет: ГА-ГА. Покажите ребенку, как у вас работает язык. Можете шпателем отодвинуть ему язык вглубь рта.
Курочка говорит: КО-КО. Также воспользуйтесь шпателем. Звук [К] произносите шепотом — он отличается от звука [Г] отсутствием голоса. Филин ухает: УХ-УХ. Напомните ребенку, как вы смеялись — ХА-ХА-ХА. Пусть повторит, затем пусть скажет: УХ.
Кошка мяукает: МЯУ. Ребенок должен произнести звукосочетание по подражанию. На звук |М'] пусть улыбается, а вы сжимайте ему губы, чтобы звук вышел более мягким.
Лиса тявкает: ТЯВ. Показывайте ребенку звуки [Т'] и [В]. На гласный сильно открывайте рот. Чтобы [Т*] получился мягким, ребенок должен пошире улыбаться.
Лягушка квакает: КВА. Звукоподражание сложное. Звук [К] можно ставить шпателем, затем ребенок должен закусывать губу, произносить [В|, а в конце говорить [А].
♦ Во время еды удобно формировать глагольное звукоподражание AM Положите себе в рот ложку (широко открыв его и сомкнув на черенке ложки губы). Одновременно с большим вкусом и аппетитом произнесите: AM. Поясните: мама — AM. Скажите ребенку: Покажи, как ты — AM. Пусть откроет рот, длительно скажет [А], в этот момент вы засовываете ему в рот ложку, он сжимает губы и говорит [М] — AM. Пусть кто-нибудь из ваших помощников кладет себе в рот ложку: AM. Спрашивайте у ребенка: Кто — AM? Он должен ответить: папа, баба и т. п.
♦ Во время игры пусть ребенок кормит куклу, собаку, мишку, подставляя им ко «рту» ложку. Спрашивайте: Собачка — АВ-АВ что делает? AM? Ребенку нужно отвечать: AM. В идеале он должен сам комментировать свои действия: АВ-АВ — AM и т. п.
Научите ребенка выговаривать местоимение кто. Пусть покажет, как говорит курочка. Повторите несколько раз: КО — кто. После [К] делайте очень небольшую паузу и, просовывая кончик языка между зубами, произносите ТО. Пусть ребенок повторяет. Не забывайте, что абсолютно точного произношения добиваться не нужно.
♦ Разложите картинки, персонажей которых можно назвать известными ребенку звукоподражаниями. Спрашивайте, указывая на картинку: Кто это? Кто? Он должен отвечать, используя нужное звукоподражание. Пододвиньте одну из картинок помощнику, спросите, показывая пальцем: Кто? Тот должен ответить: АВ-АВ. Затем пусть помощник даст ребенку другую картинку, спросит: Кто? Ребенок ответит: МЯУ. Скажите ребенку: Теперь ты дай мне картинку (слово дай сопровождайте жестом). Спроси у меня: Кто? (показывайте пальцем в картинку). Если ребенок не может понять смысла задания, повторите упражнение с помощником несколько раз. Скажите ребенку: Спросите у меня вместе с папой: Кто это? Кто? Затем ребенок должен задавать вопрос самостоятельно.