ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛИТУРГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА




 

Это те, которые представляют совершение церковных таинств или указывают на них лишь символически. Сюда относится изображение рыбы - это один из наиболее распространенных символов первых веков.

 

 


Принятию христианами этого символа, конечно, способствовало то, что рыба играет большую роль в евангельском повествовании. Сам Спаситель неоднократно пользовался образом рыбы и рыбной ловли. Обращаясь к рыбакам, Он, естественно, употреблял образы, им близкие и понятные, и, призывая их к апостольскому служению, называл их «ловцами человеков» (Мф. 4, 19; Мк. 1, 17). Царствие Божие уподобляется Им сети, полной всякого рода рыбами. С рыбой сравниваются и небесные блага (Мф. 7, 9-11, 13, 47-48; Лк. 5, 10). Образы рыбака и рыбы, как символы проповедника и обращенного, вполне понятны.

Но широкое распространение этого символа в христианстве имело и другое основание, а именно: значение пяти букв, из которых состоит греческое слово рыба — Ichthus. Оно содержит пять букв, которые являются первыми буквами пяти слов, относящихся непосредственно ко Христу: lesous Christos Theou Uios Sdter, то есть Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Эти слова выражают веру в Божество Христово и Его спасительную миссию. Это своего рода древнейшая форма Символа веры, сосредоточенная в одном слове. Образ этот можно увидеть повсюду: и в стенных росписях, и на саркофагах, и в надгробных надписях, и на отдельных предметах. Маленьких рыбок из металла, камня, перламутра или стекла христиане носили на шее подобно тому, как мы носим нательный крест. На этих рыбках встречается слово «спаси» или «да спасешь».

Первое и основное значение рыбы — это Сам Христос. Чтобы показать, что Церковь основывается на Христе, изображается корабль, покоящийся на спине рыбы. Христос посреди христиан изображался в виде большой рыбы, окруженной маленькими. Символика рыбы связана с символикой воды и с таинством Крещения.

Рыба иногда означает и христианина. Более же всего подчеркивается евхаристическое значение этого символа. В катакомбах Люцины находится замечательное в этом смысле изображение – оно представляет двух плавающих рыб, на спинах которых находятся корзины, наполненные хлебами. Рыба – Иисус Христос, хлебы - символ Евхаристии. Всякий раз, как изображается таинство Евхаристии, будь то в виде трапезы, совершения самого таинства или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображается рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства Евхаристии. Она лишь указывает на значение хлеба и вина.

Агнец – символ Самого Христа, Его искупительной жертвы. Этот символ был весьма распространен в христианском искусстве. Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии. Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы - апостолы или, шире, вообще христиане.

К изображениям литургического характера относитсятакже виноградная лоза. Таким образом, главные евхаристические символы: агнец, хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, - получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан.

 

СКУЛЬПТУРА

 

Наиболее обширную ветвь искусства древнехристианского периода составляет фресковая живопись. Скульптура же находила применение в то время не столь широкое. Это явление обратное тому, что можно наблюдать в греко-римском искусстве - там скульптура занимала наиболее видное место и преобладала над живописью. То, что скульптура в древнехристианском искусстве не заняла подобное место не случайное явление, оно находит объяснение в исторических условиях, в которых развивалось искусство древних христиан. Уже то, что пластика в греко-римском искусстве служила языческому культу и составляла его опору, должно было вызвать предубеждение против нее со стороны первых христиан. Но есть и внутренние причины, заключенные в самом характере скульптуры и живописи, по которым христиане должны были предпочесть живопись скульптуре.

Скульптура по сути своей подчинена миру материальному и выразить более или менее сложную мысль для нее трудно. Скульптура реалистична по своему содержанию. Живопись в меньшей степени подчинена ограничениям со стороны материального мира, она более способна к широкому раскрытию идей и вообще имеет более духовный характер. Вот почему христианство, как религия Духа, вступило в тесный союз с живописью.

Скульптура в виде статуй никогда не находила здесь значительного распространения. И только рельефные изображения в виде резных и литых икон, крестов, диптихов, складней, окладов дают понять, что православное искусство Востока не порвало окончательно всех связей со скульптурой. Чем дальше отходило христианское искусство от греко-римского, тем больше ослабевало в нем чувство скульптурной красоты. Но от древнехристианского периода мы имеем еще немало памятников скульптуры, отчасти в виде цельных статуй, отчасти в саркофагах.

Из статуй можно перечислить следующие: статуэтка Доброго пастыря из Латеранского музея в Риме – это высокохудожественное произведение ставится наряду с классическими. Несколько подобных статуэток находятся в Константинополе, Риме и Спарте, что подтверждает единство искусства древнехристианского периода как на Западе, так и на Востоке. Затем следует мраморная статуя римского пресвитера Ипполита. Некоторые ученые предполагают, что первоначально эта скульптура изображала языческого ритора, а потом была переделана. Такие случаи встречались довольно часто. Еще один образец древней скульптуры представляет статуя апостола Петра, которая находится сейчас в римском соборе Св. Петра. Статуя эта имеет христианское происхождение, она была сделана в Риме греческим художником.

САРКОФАГИ – это вид обыкновенных гробниц из мрамора, порфира, терракоты и даже металла, продолговатой формы, размерами, немного превышающими размеры человеческого тела, с рельефными украшениями на лицевой стороне. Внутри саркофага полагался труп умершего. Этот обычай древние христиане переняли довольно рано, в первые два столетия. Но это не был широко распространенный обычай, в саркофагах тогда погребались только богатые и знатные лица. Происходило это по причине сравнительной бедности древних христиан и, к тому же, это было опасно – скульптор должен был делать саркофаг у всех на виду, в то время как живописец мог работать в катакомбах в относительной безопасности. Поэтому древние христиане мало занимались производством саркофагов. Если была необходимость, они покупали саркофаг у язычников и переделывали его по своим потребностям. Такое положение сохранялось только до 4 века. Признание христианства, дало сильный импульс христианскому искусству, в частности, содействовало распространению обычая хоронить мертвых в саркофагах. Их производство стало гораздо обширнее, и они получили христианский характер. До нас дошло немало памятников этого периода. Лучшая коллекция хранится в Латеранском музее в Риме.

Для того чтобы составить понятие о саркофагах и оценить их археологическую важность, необходимо познакомиться с общими приемами их орнаментики и характером тех изображений, которые здесь помещались. Наиболее видная часть саркофага – это его лицевая сторона, которую любили украшать художники. На ней, по всей длине, помещается ряд изображений христианского характера. Нередко поверхность этой стороны разделена на две части при помощи рельефного выступа и тогда там помещаются два ряда – верхний и нижний. Оба ряда высказывают одну и туже идею, а если художник хотел изобразить несколько независимых сюжетов, то он разделял поверхность при помощи вертикальных колонок, которые соединялись арками. Разделение на группы допускалось и при единстве основной мысли всех изображений саркофага.

В середине саркофага, в верхнем ряду помещался щит, поддерживаемый двумя гениями (мотив очень распространенный в искусстве), на щите полагалась эпитафия, в которой называлось имя умершего, число прожитых им лет, время смерти и т.д. Щит резко выделялся своими размерами. По сторонам щита и внизу располагались изображения религиозного характера. Содержание изображений на христианских саркофагах, кроме описанных выше, заимствуется из области символики. Можно встретить изображение символа Агнца в различных положениях, иногда четыре райские реки.

Для понимания того, как соединяются эти изображения на одном и том же саркофаге, выражают ли они одну строго определенную мысль, а также для ознакомления с композициями изображений, приведем описание замечательного саркофага, находящегося в Латеранском музее в Риме. Он был открыт под церковью Св. Павла и относится к концу 4 века. Середина саркофага занята бюстовым изображениями похороненных здесь супругов, вокруг них расположены изображения религиозного характера. В верхнем левом углу изображение Святой Троицы: Бог Отец изображен в виде зрелого мужа с благословляющим перстосложением, слева он него Сын Божий, создающий Еву из ребра Адамова, позади Святой Дух в человеческом образе, - это первая группа.. Вторая группа представляет Адама и Еву в Раю; справа – дерево, вокруг которого обвился змей с запрещенным плодом во рту; в середине между Адамом и Евой – Спаситель в образе юноши; правой рукой Он подает Адаму сноп пшеницы, как символ труда, на который обрекся первый человек через грехопадение, а левой рукой подает Еве ягненка – символ того, что она будет прясть шерсть и вообще заниматься домашним хозяйством, может быть, с указанием на нетленного Агнца-искупителя, который возьмет на себя грех прародителей. Внизу под этими двумя группами мы видим Богоматерь с Младенцем Иисусом, как Искупителем рода человеческого, за нею Иосиф, мнимый отец Спасителя; три волхва, как представители разных племен рода человеческого; приносят ему дары. Рядом с ними – чудо исцеления Спасителем слепого, как символ просвещения людей, находящихся во тьме.

Вверху с правой стороны саркофага – чудеса умножения хлебов, претворения воды в вино и воскрешение Лазаря, а под ними, в нижнем ряду, - предсказание об отречении Петра, причем изображены: Спаситель в виде молодого человека в тунике, с благословляющей десницей и свитком, апостол Петр в традиционном типе с курчавою бородой и волосами и петух, рядом взятие Петра под стражу и сцена изведения Моисеем воды из камня.

В середине под бюстовым изображением супругов помещен Даниил во рве львином; позади его находятся две неизвестные личности и справа пророк Аввакум, приносящий Даниилу хлебы. В целом, таким образом, мы видим здесь выражение важнейших моментов падения и искупления рода человеческого. Момент грехопадения рождает в художнике противоположные образы искупления; искупление является в виде рождения Спасителя и его чудес.

К этой же категории памятников скульптуры следует отнести мелкие произведения древнехристианской резьбы по дереву, металлу и слоновой кости, лепки, терракоты, чеканка и литейные произведения.

 

 

Древние христиане полагали печать искусства и на предметы домашнего обихода. Из числа этих предметов дошли до нас многочисленные лампы из терракоты: находят их не только в римских катакомбах, но и в Греции, в Египте, в Сирии. На лампах изображались символические фигуры рыбы, птицы, монограммы, крест, иногда библейские персонажи.

Изображениями религиозного характера украшали древние христиане также свои перстни, медальоны, амулеты и монеты.

Рассматривая искусство римских катакомб нельзя забывать, что мы имеем здесь дело лишь с одной из ветвей раннехристианского искусства, с ветвью греко-римской, дошедшей до нас в наибольшей сохранности. Для греко-римского искусства этого времени характерен его натурализм, то есть стремление в точности воспроизвести видимые предметы. Приведенные примеры показывают, насколько христианское искусство освобождается от этого натурализма. Что же касается техники этого греко-римского искусства, которая отличалась большим совершенством, она целиком была унаследована христианскими художниками в росписях катакомб. Благодаря этому первохристианское искусство отличается той же свежестью, тем же изяществом, что и искусство античное.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: