Происхождение и социальные функции княжеской власти




Князь и дружина в Древней Руси

Контрольная работа по истории восточных славян

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

заочной формы обучения

профили «История», «Обществознание»

Хорольская Мария Сергеевна

 

Проверил:

к.и.н., доцент Меркулов А.Н.

 

Воронеж 2020

Содержание

Введение

Происхождение и социальные функции княжеской власти

Состав и эволюция древнерусской дружины

Князь и дружина

Заключение

Список литературы

Введение

Объектом изучения данной работы является становление и развитие таких важных органов власти, как князь и княжеская дружина.

Актуальность данной темы обуславливается огромной ролью этих политических институтов в развитии русского государства.

Многие вопросы изучаемой темы исследователи понимают по-разному. В.И. Сергеевич считает князя высшим органом управления, без которого не могло бы существовать древнерусское общество[1]. И.Д. Беляев больше внимания уделяет развитию княжеской власти, ее отношениям с дружиной. Он подробнее, чем другие историки, исследует состав дружины: от чисто варяжского до существования в ней только славян[2]. И.Д. Беляев также занимается изучением функций князя на разных этапах развития государства.

После ознакомления с историографией изучаемого вопроса можно утверждать, что тема изучена глубоко. Это подтверждается полярностью мнений историков, исследовавших этот вопрос.

Цель данной работы - проследить происхождение и взаимодействие основных органов власти: князя, дружины и вече.

Задачи: исследование происхождения княжеской власти;

изучение отношений князя с дружиной и органом народовластия;

указать функции княжеской власти.

Происхождение и социальные функции княжеской власти

Происхождение государственных учреждений на Руси органически связано с возникновением и усилением княжеской власти.

История князей уходит в глубь столетий, к временам родоплеменного строя. Логически ясно, что княжеская власть выходит из власти племенных вождей. А с ростом населения племя, подразделявшееся на несколько распадается на ряд родственных племен, образующих племенной союз. Во главе этих союзов в V в. стояли вожди, возвышавшиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз. Подобные союзы в историографии фигурируют под термином «племенные княжения».

Помимо племенных княжений восточным славянам была известна еще одна организация союзов – когда союз организуют племена, которые уже сами входят в племенной союз. Это вторичный союз племен.

Логично, что союз, будучи внушительным межплеменным объединением, без элементов публичной власти, способной подняться над узкоплеменными интересами, вряд ли смог бы существовать. Поэтому политическая организация союза заключала в себе ростки государственности, олицетворяемой князем.

Для разных рангов характерны разные функции.

Статус вождя племенного союза постоянный. Он занимался внутренним строительством союза, собирал, организовывал и возглавлял войско, ведал внешней политикой союза, отправлял религиозные обряды, в то время как его судебные функции только зарождаются, а потому условны.

Деятельность главы союза союзов в значительной степени отличалась самостоятельностью и независимостью с вытекающими отсюда принуждениями.

На протяжении второй половины IX-X вв. обозначенные свойства княжеской власти получили дальнейшее развитие. Важную роль в этом сыграли несколько факторов:

- призвание варягов в 862 г. Оно способствовало отрыву княжеской власти от народа.

- объединение северной и южной Руси Олегом в 882 году. Создание единого государства потребовало от княжеской власти большей активности и самостоятельности.

Рассмотрим функции киевского князя. Известно точно, что в Древней Руси были и князья неваряжского происхождения. Логично предположить, что они обладали теми же функциями, что и киевские, варяги по происхождению. В X в. на князей по-прежнему возлагались задачи военного руководства и дипломатических отношений. Кроме того, в круг занятий киевского князя X в. входило подчинение восточнославянских племен и поддержание военно-политического господства над покоренными соседями, сбор дани как формы выражения подвластности. Более зримо, чем раньше, выступают религиозные функции князя. Расширились права князя в области суда и управления. Трудно говорить о развитости законодательной функции, но, несомненно, она появилась в X в. Ко времени правления Олега относятся первые известия о некоем «Законе Руском». Он упоминается в договоре Руси с греками 911 г., что говорит о появившейся законодательной функции князя. Другим свидетельством законодательной функции князя является содержащееся в «Повести временных лет» упоминание об учреждении Ольгой погостов, уроков и ловищ.

Итак, к концу X в. функции киевского князя заметно увеличились и усложнились, а власть усилилась, что явилось результатом распада родоплеменного строя.

Конец X-начало XI – важный этап развития княжеской власти на Руси. Это время неудержимого разложения родовых отношений. Родоплеменные связи вытесняются территориальными. Племенные союзы заменяют союзы общин.

Рассмотрим подробнее функции князя в XI-XII вв.

Князь по-прежнему должен был оберегать землю, где княжил. На князей возлагалось руководство оборонительными и наступательными действиями, что подчеркивает их преемственность от вождей V-X вв., им предписывалась и охрана торговых путей. С военной функцией князей тесно переплеталась и дипломатическая, т.к. война, какой бы длительной она ни была, обязательно заканчивалась подписанием мирного договора. Военно-дипломатическая работа князя имела своей целью поддержание внутренней безопасности подвластной территории. Князь, как и в предшествующее время, продолжал собирать определенную дань с волостей. По сравнению с предшествующими периодами компетенция князя в области суда значительно расширилась. Судебное разбирательство превратилось почти в повседневное занятие князя. Суд и управление волостями производились князем через его посадников и тиунов. На XI-XII вв. приходится интенсивная законодательная деятельность русских князей. Создаются Правда Ярослава, Правда Ярославичей, Уставы Владимира Мономаха. Вместе с судебными законами князьям также принадлежали законы о разных податях и повинностях, на что указывает и Русская Правда. Но нельзя предполагать, что все законодательство было сосредоточено в руках князя. Еще не существовало полного закона, и право выражалось в обычаях, поэтому князья только формулировали или отменяли утвердившийся, или исчезнувший обычай.

Подводя итог, можно сказать, что на разных этапах развития княжеская власть приобретала некоторые функции и некоторые утрачивала. Однако одной из главных целей князя всегда было поддержание внутреннего порядка и внешней безопасности подвластной территории.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: