АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ




 

Здесь уже изображаются не отдельные простые знаки, а развертываются перед зрителями цельные, иногда сложные сцены. Творчество здесь более обширное, чем в символе и более определенное в своей идее.

Виноградная лоза – часто встречается в первохристианских росписях. Изображение лозы и ее ветвей указывает на Христа и Его Церковь: «Аз есмь лоза, вы же рождие. Такие изображения имеют целью указать христианам на центральное Таинство Церкви — Евхаристию. Люди или клюющие гроздь птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми.

Десять дев - (фрески катакомбы Агнии 3 в., катакомбы Кириака) – притча о разумных и неразумных девах.

Добрый Пастырь – имеет тесную связь с символом агнца и опирается на библейские основания. В книге пророка Иезекииля и в псалмах Давида мир представляется под образом овчарни, управляемой Богом-Пастырем. Значение этого символа объясняется легко из евангельской притчи о Добром Пастыре. Пастырь есть Спаситель, поднявший на Свои рамена заблудшую овцу, Искупитель рода человеческого.

ИЗОБРАЖЕНИЯ БИБЛЕЙСКИХ СОБЫТИЙ

 

Цикл их не очень разнообразен по содержанию – одни и те же сюжеты чередуются обычно, не заменяясь другими. Однообразие здесь заметно и в художественной обработке. Явление это, по мнению некоторых археологов, объясняется тем, что церковь уже контролировала деятельность художников и держала их в определенных границах. Может быть, дело и в том, что в это время (3-4 вв.) искусство клонилось к упадку. Подражательность и бедность художественных форм всегда служат показателем упадка в искусстве. Отсюда и однообразие.

Ной в ковчеге – один из важнейших сюжетов. Ной встречает голубя с веткою в клюве.

Иона – это изображение имело несколько видов: Иону бросают в пасть морского чудища, чудище извергает его на берег, Иона сидит или лежит под деревом и т.д. Во всех случаях Иона в обнаженном виде. Фигура его составляет редкое явление в древнехристианской живописи. Изображение Ионы может иметь и символическое значение - к этому толкованию приводят прямые сопоставления Ионы со Спасителем, выраженные в Новом Завете и древнехристианской литературе.

Даниил во рве львином. Даниил - символ Воскресения.

Моисей. Изображения Моисея имеют исторический характер, но не символический. Его изображают снимающим свои сандалии, чтобы приблизиться к горящему кусту, проводящим народ израильский сквозь чермное море, изводящим воду из скалы, получающим скрижали от Бога.

К этой же категории библейских изображений нужно отнести: изображение трех отроков в огненной печи; Адама и Евы в момент грехопадения; Каина и Авеля, Иова, Самсона, Давида, Илии, возносящегося на небо, Товии, Сусанны, в виде овечки между двумя волками.

Из числа новозаветных событий в живописи катакомб встречаются следующие сюжеты:

Поклонение волхвов – это изображение повторяется до 10 раз в катакомбах Домитиллы, Маркеллина и Петра, Фразона, Кириака, Бальбины, Каллиста, Прискиллы и Домитиллы. Они относятся к 3-4 вв.

Есть в катакомбах неясные изображения Благовещения Пресвятой Богородицы, крещения Иисуса Христа, но одно из самых любимых древнехристианскими художниками и прекраснейших изображений –это воскрешение Лазаря. Этих изображений встречается свыше 20 раз.

Изображения Богоматери в катакомбах почти так же многочисленны, как изображения Спасителя. Но в то время, как Христос часто изображается символически, Богоматерь всегда изображается прямо и непосредственно. Все древние авторы согласны в том, что лицо Богоматери было прекрасным. Оно было, по словам Амвросия Медиоланского, образом возвышенного ума и нравственной чистоты. Древние художники при изображении Богоматери заботились как об изяществе формы, так и о достоинстве выражения. Часто изображается Она в виде Оранты, то есть с воздетыми в молитве руками. Такое изображение подчеркивает Ее роль Предстательницы пред Богом за Церковь и за мир, и в таком именно виде и изображается Она на многочисленных найденных в катакомбах донышках богослужебных сосудов. Иногда рядом с Нею изображаются Апостолы Петр и Павел, иногда Ее мать, святая Анна. Роль Ее особенно подчеркивается в сцене поклонения волхвов, изображавшейся очень часто в первые века христианства.

Наряду с изображениями прямыми или символическими Спасителя и Божией Матери мы видим в катакомбах и изображения Апостолов, пророков, мучеников, а также образы Ангелов, одним словом, все разнообразие христианской иконографии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: